Карта Луны с помеченными элементами |
Иоганн Гевелий нарисовал одни из первых карты Луны, получившие высокую оценку за их детализацию, в своей самодельной обсерватории на крыше в Королевстве Польском.
В коллекции редких книг библиотеки Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния, большой фолиант, перевязанный веревкой, находится в ящике из слоновой кости, который выглядит так, будто его привезли из пекарни. В какой-то момент книга принадлежала Эдвину Хабблу, который открыл, что помимо нашей галактики существуют и что Вселенная расширяется, среди прочего, в ближайшей обсерватории Маунт-Вилсон. Между потертыми кожаными обложками я нахожу одни из первых подробных карт лунной поверхности, иллюстрированные и выгравированные в 17 веке. Когда я бережно кладу том обратно в коробку, обложка оставляет на кончиках пальцев светло-коричневый налет — небольшой след попытки одного человека укротить луну.
Книга под названием «Селенография» была создана, пожалуй, самым новаторским польским астрономом со времен Коперника. Но Иоганн Гевелий, как мы называем его в англоязычном мире, несколько более забыт великими учеными истории. Селенография была первой книгой лунных карт и диаграмм, подробно описывающих различные лунные фазы. Более чем за 300 лет до того, как люди ступили на поверхность Луны, Гевелий документировал каждый кратер, склон и долину, которые он мог видеть в свой телескоп. Он провел эти наблюдения, а также другие наблюдения для полного звездного каталога, используя собственное оборудование в самодельной обсерватории на крыше.
Опубликованная в 1647 году «Селенография» сделала Гевелия своего рода знаменитостью. Итальянский астроном Никколо Цукки даже показал экземпляр книги Папе Римскому. Конечно, как и Коперник до него, Гевелий считал, что Земля вращается вокруг Солнца. А согласно «Иоганну Гевелию и его каталогу звезд» , опубликованному издательством Университета Бригама Янга, Папа Иннокентий X сказал, что «Селенография» «была бы беспрецедентной книгой, если бы она не была написана еретиком».
🔹 🔹 🔹 🔹 🔹
Гевелий родился в 1611 году в Данциге, на побережье Балтийского моря на территории тогдашнего Королевства Польского. Сегодня сказочный портовый город известен как Гданьск . В Старом городе у церкви Святой Екатерины стоит статуя усатого человека с острой бородой, смотрящего в небо и держащего в руках старинные астрономические инструменты. Надпись гласит: «Ян Хевелиуш».
Отец Гевелия ожидал, что он станет бизнесменом в семейной торговле пивоварением, и в 19 лет он отправился изучать право в Лейденский университет. Он вернулся в Гданьск в 1634 году и стал купцом, а затем поступил на государственную службу в качестве городского советника, а затем мэра. Но Петер Крюгер, учитель, познакомивший Гевелия с астрономией, вновь пробудил в молодом человеке стремление к небесам. На смертном одре Крюгер призвал Гевелия посвятить свою жизнь астрономии — слова, которые положили начало его блестящей карьере.
В 1641 году Гевелий построил обсерваторию на крышах трех соседних домов, принадлежавших ему в Гданьске . Учитывая его значительное состояние от семейного пивоваренного бизнеса, он буквально вложил свои деньги в науку. Поскольку он приобрел и построил сложные астрономические инструменты, этот «Звездный замок» стал одной из величайших обсерваторий в Европе того времени. Уважаемые посетители, такие как Эдмонд Галлей, чьи многочисленные достижения включают предсказание возвращения кометы, носящей его имя, приезжали навестить и встретиться с Гевелием за сотни миль от других эпицентров астрономии в Париже и Лондоне.
Картографирование Луны было одним из первых крупных начинаний Гевелия. Нации-мореплаватели в то время отчаянно искали способ измерения долготы в море, и считалось, что Луна может дать решение. Идея заключалась в том, что во время лунного затмения моряки наблюдали, как тень Луны пересекает определенную точку на поверхности в 15:03, но знали, что в другом месте, например в Париже, такое же пересечение произойдет в 3:03:33 часа, тогда они могли вычислить свои градусы долготы вдали от известного местоположения города. Однако для того, чтобы эта техника стала возможной, потребуются более точные лунные карты (и из-за практических соображений использования большого телескопа на катящемся корабле действительно надежный способ вычисления долготы в море не будет достигнут до изобретения морской хронометр).
