Конфликт между наукой и религией длится столетиями: он есть и в истории античности, и сегодня на интернет-форумах. Ученые из американского Case Western Reserve University решили искать его причины в противоборстве двух схем человеческого мышления, исследуя мозг.
В итоге им пришлось провести восемь разных экспериментов на взрослых людях — тех, кто верит в Бога или некие высшие силы, и тех, кто не верит. Оказалось, что у людей с религиозными взглядами больше развита эмпатия, но подавляется аналитическое мышление. А у тех, кто далек от религии, наоборот, преобладает рационализм.
«Вопросы веры с прагматической точки зрения могут казаться абсурдными, — говорит в пресс-релизе Тони Джек, возглавлявший исследование. — Но из того, что мы знаем о работе мозга как ученые, получается, что вера в сверхъестественные силы, блокируя критическое мышление, отторгая его, помогает человеку достичь большей социальной и эмоциональной проницательности».
В итоге им пришлось провести восемь разных экспериментов на взрослых людях — тех, кто верит в Бога или некие высшие силы, и тех, кто не верит. Оказалось, что у людей с религиозными взглядами больше развита эмпатия, но подавляется аналитическое мышление. А у тех, кто далек от религии, наоборот, преобладает рационализм.
«Вопросы веры с прагматической точки зрения могут казаться абсурдными, — говорит в пресс-релизе Тони Джек, возглавлявший исследование. — Но из того, что мы знаем о работе мозга как ученые, получается, что вера в сверхъестественные силы, блокируя критическое мышление, отторгая его, помогает человеку достичь большей социальной и эмоциональной проницательности».
Эти две схемы мышления с трудом взаимодействуют между собой, балансируя на грани: согласно исследованию, одна неизменно старается подавить другую. Тем не менее ученые говорят, что ни один из этих способов мышления сам по себе не может привести человека к однозначному пониманию важнейших глобальных вопросов. Сама наша природа подталкивает нас к изучению накопленного опыта, используя обе схемы — рациональную и эмоциональную. «Религия не говорит нам что-либо о физиологической структуре мира: это прерогатива науки. Наука же направляет наши нравственные поиски, но не может дать определение тому, что такое «нравственность», или объяснить, как мы должны строить нашу жизнь, искать в ней смысл и цель», — добавляет Тони Джек.
Кроме того, исследователи утверждают, что религию и науку не всегда следует рассматривать как противоборствующие силы. Многие великие ученые так или иначе верили в Бога или иные высшие силы, включая 90% нобелевских лауреатов XXI века. Авторы исследования заключают, что плодотворное сочетание двух этих способов мышления может их взаимно обогатить. «Религиозное чувство далеко не всегда конфликтует с наукой. При правильных обстоятельствах оно может позитивно влиять на научную деятельность, созидая и развивая интуицию», — объясняет Джек.
Источник: Here's What Belief In A Religion Does To Your Brain
Кроме того, исследователи утверждают, что религию и науку не всегда следует рассматривать как противоборствующие силы. Многие великие ученые так или иначе верили в Бога или иные высшие силы, включая 90% нобелевских лауреатов XXI века. Авторы исследования заключают, что плодотворное сочетание двух этих способов мышления может их взаимно обогатить. «Религиозное чувство далеко не всегда конфликтует с наукой. При правильных обстоятельствах оно может позитивно влиять на научную деятельность, созидая и развивая интуицию», — объясняет Джек.
Источник: Here's What Belief In A Religion Does To Your Brain