Мэтью-Фонтейн Мори |
Одним из выдающихся ученых XIX столетия был американский моряк, метеоролог и океанограф Мэтью Ф. Мори. Именно о его жизни и трудах пойдет речь в этой статье.
Мэтью Ф. Мори — военный моряк
Мэтью-Фонтейн Мори |
В районе мыса Горн Мори обратил внимание на аномальные показания барометра и в 1834 г.опубликовал свою первую научную статью «Навигация на мысе Горн» в Американском журнале науки и искусств. Продолжая заниматься исследованием различных вопросов, связанных с мореплаванием, Мори в 1836 г. издал «Новый теоретический и практический трактат по навигации», который весьма укрепил его научные позиции. В это же время он был произведен в лейтенанты и служил в портах Южной и Северной Каролины.
Осенью 1839 г. Мори должен был отправиться в плавание на бриге «Consort», однако по дороге в Нью-Йорк, откуда отправлялось судно, его постигло несчастье: перевернулась карета, в которой он ехал, и Мори серьезно повредил правую ногу. Несмотря на длительное лечение, он остался хромым и уже не мог служить на кораблях.
Фрегат «Brandywine» - первый корабль в судьбе Мори |
Мэтью
Ф. Мори —
директор военно-морской обсерватории САСШ
Одна из карт ветров и течений, составленных Мори |
Было обнаружено, что центральная часть Атлантического океана оказалась фактически неисследованной. Это удивило Мори, но вскоре нашлось объяснение: многие американские мореплаватели для достижения экватора сначала пересекали Атлантику, чтобы «попасть» на путь английского мореплавателя Джеймса Кука от берегов Англии к берегам Африки, затем от островов Зеленого мыса (у западного побережья Африканского континента) следовали через океан к мысу Сент-Рока (самая восточная часть Южной Америки) и, чтобы достигнуть мыса Доброй Надежды (южнее города Кейптаун), пересекали океан в третий раз. Мори предположил, что в неисследованном пространстве дуют одни и те же ветры и предложил мореплавателям выбирать «средний курс».
Первым воспользовался его советами капитан Райт из Балтимора, достигший экватора за 24 суток, хотя обычно такое плавание длилось 41 суток. Исключительный результат очень быстро стал известен судовладельцам и шкиперам судов, и они массово начали пользоваться картами Мори. Тысячи американских шкиперов из разных точек мирового океана по его просьбе стали присылать в обсерваторию выписки из судовых журналов, в которых были указаны местоположение судна, направление и сила ветра, высота барометра (атмосферное давление), показания термометра, тем самым пополняя данные карт ветров и течений.
Мэтью-Фонтейн Мори |
В 1851 г. Мори составил и напечатал карту появления китов (Whale chart), показывавшую их перемещения, места временного и постоянного пребывания, с указанием удобного времени для их отлова. На карте параллели и меридианы были проведены через каждые пять градусов: таким образом, она разделялась на множество квадратов, в которых условными знаками показывались разные виды китов. Два кита одной породы в одном и том же квадрате означали, что этот вид весьма распространен в этом квадрате. Наиболее подходящее время для ловли китов обозначалось начальной буквой этого сезона. Карта свидетельствовала о том, что в середине XIX века киты водились в больших количествах у берегов Камчатки, в Охотском и Беринговом морях. Российско-Финляндская китоловная флотилия снабжалась российской копией карты, составленной Мори. Эта компания была образована в 1850 г. в г. Або (Финляндия); одним из ее основных пайщиков была Российско-Американская компания.
Использование мореплавателями карт, составленных Мори, рекомендованных им маршрутов плаваний приносили морским державам огромный экономический эффект, исчислявшийся ежегодно миллионами долларов. Имя Мори стало широко известным морякам, судовладельцам и ученым из разных стран.
«Таблица китов» Мори, 1851 год |
Конференция в Брюсселе
Ознакомившись с предложением английского правительства, Мори понял, какие перспективы открываются для расширения его исследовательской деятельности.
Считая целесообразным расширить инициативу Англии, Мори предложил созвать конференцию по вопросам метеорологии. По его замыслу Англия, САСШ, Франция, Россия и другие страны должны были организовать сотрудничество с целью создания системы метеонаблюдений не только на суше, но и на морях. Инициатива Мори была поддержана правительством САСШ, и ему предоставили право ведения переговоров с представителями других стран. Мори начал организационную работу по подготовке международной конференции с участием официальных представителей большого количества стран, а также известных ученых Старого и Нового Света.
Работа Мори «Физическая география моря» |
К назначенному времени в Брюсселе собрались делегаты из десяти стран: Великобритании, САСШ, Франции, Бельгии, России, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов и Португалии. САСШ представлял лейтенант Мори, Россию — капитан-лейтенант Алексей Степанович Горковенко, впоследствии ставший вице-адмиралом. Конференция работала с 11 по 27 августа 1853 г. В течение многих заседаний делегаты обсудили вопросы применения инструментов при проведении морских метеонаблюдений и утвердили форму журнала их результатов. Они посчитали, что на торговых судах в журнал следует записывать сведения о месте нахождения корабля, течениях, высоте барометра, температуре воздуха и воды (один раз в день), силе и направлении ветра (три раза) и склонении компаса (по возможности). Остальные столбцы журнала, в частности удельный вес воды на поверхности, температура воды на различных глубинах, состояние моря должны были заполняться на военных судах.
В заключение участники конференции посчитали необходимым просить покровительства правительств стран, обеспечивающих проведение метеорологических наблюдений, даже в период военных действий. Они посчитали, что «…наблюдатели даже среди войны, оставаясь врагами, не бросят свои занятия, пока весь океан не будет подчинен исследованиям науки, которая обогатит новыми открытиями мореплавание и торговлю». К слову сказать, через месяц началась Крымская война 1853-1856 гг.