После многих долгих ночей на крыше, глядя в свои телескопы, Гевелий сделал несколько предварительных рисунков и гравюр. Он отправил их своему другу и коллеге-астроному из Парижа Питеру Гассенди, который также интересовался картографированием Луны. Гассенди был поражен качеством работы Гевелия и умолял его продолжить проект.
«У вас такие превосходные глаза, которые действительно можно было бы назвать «глазами рыси», — писал Гассенди (согласно Иоганну Гевелию и его «Каталогу звезд»).
Осмелев, этот астроном с глазами Рыси каждую ночь рисовал луну, а на следующее утро вырезал ночные наблюдения на меди. Наконец, спустя пять лет, он завершил эту работу публикацией Selenographia sive Lunae descriptio.
🔹 🔹 🔹 🔹 🔹
Гевелий был не первым, кто использовал телескоп, чтобы нарисовать Луну. Среди других до него Томас Харриот и Галилео Галилей. Его карты с именованными объектами были опубликованы через два года после карт Мишеля Флорана ван Лангрена. Но работа Гевелия выделяется своей детализацией и эстетикой, а его коллекция лунных карт считается первым атласом Луны.
Селенография содержит около 40 гравированных пластин, на которых изображена луна в разные фазы. Набросок топографии показывает, что по мере того, как луна освещается в своем цикле, детали, видимые в одну ночь, не находятся в том же месте в следующую. Гевелий также включил наблюдения Сатурна, Марса, Юпитера и того, что он считал «неподвижными звездами», в дополнение к описаниям и гравировкам астрономических инструментов. По словам историков Альберта Ван Хелдена и Мэри Г. Винклер , книга представляет собой современное состояние телескопической астрономии того времени .
Работа также отражает острый взгляд Гевелия на детали, а также его художественную чувствительность. Примерно посередине большой книги находится первая из нескольких жемчужин короны — гравюры луны, которые занимают двухстраничный разворот. В правом нижнем углу ангел смотрит в телескоп, а другой делает записи. На противоположной стороне Луны другая пара ангелов держит книгу и измеряет углы. Херувимы продолжают свои исследования на полях самых больших и впечатляющих лунных карт Selenographia.
Гевелий назвал десятки особенностей лунного ландшафта, но, несмотря на красоту и чудо его работы, большинство его названий лунных характеристик потеряли популярность. Ван Хельден и Р. Х. ван Гент утверждают в эссечто система Гевелия была слишком сложной — он классифицировал объекты как континенты, острова, моря, заливы, скалы, болота, болота и множество других категорий, отражающих земной опыт. Такие названия были заменены в значительной степени усилиями Джамбаттисты Риччоли и Франческо Марии Гримальди, которые совместно работали над топографическими картами Луны, опубликованными в 1651 году. или моря. По воле судьбы Риччоли назвал Mare Tranquillitatis — Море Спокойствия — место, где Аполлон-11 приземлился в 1969 году.
Но система Риччоли не применялась до 18 века. Более громоздкая схема Гевелия господствовала до конца его жизни, а затем еще некоторое время. И хотя система Риччоли в конечном итоге стала стандартом, небольшой набор названий, которые Гевелий дал лунным характеристикам, все еще используется сегодня — например, «Альпы» для лунных гор.
🔹 🔹 🔹 🔹 🔹
В то время как Гевелий использовал телескопы в своих усилиях по картированию Луны, астроном-новатор наносил на карту положения звезд без увеличения. Для Гевелия телескопы предназначались для открытий, а не для измерений, говорит историк Альберт Ван Хелден, почетный профессор Университета Райса в Техасе и Утрехтского университета в Нидерландах. Таким образом, он был одним из наиболее традиционных астрономов того времени.
Сильные чувства Гевелия к астрономии невооруженным глазом привели к знаменитому спору со знаменитым английским эрудитом Робертом Гуком и первым королевским астрономом Джоном Флемстидом. В частности, инструмент того времени, называемый секстантом, который измерял углы между небесными объектами или горизонтом, имел «прицел» или приспособление для прицеливания на каждой руке. Гук и Флемстид утверждали, что использование телескопов для прицеливания сделает измерения более точными, в то время как Гевелий не согласился.
История в конечном итоге докажет, что Гевелий ошибался, но, тем не менее, его звездные каталоги были одними из самых точных для того времени и не превзошли их по крайней мере четыре десятилетия. Окончательный каталог Гевелия включал более 1500 записей о звездных положениях и звездных величинах. Фактически, сегодня есть исследователи, которые сравнивают карты Гевелия с современными измерениями, и, согласно одному анализу, его звездные величины не так уж и далеки.
