Предполагаемый
портрет фараона Эйе
из амарнской
мастерской скульптора Тутмоса.
Старый музей в
Берлине, эксп. №21350
|
Фараон
Хепер-Хеперу-Ра-Эйе - предпоследний древнеегипетский фараон из XVIII-й
Династии, который занимал царский престол в течение короткого 4-летнего периода
(вероятно, в 1323-1319 гг. до н.э. или в 1327-1323 гг. до н.э.), хотя перед
этим он являлся близким советником двух или, возможно, трех фараонов, правивших
перед ним, и, по всей видимости, осуществлял реальную царскую власть при Тутанхамоне.
Его тронное имя "Хеперхеперура" переводится как "Вечное
проявление Ра", а личное или данное ему при рождении имя звучало как
"Эйе Ит-нечер", что значит "Эйе, Отец Бога". Записи и
памятники, отсносящиеся к периоду царствования этого правителя, являются
довольно редкими не только из-за небольшой продолжительности правления, но и
из-за развернутой его преемником Хоремхебом кампании "damnatio
memoriae", или "проклятия памяти", по отношению к нему и другим
фараонам, так или иначе связанных с ненавистным для египтян Амарнским периодом.
1. Происхождение
Как правило, считается, что Эйе был родом из египетского города Ахмима. Во время своего непродолжительного правления фараон построил здесь небольшое скальное святилище в честь местного божества Мина. Возможно, он был сыном Юйи, который являлся в Ахмиме представителем жречества Мина, а также занимал должность начальника пастбищ в этом городе, и его жены Туйи. Если это так, то Эйе мог быть некоренным египтянином и иметь, возможно, сирийское происхождение, поскольку имя "Юйя" было большой редкостью в Египте, что наталкивает на мысли о внешних факторах. Юйя также был очень влиятельным сановником при царском дворе Аменхотепа III, получившим редкую привилегию построить свою гробницу в Долине Царей, предположительно благодаря тому, что приходился отцом Тийе - главной жене Аменхотепа. Исследователь Хендли Маршалл также отметил, что имеются определенные сходства во внешних чертах портретов Эйе и мумии Юйи, а также встречаются подобные имена и титулы.
Царская титулатура фараона Эйе
из древнеегипетских источников
Тронное имя |
Хеперхеперура-Иримаат - ḫpr ḫprw rˁ ỉrỉ mȝˁt - "Вечный образ Ра, который делает то, что правильно"
| |
Личное имя |
Итчерер-Эйе - ỉtf nṯr ỉy - "Эйе, Отец Бога"
|
|
Хорово имя |
Канахт-Техенкау - kȝ nḫt tḥn ḫˁw - "Сильный бык, в одной из сверкающих корон"
|
|
Небти-имя |
Сехемпехти-дерсетет - sḫm pḥty d r sṯt - "С могущественной силой, которая подчиняет азиатов"
|
|
Золотое имя |
Хекамаат-сехепертауи - ḥḳȝ mȝˁt š ḫpr tȝ.wy - "Истинный правитель, создающий Две Земли"
|
2. Амарнский период
Известно наверняка, что к тому времени, когда Эйе было разрешено построить собственную гробницу в некрополе Амарны (южная гробница №25) во времена правления Эхнатона, он уже достиг звания "Надзиратель за всеми лошадьми Его Величества", т.е. самого высокого титула среди военной элиты, который был немногим ниже звания верховного военачальника. До этого возвышения он, по всей видимости, был "Командиром отряда", а затем "Постоянным смотрителем за лошадьми"; эти звания были обнаружены на одном из ящиков, который, как полагают, некогда являлся частью погребальной утвари в гробнице Эйе.
Другие титулы, которые перечислены в этой гробнице, следующие: "Доверенный носильщик с правой стороны от царя", "Исполняющий обязанности царского писца", "Его любимец" и "Отец Бога".
Звание "Доверенного носильщика с правой стороны от царя" было очень важным положением и рассматривалось как свидетельство того, что носильщик являлся "ушами" фараона.
Последний титул "Отец Бога" является одним из наиболее упоминаемых с именем Эйе и позднее, когда тот стал фараоном, было официально включено в состав его царского имени.
Другие титулы, которые перечислены в этой гробнице, следующие: "Доверенный носильщик с правой стороны от царя", "Исполняющий обязанности царского писца", "Его любимец" и "Отец Бога".
Звание "Доверенного носильщика с правой стороны от царя" было очень важным положением и рассматривалось как свидетельство того, что носильщик являлся "ушами" фараона.
