Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Огнем и мечом. Какие жертвы принесло Великое княжество Литовское на алтарь войны с царем Московским в 17 веке?

Царь Алексей Михайлович Тишайший
Царь Алексей Михайлович Тишайший

По традиции патриотические российские историки умилительно называют царя Алексея Михайловича Тишайшим. Отец Петра Первого рисуется не громилой с топором, прорубающим окна в Европу и на Черное море. Алексей Романов – царь  мирный, при нем Россия не ведала Смуты. Сидел себе государь-батюшка в палатах кремлёвских и молился, читал писания святых отцов да храмы  на пару с патриархом посещал. Ну, еще слабость имел – соколиную охоту. Потому и держал сотни охотничьих птиц вместе с конюхами да птицеловами, псарями.

Такой вот благопристойный монарх, настоящий отец нации правил русским народом в середине 17 века. И заботился помазанник божий о своих людишках так, что и другим царям завидно было.

Смотрины у царя Алексея Михайловича
Смотрины у царя Алексея Михайловича

При более пристальном рассмотрении сказки про тихий нрав Алексея Михайловича развеиваются, как туман на восходе солнца. Это при нем бунтовал Стенька Разин. При нем ходили на Кремль мужики, возмущенные боярской алчностью (Медный бунт 1662 года, из-за чрезмерных налогов и порчи монеты). Жертвы царских воевод пытались взывать к царскому имени, но их засекали и бросали в порубы, жгли на кострах. Что и говорить про церковный раскол, который тоже был инспирирован в правление Тишайшего царя.

Не принесло мира правление Алексея и на рубежах Московии с ВКЛ. В 1654 году царь собрался в крестовый поход на запад, отбивать якобы принадлежавшие ему некогда земли. (Ничего и никого не напоминает?) Великое княжество Литовское вынуждено было вступить в полосу разорительной и обильной жертвами бойни. Огнем и мечом прошлись царские полки по литвинской земле.

Готовясь к масштабной войне, Алексей Михайлович заверил бояр и святителей православной церкви в своем стремлении уничтожить всех неверных в соседних западных землях. То есть перевешать и порубить надо было всех, кто не принимал православную веру. Его речь в Успенском соборе московского Кремля произвела большое впечатление на московитов и многим внушила энтузиазм. Потому шли царские рати в поход с надеждой пограбить и разжиться сотнями рабов-литвинов.

Царь Алексей заботился о своей душе и много молился
Царь Алексей заботился о своей душе и много молился

Чего стоил этот объявленный царем поход за веру Великому княжеству Литовскому?

Самым главным «достижением» московитов было уменьшение населения ВКЛ. Жертвой войны 1654 года оказалось в первую очередь беззащитное население. До начала бойни в городах, местечках, деревнях Княжества Литовского проживало почти 3 миллиона жителей. К 1667 году численность населения снизилась до 1, 7 миллиона. Причем уровень 1650 года литвины смогли восстановить только к 1772 году.

В 1655 году ковенский земский судья Стэфан Медекша отмечал, что в Понемонье на дорогах не проехать из-за трупной вони и большого количества мертвецов, которыми завалены пепелища на местах бывших деревень. Жертв войны никто не хоронил. В 1658 году Шкловский повет не смог прокормить царские отряды, и князь Долгорукий увел своих головорезов на восток, чтобы воины не передохли с голодухи. Голод и моровое поветрие косили жителей и в других местах ВКЛ.

Интересно, что доставалось от царских войск не только иноверцам. Охотно убивали царские дворяне, стрельцы, казаки и православный люд, который пополнял отряды мстителей, рассеянных по лесам Могилевщины и Витебщины, Минщины. Этих «белорусских партизан» поддерживали православные священники, имевшие приходы на территории ВКЛ.

Партизан московиты называли шишами. Они наносили большой вред войскам царя Алексея. Под Мстиславлем прославился некий Яким Потапов. Под его командой было до полутора десятков шляхтичей и свыше 300 мужиков. Шиши Потапова отважились атаковать стоявшее под Мстиславлем московское войско, перебив немало врагов.