«Если бы Гевелий потратил больше времени на анализ своих измерений и ошибок, а также измерений [датского астронома] Тихо [Браге], он мог бы сделать важное открытие, что звезды на самом деле не неподвижны , а медленно движутся» (согласно Иоганну Гевелию и его Каталогу звезд).
Но Иоганн Гевелий не может приписывать себе всю заслугу в этой работе. Его жена Элизабет занимает особое место в истории астрономии. Элизабет Купман родилась в том же году, когда была опубликована « Селенография », и была как минимум на 35 лет моложе Гевелия. Тем не менее, эти майско-декабрьские отношения дали Элизабет возможность работать в авангарде астрономии, и она с энтузиазмом занялась изучением звезд вместе со своим мужем. Никто точно не знает, где началась ее работа и закончилась работа ее мужа, но гравюра показывает, как они вдвоем работают с секстантом — один настраивает инструмент по звезде, а другой фокусируется на другой звезде, чтобы измерить расстояние между ними.
Трагедия обрушилась на их кропотливую работу 26 сентября 1679 года. Пока Элизабет и Иоганнес отсутствовали, кучер «оставил в конюшне горящую свечу и поджег все место», согласно отчету, воспроизведенному в « Иоганне Гевелии и его Каталоге звезд» . Астрономические инструменты, заметки и стопки рукописей сгорели, а обсерватория была в значительной степени разрушена. Но считается, что дочь Гевелия Катарина предусмотрительно спасла семейный рукописный Catalogus Stellarum Fixarum («Каталог фиксированных звезд»). Чудесным образом этой рукописи удалось избежать последующих пожаров и бомбардировок, пережив все события, начиная от осады Данцига в 1734 году и заканчивая бомбардировками во время Второй мировой войны. Как пишет Мария Попова в своем блоге Brainpickings :
🔹 🔹 🔹 🔹 🔹
Иоганн и Элизабет Гевелии похоронены в одной могиле в церкви Святой Екатерины в Гданьске , где они были женаты, рядом со статуей Гевелия. Места, где жил Гевелий, покорно восстанавливая свою обсерваторию «Звездный замок» после пожара, больше не существует. По оценкам, 90 процентов города было разрушено во время Второй мировой войны. «Старый город» Гданьска сегодня реконструирован и выглядит так, как до 1793 года, напоминая изображение города в одной из книг Гевелия.
Что касается « Селенографии », то в библиотеке Хантингтона недалеко от Лос-Анджелеса хранится копия на выставке истории науки, на которой также представлены влиятельные работы Николая Коперника, Исаака Ньютона и других, сформировавших наше представление о Вселенной. Копия Хаббла с оторванными обложками, оставляющими следы какао-порошка, где бы они ни находились, доступна по запросу ученых, которые более 300 лет изучают карты, оставленные Гевелием миру.
«Хаббловская копия «Селенографии» использовалась астрономами на протяжении веков, — говорит Ван Хелден, — как и хотел Гевелий».
Книга под названием «Селенография» была создана, пожалуй, самым новаторским польским астрономом со времен Коперника. Но Иоганн Гевелий, как мы называем его в англоязычном мире, несколько более забыт великими учеными истории. Селенография была первой книгой лунных карт и диаграмм, подробно описывающих различные лунные фазы. Более чем за 300 лет до того, как люди ступили на поверхность Луны, Гевелий документировал каждый кратер, склон и долину, которые он мог видеть в свой телескоп. Он провел эти наблюдения, а также другие наблюдения для полного звездного каталога, используя собственное оборудование в самодельной обсерватории на крыше.
Опубликованная в 1647 году «Селенография» сделала Гевелия своего рода знаменитостью. Итальянский астроном Никколо Цукки даже показал экземпляр книги Папе Римскому. Конечно, как и Коперник до него, Гевелий считал, что Земля вращается вокруг Солнца. А согласно «Иоганну Гевелию и его каталогу звезд» , опубликованному издательством Университета Бригама Янга, Папа Иннокентий X сказал, что «Селенография» «была бы беспрецедентной книгой, если бы она не была написана еретиком».
Гевелий родился в 1611 году в Данциге, на побережье Балтийского моря на территории тогдашнего Королевства Польского. Сегодня сказочный портовый город известен как Гданьск . В Старом городе у церкви Святой Екатерины стоит статуя усатого человека с острой бородой, смотрящего в небо и держащего в руках старинные астрономические инструменты. Надпись гласит: «Ян Хевелиуш».
