Для начала
определим ряд понятий, с которыми нам придётся встретиться в этом материале.
Ведь от понимания того или иного слова зачастую зависит результат исканий.
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Вера — признание чего-нибудь истинным без опоры на факты или логику, лишь на основании внутренней (субъективной) уверенности, которая не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком какой-либо идеи, которая может стимулировать и направлять последующие деяния человека. Слово Вера также употребляется в смысле «религия», религиозное учение - например, христианская вера, мусульманская вера.
Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Здесь важны следующие ключевые слова: Удостоверенный логикой – т.е. логически непротиворечивый; Проверенный практикой – т.е. какова бы ни была теория, она может быть признана знанием только тогда, когда теоретические расчеты совпадают с результатами экспериментов. Отсюда вытекает такое свойство, как объективность – результаты эксперимента должны быть независимы от личности экспериментатора (эмоции, предрассудки, личные симпатии и антипатии, предубеждения и т.п.).
Наука – это сфера деятельности, в которой вырабатываются и систематизируются знания о действительности, допускающие доказательство или эмпирическую проверку. То есть, это интеллектуальная деятельность, направленная на получение, систематизацию и применение новых знаний.
Атеизм (от греч. άθεος, безбожный) — мировосприятие, согласно которому естественный, материальный мир является единственным и самодостаточным, а для объяснения явлений и описания законов природы не требуется привлечение сверхъестественных сил, например Бога, богов, духов, других внематериальных существ. Атеисты считают все существующие религии и верования творением самого человека, а появление Вселенной рассматривают с научной точки зрения.
Что из этих понятий нам становится ясно: религия и наука вещи диаметрально противоположные. В то время как наука идёт путём изучения фактов, поиска их доказательного подтверждения, проверки их истинности, религия идёт по пути безоговорочного и безусловного признания "истинности" своих утверждений лишь на основании авторитета основателя религии (либо норм, записанных неизвестно кем в религиозной литературе).
Часто можно услышать мнение, будто наука и религия не пересекаются и могут совершенно бесконфликтно существовать ввиду их направленности на разные области человеческой жизни (науки - на эмпирическое знание, а религии - на "внечувственное", "духовное"). Но это мнение крайне ошибочно, ведь и наука и религия являются основополагающими элементами двух различных между собой мировоззрений: религиозно-мистического (где вера в бога, душу и загробный мир обуславливает нормы поведения и жизненные устремления верующих), и научно-гуманистического (где нормы поведения и жизненные устремления человека обусловлены естественнонаучными знаниями).
Что бы там не утверждали религиозные деятели, заявляющие о важной роли религии в жизни общества, но мы живём в мире научных знаний. Все достижения человечества основаны на этих знаниях, на познании законов и фактов объективной реальности. То есть наше общество живёт и развивается благодаря научному прогрессу, появлению новых знаний, переустройства общества в соответствии с этими знаниями. Знания в физике и технике способствуют техническому развитию общества, а знания психологии и социологии способствуют культурному развитию общества. Также наука констатирует прискорбный для религии факт, что сверхъестественного в природе не существует. Сверхъестественное не только ничем не обосновывается и не подтверждается фактически, но и не обосновывается никакими теоретическими доводами с применением методов логики. Наука отражает картину мира в виде объективных знаний, и ни в одной научной теории, постулате или аксиоме не присутствуют даже намёки на сверхъестественное. Таким образом религия является полностью антинаучной формой "осознания" мира, утверждая наличие сверхъестественного.
Мировоззрением науки является атеизм. Атеизм идёт путём объективного, естественнонаучного познания мира, доказательного обоснования утверждений и возможности их проверки. То есть фактически слово "атеизм" является синонимом "научного мировоззрения". Как и для науки, для атеизма важны факты и доказательства, а не фантазии и домыслы. Как наука является сферой атеистического знания, так и атеизм является мировоззрением научным. Атеизм - это мировоззрение построенное на научных знаниях об объективных фактах реальности.