Последний титул "Отец Бога" является одним из наиболее упоминаемых с именем Эйе и позднее, когда тот стал фараоном, было официально включено в состав его царского имени.
Каменный блок
с рельефом из гробницы Эйе в Амарне, на котором
Эйе со своей
женой получают от фараона Эхнатона золотой символ почета.
|
Титул "Отца Бога" может также означать, что Эйе приходился тестем фараону, предполагая этим самым, что он был сыном Юйи и Туйи и, таким образом, родным или сводным братом Тийи - жены Аменхотепа III - и дядей по материнской линии для Эхнатона. Если Эйе действительно был сыном Юйи, который занимал должность старшего военного офицера при Аменхотепе III, то, вероятно, он последовал по стопам отца, наследуя после его смерти военные обязанности.
Альтернативная теория предполагает, что у него, возможно, была дочь, которая вышла замуж за Эхнатона, и это была, скорее всего, Нефертити. В конечном счете, сегодня не имеется никаких доказательств, чтобы доказать или опровергнуть эти гипотезы. Обе теории не являются взаимоисключающими и в одинаковой мере могут объяснить возвышение, которого Эйе достиг при Эхнатоне во времена Амарнского периода, когда представители царской династии отвернулись от традиционного египетского многобожия и на протяжении около 10 лет "эксперементировали" с монотеистическим культом Атона; это было время, когда Эйе также следовал за Эхнатоном, исходя то ли из своей убежденности в правоте последнего, то ли из-за удобств, которые могли принести ему подобные политические изменения.
Тексты известного "Большого гимна Атону" также происходят из гробницы Эйе, которая была построена для него в Амарне во времена его службы при Эхнатоне. Вполне вероятно, что наличия в гробнице подобного текста потребовал Эхнатон, поскольку больше не имеется доказательств того, что Эйе как-либо соглашался пропагандировать величие Атона над другими египетскими богами. Это может говорить о том, что он не особо верил в успех религиозной революции Эхнатона.
Жена Эйе, Тейя, изначально была простолюдинкой, но со временем ей был присвоен титул "Кормилицы Великой жены фараона". Таким образом, если бы она была матерью Нефертити, то соответственно называлась бы как "Мать Великой жены фараона"; скорее всего Тейя приходилась мачехой для последней. Также в ряде амарнских гробниц и святилищ упоминается женщина, чье имя начинается со слога "Мут.." и которой принадлежал титул "Сестры Великой жены фараона". Это может совпадать с именем еще одной дочери Эйе и Тейи; также известно, что его преемник Хоремхеб женился на женщине царских кровей с именем "Мутнеджмет".
Тексты известного "Большого гимна Атону" также происходят из гробницы Эйе, которая была построена для него в Амарне во времена его службы при Эхнатоне. Вполне вероятно, что наличия в гробнице подобного текста потребовал Эхнатон, поскольку больше не имеется доказательств того, что Эйе как-либо соглашался пропагандировать величие Атона над другими египетскими богами. Это может говорить о том, что он не особо верил в успех религиозной революции Эхнатона.
Жена Эйе, Тейя, изначально была простолюдинкой, но со временем ей был присвоен титул "Кормилицы Великой жены фараона". Таким образом, если бы она была матерью Нефертити, то соответственно называлась бы как "Мать Великой жены фараона"; скорее всего Тейя приходилась мачехой для последней. Также в ряде амарнских гробниц и святилищ упоминается женщина, чье имя начинается со слога "Мут.." и которой принадлежал титул "Сестры Великой жены фараона". Это может совпадать с именем еще одной дочери Эйе и Тейи; также известно, что его преемник Хоремхеб женился на женщине царских кровей с именем "Мутнеджмет".
3. Тутанхамон
Царствованию Эйе предшествовало правление юного фараона Тутанхамона, который взошел на престол в возрасте восьми или девяти лет в период значительной напряженности между новым монотеистическим культом и старым политеизмом. В выполнении своих царских обязанностей Тутанхамону помогали два ближайших советника, оставшиеся со времен его предшественника: великий визирь Эйе и армейский военачальник Хоремхеб. Девять лет правления молодого царя проходили, в основном, под руководством Эйе, благодаря которому можно наблюдать постепенное возвращение поклонения старым богам и, вместе с этим, восстановления власти жречества Амона, потерявшего большинство своих привилегий при Эхнатоне.