Статуя Иоганна Гевелия в Гданьске, Польша |
Отец Гевелия ожидал, что он станет бизнесменом в семейной торговле пивоварением, и в 19 лет он отправился изучать право в Лейденский университет. Он вернулся в Гданьск в 1634 году и стал купцом, а затем поступил на государственную службу в качестве городского советника, а затем мэра. Но Петер Крюгер, учитель, познакомивший Гевелия с астрономией, вновь пробудил в молодом человеке стремление к небесам. На смертном одре Крюгер призвал Гевелия посвятить свою жизнь астрономии — слова, которые положили начало его блестящей карьере.
В 1641 году Гевелий построил обсерваторию на крышах трех соседних домов, принадлежавших ему в Гданьске . Учитывая его значительное состояние от семейного пивоваренного бизнеса, он буквально вложил свои деньги в науку. Поскольку он приобрел и построил сложные астрономические инструменты, этот «Звездный замок» стал одной из величайших обсерваторий в Европе того времени. Уважаемые посетители, такие как Эдмонд Галлей, чьи многочисленные достижения включают предсказание возвращения кометы, носящей его имя, приезжали навестить и встретиться с Гевелием за сотни миль от других эпицентров астрономии в Париже и Лондоне.
Картографирование Луны было одним из первых крупных начинаний Гевелия. Нации-мореплаватели в то время отчаянно искали способ измерения долготы в море, и считалось, что Луна может дать решение. Идея заключалась в том, что во время лунного затмения моряки наблюдали, как тень Луны пересекает определенную точку на поверхности в 15:03, но знали, что в другом месте, например в Париже, такое же пересечение произойдет в 3:03:33 часа, тогда они могли вычислить свои градусы долготы вдали от известного местоположения города. Однако для того, чтобы эта техника стала возможной, потребуются более точные лунные карты (и из-за практических соображений использования большого телескопа на катящемся корабле действительно надежный способ вычисления долготы в море не будет достигнут до изобретения морской хронометр).
После многих долгих ночей на крыше, глядя в свои телескопы, Гевелий сделал несколько предварительных рисунков и гравюр. Он отправил их своему другу и коллеге-астроному из Парижа Питеру Гассенди, который также интересовался картографированием Луны. Гассенди был поражен качеством работы Гевелия и умолял его продолжить проект.
«У вас такие превосходные глаза, которые действительно можно было бы назвать «глазами рыси», — писал Гассенди (согласно Иоганну Гевелию и его «Каталогу звезд»).
Осмелев, этот астроном с глазами Рыси каждую ночь рисовал луну, а на следующее утро вырезал ночные наблюдения на меди. Наконец, спустя пять лет, он завершил эту работу публикацией Selenographia sive Lunae descriptio.
Гевелий был не первым, кто использовал телескоп, чтобы нарисовать Луну. Среди других до него Томас Харриот и Галилео Галилей. Его карты с именованными объектами были опубликованы через два года после карт Мишеля Флорана ван Лангрена. Но работа Гевелия выделяется своей детализацией и эстетикой, а его коллекция лунных карт считается первым атласом Луны.
Карта Луны, выгравированная Иоганном Гевелием |
Селенография содержит около 40 гравированных пластин, на которых изображена луна в разные фазы. Набросок топографии показывает, что по мере того, как луна освещается в своем цикле, детали, видимые в одну ночь, не находятся в том же месте в следующую. Гевелий также включил наблюдения Сатурна, Марса, Юпитера и того, что он считал «неподвижными звездами», в дополнение к описаниям и гравировкам астрономических инструментов. По словам историков Альберта Ван Хелдена и Мэри Г. Винклер , книга представляет собой современное состояние телескопической астрономии того времени .
Работа также отражает острый взгляд Гевелия на детали, а также его художественную чувствительность. Примерно посередине большой книги находится первая из нескольких жемчужин короны — гравюры луны, которые занимают двухстраничный разворот. В правом нижнем углу ангел смотрит в телескоп, а другой делает записи. На противоположной стороне Луны другая пара ангелов держит книгу и измеряет углы. Херувимы продолжают свои исследования на полях самых больших и впечатляющих лунных карт Selenographia.
Гевелий назвал десятки особенностей лунного ландшафта, но, несмотря на красоту и чудо его работы, большинство его названий лунных характеристик потеряли популярность. Ван Хельден и Р. Х. ван Гент утверждают в эссечто система Гевелия была слишком сложной — он классифицировал объекты как континенты, острова, моря, заливы, скалы, болота, болота и множество других категорий, отражающих земной опыт. Такие названия были заменены в значительной степени усилиями Джамбаттисты Риччоли и Франческо Марии Гримальди, которые совместно работали над топографическими картами Луны, опубликованными в 1651 году. или моря. По воле судьбы Риччоли назвал Mare Tranquillitatis — Море Спокойствия — место, где Аполлон-11 приземлился в 1969 году.