Религия же построена на догмах - утверждениях, которые объявляются неизменными и вечными. Отталкиваясь от этих догм религия учит небылицам противоречащим фактам объективной реальности и законам логики, и при этом религия без стыда объявляет себя носителем абсолютной истины, которую следует принимать такой, какой она подана, и само сомнение в истинности религиозного утверждения или мифа объявляется "глупостью", будь даже это сомнение обосновано хоть сотней научных данных, практических экспериментов или логических доводов. С точки зрения религии сомнение в истинности и справедливости религиозных утверждений является попросту невозможным, так как это нарушает принцип безоговорочной веры. Именно эта статичность и бескомпромиссность религии и делает её противостоящей научному мировоззрению и объективным знаниям.
Религия в современном мире - это анахронизм, устаревшее мировоззрение древнего невежественного общества, сформированное в результате скудности знаний о мире, и практики замены отсутствующих знаний фантазиями и домыслами. Особенно это касается религиозных представлений о происхождении мира, происхождении жизни, о месте человека в природе. Вместе с тем, есть и ряд религиозных норм, расхождение которых с объективными знаниями не столь заметно для непосвящённого человека. Таковыми являются вопросы нравственности, которую сегодня религия старается монополизировать, объявляет своим достижением, неким божьим даром, при этом догматическим - абсолютным, неизменным и вечным. То есть религия игнорирует социологические и психологические знания о возникновении нравственности в обществе, объявляя её своим производным, чем-то особенным, не поддающимся исследованию, анализу и качественным изменениям.
В действительности с вопросом нравственности всё обстоит несколько иначе, чем утверждает религия: нравственные нормы не были даны людям в виде божественных непререкаемых заповедей, а были сформулированы в процессе развития общества от первобытнообщинного строя до наших дней. Понятия нравственности не статичны, они изменяются вместе с изменяющимися знаниями людей о самих себе, об устройстве общества и законах общественного взаимодействия. Именно поэтому в современном обществе бытуют не религиозные нормы нравственности, а современные гуманистические нравственные ценности.
У религии процесс гуманизации общественных понятий вызывает непонимание и бурю протеста. Гуманизм ставит в основу человеческого общества и всех исходящих в нём явлений самого человека. Религия же продолжает настаивать на непричастности человека к изобретению бога, и неизменности и непререкаемости "божественных" норм, несмотря на то, что объективное знание говорит о человеческой природе всех этих так называемых "божественных" норм. То есть абсолютно точно известно, что все религиозные нормы были сформулированы человеком в определённый исторический период, и совершенно логично, что в наши дни эти нормы утратили свою актуальность и теперь являются с точки зрения развитого современного общества невежественными (требующие каких-либо необоснованных запретов или предписаний), несправедливыми, тоталитарными (направленными против свободы личности) или антиобщественными (посягающими на свободу самоопределения группы лиц).
Таким образом прослеживается не просто невежественность религии в свете современных знаний об объективной реальности, но и её деструктивные настроения, а иногда и преступные требования по отношению к современному устройству общества, свободы личности. Религия хочет диктовать свои дикие невежественные правила современным людям не взирая на то, что современные люди прекрасно осознают невежественность и дикость религиозных норм, их несоответствие логике и здравому смыслу.
Гуманистические и рациональные ценности такие как права человека, забота о целостности экосистемы и биологическом разнообразии - обосновываются логически, базируются на современных научных знаниях, приводятся в соответствие с пожеланиями и интересами различных слоёв общества. Религиозные же нормы практикуют диктат религиозного авторитета, а интересы современного человека определяются религией равными нулю. Важно понимать, что религиозная норма - это норма идеологическая, норма определённой религиозной общины. И как нормы различных религий оказываются неприемлемыми для различных религий (потому что одна религиозная община попросту не входит в другую религиозную общину), так же нормы религии являются неприемлемыми для современного общества (потому что общество находится вне общины и у него свои современные нравственные нормы).
В общем, если читатель обладает достаточной грамотностью в вопросе общественного устройства, то он уже понял, что единственно приемлемыми, "правильными и высоконравственными" для современного общества являются именно современные гуманистические нравственные нормы, обоснованные логически, а не нормы какой-то отдельной религии продиктованные древним жрецом с амбициями диктатора или манией величия.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод: религия в современном мире не является ни источником знаний об устройстве мира (его нам даёт наука, а религия и вовсе противоречит знаниям), ни источником нравственных норм (их нам даёт само общество, вырабатывая эти нормы дипломатически, логически и учитывая интересы разных общественных групп, а религия может предложить лишь диктатуру подавляющую свободу личности и групп).
