Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Гаумата (Лжебардий)...маг, выдавший себя за Бардию...

Гаумата (Лжебардий) ( ? — 521 до н. э.)

Гаумата (Лжебардий) (? — 521 до н. э.)

Конечно, глупо думать, что мошенники появились на свет в недавнем прошлом. На самом деле, это одна из самых древних профессий, а мошенники не только крутили наперстки с монетками – но и даже… выдавали себя за царских детей. Ну, как тут не вспомнить «Золотого теленка» и пресловутого лейтенанта Шмидта?
Наверное, имя мидийского жреца Гауматы так и затерялось бы в веках, если бы не его мошенничество. Причем мошенничал он по-крупному: выдал себя за младшего сына царя Кира – Бардию. Для начала надо оговориться: сам Гаутама в жизни не придумал бы ничего подобного. Однако, к своему несчастью, он был очень похож на Бардию – что и решило его судьбу.
В 522 году до Н.Э. к власти в Персии пришел принц Камбис – старший сын Кира Второго. Первым делом он расправился со всеми претендентами на престол, включая и собственного младшего брата - Бардию. Убийство было тайным, и персидский народ просто решил, что Бардия покинул Персию и путешествует. Расправившись с претендентами, Камбис, как и полагалось царю, отправился на завоевание других земель.

Гаумата (Лжебардий) ( ? — 521 до н. э.)
Гаумата (Лжебардий) (? — 521 до н. э.)

Одна из древнейших историй воцарения самозванца, сведения о которой сохранились в письменных источниках, произошла в шестом веке до н. э.


Кир, создавший великое Персидское царство, погиб в походе на массагетов, престол царя царей в 529 г. до н. э. унаследовал старший сын — Камбис. Правителем он оказался решительным и энергичным, но был подвержен внезапным вспышкам гнева. Младшего брата Бардию (греки называли его Смердис) Камбис счел соперником и велел тайно убить.

Камби́с II — персидский царь из династии Ахеменидов

Камби́с II — персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 530—522 годах до н. э. Старший сын Кира Великого. О царствовании Камбиса нам известно по рассказам греческих историков и по египетским надписям, относящимся ко времени завоевания Египта персами.


В 525 г. Камбис завоевал Египет, и, как сообщает египетский источник, «величайший ужас охватил страну». Завоеватели бесчинствовали, оскверняли храмы, сам Камбис нанес смертельную рану священному быку Апису, которому в Египте оказывали божественные почести. Возможно, таким образом царь продемонстрировал собственное превосходство над египетскими богами, а может, это случилось во время одного из приступов безумия, которыми страдал Камбис.

Впоследствии персидский царь пытался придать собственной власти в Египте легитимный характер, объявил себя фараоном под именем Месутра (сын Ра), принял посвящение в мистерии Нейт в Саисе и распорядился привести в порядок оскверненные солдатами храмы. Была пущена в ход легенда о рождении Камбиса от брака Кира с египетской царевной Нитетидой, дочерью фараона. Царь основал новую, XXVII династию фараонов Египта…

Каменный рельеф из дворца Сеннахирима

Каменный рельеф из дворца Сеннахирима


Но на этом успехи Камбиса закончились. Поход на Карфаген сорвался из-за того, что финикийцы, верно служившие персам в войне против Египта, отказались сражаться с родственным народом, а походы в Нубию и оазис Амона закончились несчастливо из-за лишений, которые войска персов претерпели в пустынях. В Мемфис, столицу Египта, армия Камбиса возвратилась потрепанной и усталой.

Египтяне при виде бедственного положения захватчиков подняли восстание, которое Камбис подавил с присущей ему жестокостью. Зачинщик восстания бывший фараон Псамметих III был казнен, страна усмирена, но покоренные народы волновались, а сами персы, составлявшие лучшую часть царского войска, начали роптать изза тягот непрерывных походов и сражений. В 522 г. до н. э.

Камбис двинулся домой, но в Сирии получил известие о появлении в Персии самозванца, назвавшего себя царевичем Бардией. Это был Гаумата, происходивший из мидийского племени магов (жрецов). Брата Гауматы Камбис оставил управлять царским двором, отправляясь в Египет. Управляющий, должно быть, слышал о неудачах царя, видел недовольство армии и ропот провинций, а потому решил воспользоваться тем, что Гаумата внешне очень походил на убитого Камбисом царевича Бардию.

Персеполь – это великолепный город-дворец, который довольно плохо сохранился. Сегодня от него остались лишь руины, которые стоят под открытым небом и напоминают туристам о былом могуществе данного региона. Данное поселение располагается неподалеку от персидского города Шириза, рядом с речкой Пулвар. История этого города-дворца начинается в 520 году до нашей эры, когда персидский царь Дарий Великий, решил вооружить третью персидскую столицу, тем самым продемонстрировав все величие и могущество империи.

Персеполь – это великолепный город-дворец, который довольно плохо сохранился. Сегодня от него остались лишь руины, которые стоят под открытым небом и напоминают туристам о былом могуществе данного региона.
Данное поселение располагается неподалеку от персидского города Шириза, рядом с речкой Пулвар. История этого города-дворца начинается в 520 году до нашей эры, когда персидский царь Дарий Великий, решил вооружить третью персидскую столицу, тем самым продемонстрировав все величие и могущество империи.


В своих резиденциях персидские цари возводили постройки, которые должны были демонстрировать представителям покоренных народов могущество и величие владык мировой державы. Наиболее ранним памятником ахеменидской архитектуры является Дворец Кира в Пасаргадах. Этот дворец был целым комплексом сооружений, окруженных стеной.