Московская рать грабила и убивала в землях литвинов
Московская рать грабила и убивала в землях литвинов

В середине 17 века православия в стране придерживались не все жители ВКЛ. Примерно треть населения исповедовала католицизм. Еще 30 процентов причисляли себя к греко-католической церкви, 10 процентов евреев молились в своих синагогах. Вот этих неверных и стали истреблять царские полки.

За дело воеводы Алексея Михайловича принимались с размахом. К примеру, князь  А. Трубецкой при осаде Слуцка вырезал всю округу без разбора. Причем был забит не только крупный рогатый скот, но и мелкий. А вместе со скотиной дворяне и казаки порубили и местных крестьян, испепелив их дворы. Об этих подвигах Трубецкой исправно доносил Алексею Михайловичу. Тот же воевода Трубецкой приказал до последнего человека перебить гарнизон Мстиславля.

В 1659-1660 годах по территории ВКЛ прошлись орды князей Лобанова-Ростовского, Барятинского. Они сожгли Старый Быхов, Рославль, Мстиславль. Бесчинствами завоевателей возмутились жители Берестья. Перебили гарнизон московитов. Князь Иван Хованский устроил в Бресте настоящий геноцид. Порубленных горожан побросали в ров под стенами крепости, чтобы убиенные не получили успокоения. Это считалось очень страшной карой, поскольку души брестчан-бунтовщиков не нашли пристанища и после кончины.

Вообще в отношении иноверцев московиты придерживались такой практики: убитых не предавали земле, а только забрасывали мусором, ветками, заваливали срубленными деревьями. В таком «погребении» скрывался религиозный смысл. Главное, не дать успокоения душам еретиков.

Особенно старательно вырезали московиты евреев. Могилев попал под московскую оккупацию летом 1654 года. Нехристей-иудеев московиты вывели на луг напротив городских стен. Всего в толпе было до 2 тысяч человек – старики, женщины, малые дети. Царские подручные предложили  евреям креститься. Предложение приняли несколько десятков человек. Их отпустили. Остальных упорствовавших в вере перебили саблями и пиками.  В иных городах воины защитника православной веры так себя не утруждали. Униатов, евреев, католиков вместе с монахами  просто загоняли в их храмы, которые обкладывали соломой и поджигали.

Советские историки приводят конкретные цифры приграничных с Московией земель ВКЛ. К примеру,  в 1648-1667 гг.   потери населения составили в следующих поветах:  Полоцкий - 74,8% населения, Мстиславский - 71,4%, Оршанский - 69,3%, Витебский - 62,1%, Речицкий - 61,2%, Минский - 62,9%. Повезло тем, кто был ближе к западу. В Слонимском повете потери населения исчислялись в  18,9%, в Лидском - 24,7%, Гродненском - 33,9%. После развязанной московитами войны 1654 года Великое княжество Литовское превратилось в выжженную пустыню. Деревни зарастали лесами.

Московиты угоняли тысячи простых жителей ВКЛ в неволю
Московиты угоняли тысячи простых жителей ВКЛ в неволю


Путешественники изумлялись безлюдью, проезжая к Москве через Литву. С лица земли были стерты тысячи населенных пунктов, как после нашествия монголов. Многие так и не были вновь восстановлены в будущем. Только в наше время археологи, к примеру, раскопали остатки города Казимира, владевшего Магдебургским правом.

Массовым были захват ремесленного люда в рабство. Московиты руководствовались царскими приказами о сбережении мастеровых. Жертвы царского произвола не имели никакой собственности и прав. За годы войны Московии и ВКЛ в боярские и царские вотчины было выведено до 300 тысяч литвинов. Так были подорваны литвинские промыслы, техника, ремесленная традиция.

Источники:
  • Мелешко В. И. Очерки аграрной истории Восточной Белоруссии (вторая половина XVII-XVIII в.). Мн., 1975
  • Курбатов О. А. Государев Смоленский поход 1654 года. «Седмица». — 2004.
  • Реляция о военном походе его царского величества Алексея Михайловича в Литву против Польского короля Яна Казимира, 1654 г. (Перевод с польского). «Витебская старина». — Витебск, 1885. — Т. 4.

Яцек Малаховский