Первым русским кораблем, на котором были проведены метеонаблюдения в соответствии с требованиями Брюссельской конференции, стал 44-пушечный парусный фрегат «Кастор», вернувшийся в 1857 г. из плавания по Средиземному морю. Метеорологический журнал «Кастора» был отправлен Мори в Вашингтон.
Пассажирский трансатлантический пароход «Arctic» |
Пароход «Арктика»
Уже 3 февраля 1855 г. Мори отправил в Бостон разработанные им карты, с проложенной на них полосой движения судов из Европы в Америку (и обратно) шириной 300 миль. Он предложил судам, следующим на запад, двигаться вдоль северной окраины этой полосы по пути шириной 20-25 миль; суда, идущие на восток, должны были следовать вдоль южной окраины в полосе шириной 15-20 миль. Предложение Мори и его помощников основывалось на тщательно изученных материалах, хранившихся в архиве Национальной Военно-морской обсерватории. Они изучили и проанализировали огромное количество судовых журналов, содержащих наблюдения над ветрами, течением и погодой, господствующих в тех частях океана, где пролегали намеченные ими курсы следования судов. По расчетам Мори, при точном следовании по курсу продолжительность любого перехода увеличится в среднем не более чем на час или два часа.
Мори считал, что, в случае бедствия судна в океане, ему будет достаточно добраться до одного из рекомендованных путей, чтобы его обнаружили и оказали помощь другие суда. По его мнению, нанесение на карту Атлантики предполагаемых «пароходных путей» послужило бы предостережением для всех парусников в том, что заходить в них (например, пересекать пути с севера на юг или наоборот) можно только с крайней осторожностью.
Карта оптимальных маршрутов плавания судов из книги Мори |
В это же время (1855 г.), несмотря на все достигнутые результаты, Мори, имевший серьезные разногласия по ряду вопросов с руководством флота и рядом своих коллег, в соответствии с законом о повышении эффективности ВМФ, принятом 16 февраля 1855 г., был уволен с действительной службы, но оставлен в должности директора обсерватории.
В 1855 г. в Нью-Йорке была издана книга Мори «Физическая география моря» («Physical Geography of the Sea»). В ней рассматривался ряд важных и интересных вопросов: Гольфстрим и его влияние на климат; морские течения и пути; климаты и глубины океанов; морские и береговые ветры и ряд других. В том же году книга была издана в Англии и Голландии. Затем последовали ее издания в Германии, Франции и Италии.
Первый перевод книги Мори на русский язык был выполнен по предложению Морского ученого комитета в 1857 г. поручиком Кизерицким. Перевод был сделан с немецкого языка и нуждался в серьезных уточнениях. В корректном переводе А. Толстопятова книга Мори стала доступна для чтения в России в 1861 г.
Следует отметить, что если ранее изданные «Трактат по навигации» и «Карты ветров и течений» представляли собой результаты практической деятельности Мори, то «Физическая география моря» являлась выражением его научных воззрений. Эта книга сделала его отцом океанографии.
Петербургская Академия наук отметила научные заслуги Мори избранием его в 1855 г. иностранным членом-корреспондентом по разряду математических наук.
Карта ветров из книги Мори |
Мэтью Ф. Мори — конфедерат
Гражданская война в Соединенных Штатах становилась все более жестокой. Мори стал заниматься организацией минной обороны портов южан и разработкой минного оружия. Первые подводные мины, созданные Мори и его офицерами, были достаточно примитивны и не всегда эффективны: для их воспламенения использовались громоздкие и тяжелые (весом около тонны) батареи Волластона. Впоследствии эти недостатки были устранены.
В октябре 1862 г. Мори отправился в Европу в качестве агента Конфедерации. Там, пользуясь своей международной известностью, он разъяснял цели и задачи Конфедерации, занимался покупкой судов для нее в Англии, Ирландии, Франции, а также выступал с газетными публикациями, которыми пытался остановить американскую гражданскую войну. Он также собрал сведения о наиболее эффективных способах воспламенения зарядов под водой, купил и отправил правительству южных штатов лучшие для этих целей приборы и инструменты.
Гражданская война в Соединенных Штатах закончилась поражением конфедератов 23 июня 1865 г. В начале 1866 г. Мори отправился в Мексику, где потратил немало сил для устройства колонии Новая Виргиния для беженцев-южан. Затем он вернулся в Лондон.
Памятник Мэтью Ф. Мори в Ричмонде |
Своими трудами по мореплаванию, океанографии и метеорологии Мори еще при жизни приобрел международную известность. Многие государства, в том числе Россия, Франция, Дания, Португалия и др., удостоили его орденов и отличий. Академии наук и научные общества США, Англии, России, Германии и Бельгии избрали его своим почетным членом.
11 ноября 1929 г. в Ричмонде (Виргиния) открыт памятник Мори работы скульптора Фридриха Вильгельма Сиверса. В зале Славы великих американцев Нью-Йоркского университета находится бюст Мори. Шесть судов США, в том числе четыре — ВМФ, в разное время были названы в его честь.
В заключение можно привести высказывание немецкого философа Карла Ясперса из его книги «Смысл и назначение истории»: «Совершенно безразлично, когда жил великий человек. Все располагается на одной вневременной плоскости значимого. Исторические данные воспринимаются нами, как нечто неисторическое, а непосредственно присутствующие в нашей жизни; ….мы созерцаем в историческом прошлом близкое нашему сердцу величие».