Узнав о появлении Бардии, которого считал мертвым, царь пришел в замешательство и вызвал доверенного слугу Прексаспа, которому поручал убить брата, — тот снова подтвердил, что в точности исполнил повеление… Однако предъявить доказательство того, что претендент на престол является самозванцем, Камбис не мог, ибо это означало сознаться в братоубийстве. Такая ситуация привела Камбиза в ярость, он велел собираться в поход против Лжебардии, но, садясь на коня, в горячке ранил себя мечом в ногу и вскоре умер от раны. Вообще, смерть Камбиза произошла при довольно странных обстоятельствах. Существует версия, что он покончил с собой. А египетские жрецы распространили слух, что смертельную рану царь нанес себе точно в то же место, куда поразил божественного Аписа, и что таким образом свершилась месть старых богов Египта.

Как бы там ни было, в 522 г. до н. э. на престоле царя царей оказался самозванец, и даже не перс, а мидянин. Хотя Гаумата выдавал себя за персидского владыку, особого доверия к персам он, видимо, не испытывал и старался приобрести симпатии покоренных народов. Он провел ряд реформ в пользу завоеванных персами стран и даже освободил их на три года от податей и повинностей. Это вызвало недовольство персов, и особенно военной знати, которая при этом правителе утрачивала позиции. Кое-кто из вельмож припомнил, что маг Гаумата был очень похож на Бардию. Некий персидский сановник, дочь которого находилась в царском гареме, передал ей записку через евнуха и просил узнать, Бардия ли нынешний царь или самозванец. Царевна ответила, что не может сказать этого наверняка, потому что не знала Бардию до воцарения. Тогда отец попросил ее поговорить с женщинами, на которых Бардия был женат до восшествия на престол, и девушка ответила, что царь отделил старых жен от новых и они не могут перекинуться и словом. Это было очень подозрительно, но не являлось уликой.

Существовал один надежный способ уличить самозванца — Гаумате за какуюто провинность Кир велел отрезать уши. Поэтому придворный велел дочери дождаться, когда царь уснет, и ощупать его уши. Если у нынешнего царя уши отрезаны, то он не законный наследник, а маг Гаумата. Наутро стало известно — на троне самозванец. Знатные персы составили заговор против Лжебардии, их возглавил 27-летний военачальник Дарий, сын Гистаспа (по-персидски — Дараявауш, сын Виштаспы), представитель младшей ветви царского рода Ахеменидов. Но действовали заговорщики очень осторожно, ибо маги стерегли дворец, опасаясь, что рано или поздно Гаумату уличат. Поскольку единственным человеком, знавшим о судьбе Бардии, оставался Прексасп. Братья, Гаумата и дворцовый правитель, призвали его и велели объявить персам, что на троне — истинный сын Кира. С одной стороны, Прексаспу сулили щедрую награду, с другой — напомнили, сколько он перенес бедствий от Камбиса. Жестокий царь когда-то даже убил сына Прексаспа.

Наказание пойманных самозванцев и заговорщиков: Гаумата лежит под сапогом Дария Великого. Последний человек в очереди, одетый в традиционную скифскую шляпу и костюм, идентифицирован как Скунха . Его изображение было добавлено после того, как надпись была завершена, что потребовало удаления некоторой части текста.

Наказание пойманных самозванцев и заговорщиков: Гаумата лежит под сапогом Дария Великого. Последний человек в очереди, одетый в традиционную скифскую шляпу и костюм, идентифицирован как Скунха . Его изображение было добавлено после того, как надпись была завершена, что потребовало удаления некоторой части текста.
Бехистунская надпись — трехъязычный (древнеперсидский, эламский и вавилонский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), близ города Хамадан в Иране, высеченный по приказу царя Дария I


Бехистунская надпись, высеченная на скале на трех языках: древнеперсидском, вавилонском и эламском, гласит:

«Говорит царь Дарий: … 10 числа (29 сентября 522), я с немногими людьми, погубил этого Гаумату и его знатнейших приверженцев…»

Выслушав предложение магов, сановник согласился, и вскоре при большом стечении народа он взошел на башню и обратился к персам. Вместо того, чтобы подтвердить, что на троне сын великого Кира, Прексасп уличил Гаумату в обмане и бросился вниз головой с башни. Тем временем знатные заговорщики во главе с Дарием уже двигались к дворцу. Увидев большое скопление народа, они заколебались, но, услышав, что только что произошло, решили действовать. Наружная стража пропустила их во дворец, поскольку все они были знатными вельможами, и уже внутри произошла схватка.

Маги, Гаумата с братом, отчаянно защищались, но победили персы. Гаумата был убит, царем стал Дарий. До сих пор на Бехистунской скале сохранилась надпись, высеченная по повелению Дария, — история его царствования, там, в частности, имеется рассказ и о Гаумате, заканчивающийся словами: 
«…Это было в 10-й день месяца багаядиш (сентябрь 522 г. до н. э.), когда я с немногими людьми убил Гаумату-мага и виднейших его приверженцев в крепости, называемой Сикаяуватиш, в мидийской местности Нисайя. Царство у него я отнял».
Следует отметить, что реформы, проводимые Гауматой, были направлены против персидской верхушки (во главе которой стоял род Ахеменидов) и принесли ему поддержку «всех подданных», которым маг, как пишет Геродот, «сделал много добра». Вот почему после гибели мага о нем «сожалели все, кроме персов»...