Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Эволюция космического скафандра

Астронавты корабля "Драгон" Даг Херли и Боб Бенкен
Астронавты корабля "Драгон" Даг Херли и Боб Бенкен

У космических скафандров, в которых астронавты корабля "Драгон" в субботу успешно состыковались с МКС, интересная история. Рассказываем, чем они отличаются от более ранних моделей экипировки.
Футуристические костюмы, в которых Даг Херли и Боб Бенкен в субботу 30 мая 2020 года  взлетели в космос, а в воскресенье прибыли на МКС, не похожи на массивные оранжевые скафандры, которые были на астронавтах предыдущей пилотируемой миссии, стартовавшей с космодрома имени Джона Кеннеди во Флориде девять лет назад.

Шлемы изготовлены на 3D-принтерах, а перчатки позволяют свободно пользоваться тачскринами.

Основное назначение скафандра не изменилось - он должен защищать астронавта от декомпрессии в случае разгерметизации капсулы. Скафандры также обеспечивают снабжение кислородом и регулируют температуру тела астронавта.

Скафандр снабжается кислородом и обеспечивается информацией через порт, который присоединяется к креслу астронавта.

Боб Бенкен в новом скафандре
Боб Бенкен в новом скафандре

Скафандр "Старман", так назвали модель, скроен из одного куска материала, внешний вид скафандра придумал голливудский дизайнер костюмов Хосе Фернандес, работавший над супергеройскими фильмами "Первый мститель: Противостояние" (Captain America: Civil War) и "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости".

Но эти скафандры не предназначены для работы вне капсулы "Крю Драгон", на которой астронавты в воскресенье достигли МКС.

Кроме компании Илона Маска, NASA также заключило контракт на доставку астронавтов на МКС с аэрокосмическим концерном Boeing.

Для этого планируется использовать разработанный компанией корабль CST-100 "Старлайнер".

Скафандр, разработанный в фирме Boeing
Скафандр, разработанный в фирме Boeing

"Боинг Блю" - примерно на 40% легче американских скафандров прошлых поколений. Кроме того, они дают больше свободы для движения.

"Боинг Блю" сделаны из нескольких слоев разных материалов, что помогает защитить астронавта от высоких температур. Перчатки костюма также позволяют работать с тачскринами во время полета.

Мягкий шлем, похожий на капюшон, оснащен широким визором из поликарбоната: он увеличивает зону периферийного обзора астронавтов и пассажиров "Старлайнера".

Застегивается скафандр в районе торса, так астронавтам будет легче садиться и вставать.

В октябре 2019 года NASA показало публике два скафандра следующего поколения, разработанных в рамках программы "Артемис", цель которой - повторный полет на Луну на корабле "Орион" в 2024 году.

Презентация скафандра xEMU для работы вне корабля (слева)  и "Системы для выживания экипажа "Орион", 2019 год.
Презентация скафандра xEMU для работы вне корабля (слева)
и "Системы для выживания экипажа "Орион", 2019 год.

Первая модель называется "Система для выживания экипажа "Орион". Она во многом похожа на костюмы SpaceX и Boeing. Внешне скафандр напоминает костюмы тыквенного цвета, которыми пользовались астронавты, летавшие на "Шаттлах". Однако новый скафандр гораздо легче.

Второй скафандр получил прозаическое название "Мобильная единица для исследований вне корабля" (Exploration Extravehicular Mobility Unit или xEMU). Он предназначен для работы на лунной поверхности и выглядит гораздо массивнее, чем скафандры для работы внутри корабля.

Такая конструкция необходима, чтобы защитить астронавта от экстремально низкого давления в открытом космосе, а также от микрометеоритов и космического мусора. Скафандр похож на те, которыми сегодня пользуются астронавты МКС для выхода в открытый космос.

Космонавт Александр Скворцов  в скафандре "Орлан" у МКС, 2014 год
Космонавт Александр Скворцов
в скафандре "Орлан" у МКС, 2014 год

Сегодня для выхода в космос с МКС применяются две модели скафандров. Первая - разработанная в России модель "Орлан", которая была впервые испытана в открытом космосе еще в 1977 году.

"Орлан" - цельный скафандр. Задняя часть, похожая на рюкзак, открывается, как дверь холодильника, и астронавт залезает внутрь.

Второй скафандр, разработанный NASA Extravehicular Mobility Suit, или EMU, был введен в эксплуатацию в 1981 году.

Шведский астронавт Кристер Фуглесанг  выходит в открытый космос в EMU
Шведский астронавт Кристер Фуглесанг
выходит в открытый космос в EMU

В отличие от "Орлана", EMU состоит из двух частей - верхней и нижней половины. Полужесткий скафандр способен поддерживать жизнедеятельность астронавта в открытом космосе в течение 8,5 часов.

Космонавтов, которые отправляются на МКС, обучают работе с обеими моделями скафандров.

Скафандр, в котором астронавты миссии "Аполлон-16" впервые долетели до Луны, тоже называется EMU, но он сильно отличается от версии 1969 года. Это результат многих лет усовершенствований.

Базз Олдрин на Луне, 1969 год
Базз Олдрин на Луне, 1969 год

Скафандры сильно изменились со времен первого выхода в космос советского космонавта Алексея Леонова в 1965 году.

Костюм Леонова после того, как он вышел в вакуум, надулся, а перчатки частично слезли с рук. Чтобы вернуться в корабль, космонавт вынужден был стравить воздух из-под скафандра, подвергаясь риску декомпрессии.

Рисунок Алексея Леонова,  вышедшего в открытый космос в 1965 году
Рисунок Алексея Леонова,
вышедшего в открытый космос в 1965 году

"Батут работает!"

Илон Маск

Илон Маск

Илон Маск на пресс-конференции после запуска ракеты Crew Dragon к Международной космической станции вспомнил слова гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, шесть лет назад опубликованные в Twitter. Тогда Рогозин, комментируя санкции США против российской космической отрасли, написал, что Америке нужно доставлять астронавтов на МКС с помощью батута.

"Батут работает!": Илон Маск потроллил руководителя "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина после запуска Crew Dragon.

Экипаж американского космического корабля Crew Dragon перешел на борт Международной космической станции:



☘️🌱☘️🌱☘️

По теме: 

☘️🌱☘️🌱☘️

Стыковка корабля Илона Маска
Crew Dragon с МКС 31 мая 2020