Фараон Эйе
выполняет обряд «отверзения уст»
для умершего
Тутанхамона.
Роспись из
гробницы Тутанхамона
Фото:
The Magic cafe: Египетская принцесса Анксунамун
|
Американский египтолог Боб Бриер, полагаясь на рентгеновские снимки мумии Тутанхамона, сделанных в 1968 году, предположил, что Эйе мог убить его, чтобы узурпировать царский престол. Исследователь также утверждает, что Анхесенамон и хеттский царевич, за которого она должна была выйти замуж, также были убиты по приказу чиновника.
Данная версия не была поддержана всеми учеными, и более тщательное компьютерное сканирование мумии, проделанное при поддержке "National Geographic" в 2005 году, показало, что Тутанхамон умер не от удара по голове, как считал Бриер. Вместо этого эксперты из "National Geographic" предоставили новую теорию о том, что Тутанхамон умер от инфекции, разразившейся в его теле из-за тяжело сломанной ноги; быстрому распространению болезни могла способствовать и расщепление позвоночника - наследственной черты по линии его отца, - из-за которого фараон часто изображался опирающимся на трость.
Фрагменты костей, обнаруженные в его черепе, скорее всего, были результатом посмертного повреждения, вызванного первоначальным осмотром мумии Говардом Картером, поскольку, согласно результатам исследований 2005 года, "среди них не обнаружено никаких признаков жидкости для бальзамирования, используемой для сохранения тела фараона в загробной жизни".
Тем не менее, Боб Бриер заявил, что фрагменты кости в черепе не имеют никакого отношения к вопросу о том, был убит Тутанхамон или нет, признавая, что данная оплошность, вероятно, была взвана древними бальзамировщиками. В качестве доказательства своей правоты, Бриер указывает на темное пятно в основании черепа, которое может свидетельствовать об ударе в голову. Доктор Джеральд Ирвин соглашается с ним в этом вопросе (в своей статье "Убийство Тутанхамона", опубликованной в 1999 году).
Данная версия не была поддержана всеми учеными, и более тщательное компьютерное сканирование мумии, проделанное при поддержке "National Geographic" в 2005 году, показало, что Тутанхамон умер не от удара по голове, как считал Бриер. Вместо этого эксперты из "National Geographic" предоставили новую теорию о том, что Тутанхамон умер от инфекции, разразившейся в его теле из-за тяжело сломанной ноги; быстрому распространению болезни могла способствовать и расщепление позвоночника - наследственной черты по линии его отца, - из-за которого фараон часто изображался опирающимся на трость.
Фрагменты костей, обнаруженные в его черепе, скорее всего, были результатом посмертного повреждения, вызванного первоначальным осмотром мумии Говардом Картером, поскольку, согласно результатам исследований 2005 года, "среди них не обнаружено никаких признаков жидкости для бальзамирования, используемой для сохранения тела фараона в загробной жизни".
Тем не менее, Боб Бриер заявил, что фрагменты кости в черепе не имеют никакого отношения к вопросу о том, был убит Тутанхамон или нет, признавая, что данная оплошность, вероятно, была взвана древними бальзамировщиками. В качестве доказательства своей правоты, Бриер указывает на темное пятно в основании черепа, которое может свидетельствовать об ударе в голову. Доктор Джеральд Ирвин соглашается с ним в этом вопросе (в своей статье "Убийство Тутанхамона", опубликованной в 1999 году).
Фрагмент
картуша с именем Эйе.
Музей Петри,
эксп. № UC14381
|
После публикации результатов компьютерной томографии 2005 года многие ученые приняли их в качестве решения вопроса о смерти молодого царя, одноко некоторые из них до сих пор считают, что эта тайна не решена и по-прежнему поддерживают более раннюю версию об убийстве. Впоследствии были изданы книги, где авторы придерживаются оригинальной теории об убийстве и горячо оспаривают выводы, вынесенные после вышеупомянутой экспертизы, хотя уже ссылаясь на другие средства убийства, такие как отравления.
В 2010 году команда египетских ученых под руководством Захи Хавасса сообщила, что Тутанхамон умер от осложнений, вызванных малярией и болезнью Келера. В это же время другая команда исследователей из Института тропической медицины Бернхарда-Нохта в Гамбурге заявила, что его смерть была вызвана серповидно-клеточной анемией. В сочетании с инфекцией из-за сломанного колена любое из этих заболеваний могло привести к скорой кончине молодого царя.