Теперь сами подумайте: нужно ли нам, современным грамотным людям, имеющим здравомысленные, дипломатически выверенные, логически обоснованные нравственные нормы закона, нраственности, поведения, приличий, законопослушности, взаимоуважения, щедрости, любви, добра и прочего - идти на поводу у религий, подсовывающих нам нелогичные, необоснованные, а подчас и агрессивные нормы поведения, раскалывающие общество на "правильных и неправильных", "чистых и нечистых", "верных и неверных" лишь на основании того, что в религиозной литературе так "сказано", то есть так кому-то захотелось, а все должны его слушаться (не имея собственного мнения)?
Часто можно услышать мнение, будто наука и религия не пересекаются и могут совершенно бесконфликтно существовать ввиду их направленности на разные области человеческой жизни (науки - на эмпирическое знание, а религии - на "внечувственное", "духовное"). Но это мнение крайне ошибочно, ведь и наука и религия являются основополагающими элементами двух различных между собой мировоззрений: религиозно-мистического (где вера в бога, душу и загробный мир обуславливает нормы поведения и жизненные устремления верующих), и научно-гуманистического (где нормы поведения и жизненные устремления человека обусловлены естественнонаучными знаниями).
Что бы там не утверждали религиозные деятели, заявляющие о важной роли религии в жизни общества, но мы живём в мире научных знаний. Все достижения человечества основаны на этих знаниях, на познании законов и фактов объективной реальности. То есть наше общество живёт и развивается благодаря научному прогрессу, появлению новых знаний, переустройства общества в соответствии с этими знаниями. Знания в физике и технике способствуют техническому развитию общества, а знания психологии и социологии способствуют культурному развитию общества. Также наука констатирует прискорбный для религии факт, что сверхъестественного в природе не существует. Сверхъестественное не только ничем не обосновывается и не подтверждается фактически, но и не обосновывается никакими теоретическими доводами с применением методов логики. Наука отражает картину мира в виде объективных знаний, и ни в одной научной теории, постулате или аксиоме не присутствуют даже намёки на сверхъестественное. Таким образом религия является полностью антинаучной формой "осознания" мира, утверждая наличие сверхъестественного.
Мировоззрением науки является атеизм. Атеизм идёт путём объективного, естественнонаучного познания мира, доказательного обоснования утверждений и возможности их проверки. То есть фактически слово "атеизм" является синонимом "научного мировоззрения". Как и для науки, для атеизма важны факты и доказательства, а не фантазии и домыслы. Как наука является сферой атеистического знания, так и атеизм является мировоззрением научным. Атеизм - это мировоззрение построенное на научных знаниях об объективных фактах реальности.
Религия же построена на догмах - утверждениях, которые объявляются неизменными и вечными. Отталкиваясь от этих догм религия учит небылицам противоречащим фактам объективной реальности и законам логики, и при этом религия без стыда объявляет себя носителем абсолютной истины, которую следует принимать такой, какой она подана, и само сомнение в истинности религиозного утверждения или мифа объявляется "глупостью", будь даже это сомнение обосновано хоть сотней научных данных, практических экспериментов или логических доводов. С точки зрения религии сомнение в истинности и справедливости религиозных утверждений является попросту невозможным, так как это нарушает принцип безоговорочной веры. Именно эта статичность и бескомпромиссность религии и делает её противостоящей научному мировоззрению и объективным знаниям.
Религия в современном мире - это анахронизм, устаревшее мировоззрение древнего невежественного общества, сформированное в результате скудности знаний о мире, и практики замены отсутствующих знаний фантазиями и домыслами. Особенно это касается религиозных представлений о происхождении мира, происхождении жизни, о месте человека в природе. Вместе с тем, есть и ряд религиозных норм, расхождение которых с объективными знаниями не столь заметно для непосвящённого человека. Таковыми являются вопросы нравственности, которую сегодня религия старается монополизировать, объявляет своим достижением, неким божьим даром, при этом догматическим - абсолютным, неизменным и вечным. То есть религия игнорирует социологические и психологические знания о возникновении нравственности в обществе, объявляя её своим производным, чем-то особенным, не поддающимся исследованию, анализу и качественным изменениям.