В конечном счете, Эйе был похоронен в гробнице, изначально предназначавшейся для Тутанхамона в Западной Долине Царей (WV23), а Тутанхамон - в гробнице для Эйе в Восточной Долине Царей (KV62).
В 2010 году команда египетских ученых под руководством Захи Хавасса сообщила, что Тутанхамон умер от осложнений, вызванных малярией и болезнью Келера. В это же время другая команда исследователей из Института тропической медицины Бернхарда-Нохта в Гамбурге заявила, что его смерть была вызвана серповидно-клеточной анемией. В сочетании с инфекцией из-за сломанного колена любое из этих заболеваний могло привести к скорой кончине молодого царя.
В конечном счете, Эйе был похоронен в гробнице, изначально предназначавшейся для Тутанхамона в Западной Долине Царей (WV23), а Тутанхамон - в гробнице для Эйе в Восточной Долине Царей (KV62).
4. Правление в качестве фараона
Неожаданная смерть Тутанхамона в возрасте 18 или 19 лет вместе с отсутствием с его стороны законного наследника создали своеобразный вакуум царской власти, который довольно быстро заполнил его "Великий визирь" Эйе: он изображается проводящим погребальные обряды для юного фараона и берущим на себя роль его наследника.
Основания, по которым Эйе возложил на себя царские обязанности, не вполне ясны. На самом деле, изначально наследником Тутанхамона и его очевидным преемником указывался Хоремхеб, который являлся командующим армией, а также занимал должность "idnw", или "Заместителя Правителя Двух Земель". Похоже, что Эйе перехитрил его, женившись на Анхесенамон - вдове Тутанхамона, - таким образом, узаконив свои притязания на трон.
Эйе являлся довольно могущественной политической фигурой: на протяжении последних 25 лет, во время правления Эхнатона и Тутанхамона, он находился очень близко к непосредственному центру государственной власти в стране. Однако этого, по всей видимости, было еще недостаточно для того, чтобы узаконить свои притязания на царский престол в глазах весьма иерархического общества Древнего Египта. Для этого нужно было либо иметь царское происхождение, либо жениться на вдове своего предшественника, что и осуществил Эйе.
Основания, по которым Эйе возложил на себя царские обязанности, не вполне ясны. На самом деле, изначально наследником Тутанхамона и его очевидным преемником указывался Хоремхеб, который являлся командующим армией, а также занимал должность "idnw", или "Заместителя Правителя Двух Земель". Похоже, что Эйе перехитрил его, женившись на Анхесенамон - вдове Тутанхамона, - таким образом, узаконив свои притязания на трон.
Эйе являлся довольно могущественной политической фигурой: на протяжении последних 25 лет, во время правления Эхнатона и Тутанхамона, он находился очень близко к непосредственному центру государственной власти в стране. Однако этого, по всей видимости, было еще недостаточно для того, чтобы узаконить свои притязания на царский престол в глазах весьма иерархического общества Древнего Египта. Для этого нужно было либо иметь царское происхождение, либо жениться на вдове своего предшественника, что и осуществил Эйе.
Фаянсовая
палетка
с полной
царской титулатурой фараона Эйе.
Египетский
музей в Каире
|
Являясь человеком, находившемся в уже довольно преклонном возрасте, Эйе царствовал в Египте в качестве фараона всего четыре года. В течение этого периода он успел завершить возвращение к старому традиционному культу многобожия, к которому приступил еще будучи старшим советником Тутанхамона, и построить для себя заупокойный храм в Мединет-Абу.
Стела Нахтмина (Берлинский музей, эксп. №2074) - военного офицера, служившего при Тутанхамоне и Эйе, который был выбран в качестве преемника Эйе, - приурочена к "4-му году, IV месяцу ахет, 1-му дню" царствования фараона Эйе.
Древнеегипетский историк Манефон в своих "Эпитомах" указывает продолжительность правления для преемника Эйе, Хоремхеба, как "4 года и 1 месяц", что совпадает с указанным на стеле сроком; в настоящее время считается, что в записях Манефона была допущена ошибка, и данная цифра должна быть увеличена на десять лет, т.е. "[1]4 лет и 1 месяц", что вполне может соотноситься с царствованием Хоремхеба. Таким образом, точная продолжительность правления Эйе является неизвестной, и он вполне мог править в течение 7-9 лет, поскольку большинство памятников, построенных при нем, как и его погребальный храм в Мединет-Абу, были либо уничтожены, либо узурпированы Хоремхебом.
Стела Нахтмина (Берлинский музей, эксп. №2074) - военного офицера, служившего при Тутанхамоне и Эйе, который был выбран в качестве преемника Эйе, - приурочена к "4-му году, IV месяцу ахет, 1-му дню" царствования фараона Эйе.
Древнеегипетский историк Манефон в своих "Эпитомах" указывает продолжительность правления для преемника Эйе, Хоремхеба, как "4 года и 1 месяц", что совпадает с указанным на стеле сроком; в настоящее время считается, что в записях Манефона была допущена ошибка, и данная цифра должна быть увеличена на десять лет, т.е. "[1]4 лет и 1 месяц", что вполне может соотноситься с царствованием Хоремхеба. Таким образом, точная продолжительность правления Эйе является неизвестной, и он вполне мог править в течение 7-9 лет, поскольку большинство памятников, построенных при нем, как и его погребальный храм в Мединет-Абу, были либо уничтожены, либо узурпированы Хоремхебом.
5. Престолонаследие после Эйе
Стела
Нахтмина,
возможного
сына Эйе Ок. 1321 г. до н.э.
|
Незадолго до своей смерти Эйе назначил Нахтмина в качестве будущего фараона. Тем не менее, планам этим планам Эйе не суждено было сбыться, поскольку последним царем XVIII-й Династии после него стал Хоремхеб. Дело в том, что назначение на дожность преемника Эйе указывается в высеченной надписи на двойной статуе Нахтмина и его супруги, которая предположительно была изготовлена во времена правления Эйе.
Здесь Нахтмину явно присваивается звания "rpat" ("Царский Принц") и "zA nzw" ("Сын Царя"). Поэтому единственный вывод, который можно сделать на основе этого, заключается в том, что Нахтмин приходился родным или приемным сыном для Эйе и что именно он должен был занять царский престол вместо Хоремхеба.
Египтологи Айдан Додсон и Дайян Хилтон замечают относительно вышеупомянутой статуи:
Здесь Нахтмину явно присваивается звания "rpat" ("Царский Принц") и "zA nzw" ("Сын Царя"). Поэтому единственный вывод, который можно сделать на основе этого, заключается в том, что Нахтмин приходился родным или приемным сыном для Эйе и что именно он должен был занять царский престол вместо Хоремхеба.
Египтологи Айдан Додсон и Дайян Хилтон замечают относительно вышеупомянутой статуи:
"Надпись обрывается после иероглифов "Сын Царя", и было довольно много споров насчет того, могло ли после них упоминаться слово "Куш", делая Нахтмина вице-правителем Нубии, или выражение "Его тело", представляя его фактическим царским сыном. Поскольку больше не имеется других доказательств о представлении Нахтмина, как наместника в Куше (по сравнению с другим мужчиной по имени Пасер I, заверенным в этой должности в этот период), то последнее предположение кажется наиболее вероятным. Поскольку Нахтмин преподнес для погребения Тутанхамона некоторые из своих предметов, где еще не было такого титула, то следует, что он возвысился до царевича впоследствии, предположительно при Эйе. Эта гипотеза также подтверждается доказательствами умышленного повреждения статуй Нахтмина, поскольку Эйе причислялся к амарнским фараонам, память о которых была проклята при более поздних правителях".
6. Последующая участь
Погребальная
камера
в гробнице Эйе
(WV23) в Долине Царей
|
Одним из самых амбициозных мероприятий, предпринятых при Хоремхебе, когда он вступил на царский престол, стало устранение всех упоминаний на монотеистический "эксперимент" Эхнатона - процесс, который также включал в себя уничтожение имен и его непосредственных преемников, в частности Эйе, из любых исторических документов.