В действительности с вопросом нравственности всё обстоит несколько иначе, чем утверждает религия: нравственные нормы не были даны людям в виде божественных непререкаемых заповедей, а были сформулированы в процессе развития общества от первобытнообщинного строя до наших дней. Понятия нравственности не статичны, они изменяются вместе с изменяющимися знаниями людей о самих себе, об устройстве общества и законах общественного взаимодействия. Именно поэтому в современном обществе бытуют не религиозные нормы нравственности, а современные гуманистические нравственные ценности.
У религии процесс гуманизации общественных понятий вызывает непонимание и бурю протеста. Гуманизм ставит в основу человеческого общества и всех исходящих в нём явлений самого человека. Религия же продолжает настаивать на непричастности человека к изобретению бога, и неизменности и непререкаемости "божественных" норм, несмотря на то, что объективное знание говорит о человеческой природе всех этих так называемых "божественных" норм. То есть абсолютно точно известно, что все религиозные нормы были сформулированы человеком в определённый исторический период, и совершенно логично, что в наши дни эти нормы утратили свою актуальность и теперь являются с точки зрения развитого современного общества невежественными (требующие каких-либо необоснованных запретов или предписаний), несправедливыми, тоталитарными (направленными против свободы личности) или антиобщественными (посягающими на свободу самоопределения группы лиц).
Таким образом прослеживается не просто невежественность религии в свете современных знаний об объективной реальности, но и её деструктивные настроения, а иногда и преступные требования по отношению к современному устройству общества, свободы личности. Религия хочет диктовать свои дикие невежественные правила современным людям не взирая на то, что современные люди прекрасно осознают невежественность и дикость религиозных норм, их несоответствие логике и здравому смыслу.
Гуманистические и рациональные ценности такие как права человека, забота о целостности экосистемы и биологическом разнообразии - обосновываются логически, базируются на современных научных знаниях, приводятся в соответствие с пожеланиями и интересами различных слоёв общества. Религиозные же нормы практикуют диктат религиозного авторитета, а интересы современного человека определяются религией равными нулю. Важно понимать, что религиозная норма - это норма идеологическая, норма определённой религиозной общины. И как нормы различных религий оказываются неприемлемыми для различных религий (потому что одна религиозная община попросту не входит в другую религиозную общину), так же нормы религии являются неприемлемыми для современного общества (потому что общество находится вне общины и у него свои современные нравственные нормы).
В общем, если читатель обладает достаточной грамотностью в вопросе общественного устройства, то он уже понял, что единственно приемлемыми, "правильными и высоконравственными" для современного общества являются именно современные гуманистические нравственные нормы, обоснованные логически, а не нормы какой-то отдельной религии продиктованные древним жрецом с амбициями диктатора или манией величия.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод: религия в современном мире не является ни источником знаний об устройстве мира (его нам даёт наука, а религия и вовсе противоречит знаниям), ни источником нравственных норм (их нам даёт само общество, вырабатывая эти нормы дипломатически, логически и учитывая интересы разных общественных групп, а религия может предложить лишь диктатуру подавляющую свободу личности и групп).
Теперь сами подумайте: нужно ли нам, современным грамотным людям, имеющим здравомысленные, дипломатически выверенные, логически обоснованные нравственные нормы закона, нраственности, поведения, приличий, законопослушности, взаимоуважения, щедрости, любви, добра и прочего - идти на поводу у религий, подсовывающих нам нелогичные, необоснованные, а подчас и агрессивные нормы поведения, раскалывающие общество на "правильных и неправильных", "чистых и нечистых", "верных и неверных" лишь на основании того, что в религиозной литературе так "сказано", то есть так кому-то захотелось, а все должны его слушаться (не имея собственного мнения)?