Хоремхеб осквернил захоронение Эйе в Долине Царей (WV23): большинство картушей с его именем и настенных рельефов было стерто, а саркофаг фараона был разбит на множество осколков. Однако крышка этого саркофага была обнаружена неповрежденной в 1972 году американским египтологом Отто Шаденом, который позднее, в 2006 году, открыл гробницу KV63 в Долине Царей. На крышке до сих пор сохранился картуш с именем Эйе. Сами останки саркофага были погребены под кучами мусора возле этого захоронения. Хоремхеб узурпировал для собственного применения и заупокойный храм Эйе в Мединет-Абу. Немецкий египтолог Уво Хольшер (1878-1963), который раскопал храм в начале 1930-х годов, описал некоторые интересные подробности, касающиеся обнаруженного состояния этой постройки:
Хоремхеб осквернил захоронение Эйе в Долине Царей (WV23): большинство картушей с его именем и настенных рельефов было стерто, а саркофаг фараона был разбит на множество осколков. Однако крышка этого саркофага была обнаружена неповрежденной в 1972 году американским египтологом Отто Шаденом, который позднее, в 2006 году, открыл гробницу KV63 в Долине Царей. На крышке до сих пор сохранился картуш с именем Эйе. Сами останки саркофага были погребены под кучами мусора возле этого захоронения. Хоремхеб узурпировал для собственного применения и заупокойный храм Эйе в Мединет-Абу. Немецкий египтолог Уво Хольшер (1878-1963), который раскопал храм в начале 1930-х годов, описал некоторые интересные подробности, касающиеся обнаруженного состояния этой постройки:
"Там, где картуш сохранился, имя Эйе было стерто и заменено на имя его преемника Хоремхеба. Но один из экземляров все-таки был упущен, и в нем не было сделано никаких изменений. Таким образом, храм, который построил Эйе, по крайней мере, заднюю его часть с прекрасными росписями в помещениях, был узурпирован его преемником и с тех пор стал известным как храм Хоремхеба. Пломбы, проставленные на пробках для винных кувшинов из храма, ясно читаются как "Вино из храма Хоремхеба".
7. Упоминания об Эйе в художественной
литературе
Эйе изображается в качестве главного героя в трилогии романов Пола Дохерти о Древнем Египте: "Злой дух с Запада", "Сезон Гиены" и "Год Кобры". Он также выступает в качестве персонажа в историческом романе Мика Вальтари "Египтянин" и книге Вольфганга Хольбайна "Пророчество". Эйе отведена главная роль в бестселлере Мишелья Морана "Нефертити". Люсиль Моррисон в своем романе "Забытая царица Египта", изданном в 1937 году, описывает Эйе в качестве злодея. Такую же роль фараон играет в серии комиксов "Папирус" Люсьена де Житьера (17-й номер, "Тутанхамон: убитый фараон"). В романе Керри Гринвуда "Из Черной Земли" Эйе также предстает в качестве жадного злодея, чья единственная цель состояла в накоплении неисчислимых богатств.
Источник:
- Erik Hornung, Rolf Krauss & David Warburton (editors), Ancient Egyptian Chronology (Handbook of Oriental Studies), Brill: 2006, p. 493
- Peter Clayton, Chronicle of the Pharaohs, Thames & Hudson Ltd, 1994. p136
- Yuya's name was analysed by G. Maspero in "The Tomb of Iouiya and Austin" by Theodore M. Davis, Archibald Constable and Co. Ltd, 1907, pp. xiii–xiv
- Hindley, Marshall. Featured Pharaoh: The God's Father Ay, Ancient Egypt, April/May 2006. p. 26
- Dodson, Aidan. Amarna Sunset: Nefertiti, Tutankhamun, Ay, Horemheb, and the Egyptian Counter-Reformation. p. 95 The American University in Cairo Press. 2009, ISBN 978-977-416-304-3
- Hawass, Zahi. "Scanning Tutankhamun", KMT. Volume 16, Number 2. p. 33. Summer 2005.
- King Tut Not Murdered Violently, CT Scans Show, National Geographic, March 8, 2005.
- Haywood, John. The Penguin Historical Atlas of Ancient Civilizations p. 56. Penguin. 2005. ISBN 0-14-101448-2
- King, Michael R., Cooper, Gregory M. Who Killed King Tut?: Using Modern Forensics to Solve a 3300-Year-Old Mystery (with New Data on the Egyptian CT Scan), New Ed. 2006. ISBN 1-59102-401-3
- Peter J. Brand, The Monuments of Seti I: Epigraphic, Historical and Art Historical Analysis, Brill, NV Leiden, (2000), p. 311
- Wolfgang Helck, Urkunden der 18. Dynastie: Texte der Hefte 20-21 (Berlin: Akademie-Verlag, 1984), pp. 1908–1910
- Aidan Dodson & Dyan Hilton, The Complete Royal Families of Ancient Egypt, Thames & Hudson, (2004), p. 151
- Bertha Porter, Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyph Texts, Vol 1, Part 2, Oxford Clarendon Press, (1960), Tomb 23, pp. 550–551
- Otto Schaden, Clearance of the Tomb of King Ay (WV 23), JARCE 21(1984) pp.39–64
- Uvo Holscher, Excavations at Ancient Thebes 1930/31, pp. 50–51