Но система Риччоли не применялась до 18 века. Более громоздкая схема Гевелия господствовала до конца его жизни, а затем еще некоторое время. И хотя система Риччоли в конечном итоге стала стандартом, небольшой набор названий, которые Гевелий дал лунным характеристикам, все еще используется сегодня — например, «Альпы» для лунных гор.
В то время как Гевелий использовал телескопы в своих усилиях по картированию Луны, астроном-новатор наносил на карту положения звезд без увеличения. Для Гевелия телескопы предназначались для открытий, а не для измерений, говорит историк Альберт Ван Хелден, почетный профессор Университета Райса в Техасе и Утрехтского университета в Нидерландах. Таким образом, он был одним из наиболее традиционных астрономов того времени.
Самый большой телескоп Гевелия |
Сильные чувства Гевелия к астрономии невооруженным глазом привели к знаменитому спору со знаменитым английским эрудитом Робертом Гуком и первым королевским астрономом Джоном Флемстидом. В частности, инструмент того времени, называемый секстантом, который измерял углы между небесными объектами или горизонтом, имел «прицел» или приспособление для прицеливания на каждой руке. Гук и Флемстид утверждали, что использование телескопов для прицеливания сделает измерения более точными, в то время как Гевелий не согласился.
История в конечном итоге докажет, что Гевелий ошибался, но, тем не менее, его звездные каталоги были одними из самых точных для того времени и не превзошли их по крайней мере четыре десятилетия. Окончательный каталог Гевелия включал более 1500 записей о звездных положениях и звездных величинах. Фактически, сегодня есть исследователи, которые сравнивают карты Гевелия с современными измерениями, и, согласно одному анализу, его звездные величины не так уж и далеки.
«Если бы Гевелий потратил больше времени на анализ своих измерений и ошибок, а также измерений [датского астронома] Тихо [Браге], он мог бы сделать важное открытие, что звезды на самом деле не неподвижны , а медленно движутся» (согласно Иоганну Гевелию и его Каталогу звезд).
Но Иоганн Гевелий не может приписывать себе всю заслугу в этой работе. Его жена Элизабет занимает особое место в истории астрономии. Элизабет Купман родилась в том же году, когда была опубликована « Селенография », и была как минимум на 35 лет моложе Гевелия. Тем не менее, эти майско-декабрьские отношения дали Элизабет возможность работать в авангарде астрономии, и она с энтузиазмом занялась изучением звезд вместе со своим мужем. Никто точно не знает, где началась ее работа и закончилась работа ее мужа, но гравюра показывает, как они вдвоем работают с секстантом — один настраивает инструмент по звезде, а другой фокусируется на другой звезде, чтобы измерить расстояние между ними.
Иоганн и Элизабет Гевелии вместе управляют |
Трагедия обрушилась на их кропотливую работу 26 сентября 1679 года. Пока Элизабет и Иоганнес отсутствовали, кучер «оставил в конюшне горящую свечу и поджег все место», согласно отчету, воспроизведенному в « Иоганне Гевелии и его Каталоге звезд» . Астрономические инструменты, заметки и стопки рукописей сгорели, а обсерватория была в значительной степени разрушена. Но считается, что дочь Гевелия Катарина предусмотрительно спасла семейный рукописный Catalogus Stellarum Fixarum («Каталог фиксированных звезд»). Чудесным образом этой рукописи удалось избежать последующих пожаров и бомбардировок, пережив все события, начиная от осады Данцига в 1734 году и заканчивая бомбардировками во время Второй мировой войны. Как пишет Мария Попова в своем блоге Brainpickings :
«Этот странный феникс науки наконец прибыл в Университет имени Бригама Янга в 1971 году, где с тех пор оставался в безопасности от огня и серы».Хотя Гевелий надеялся опубликовать полный звездный каталог, он умер в 1687 году, незадолго до достижения этой цели. Его последний звездный каталог был опубликован в 1690 году под руководством его верной спутницы жизни, науки и наблюдения за звездами Элизабет. В работе даются названия десяткам созвездий, которые используются до сих пор, в том числе Рысь — дань уважения чудесному превосходному зрению Яна Хевелиуша из Данцига.
Иоганн и Элизабет Гевелии похоронены в одной могиле в церкви Святой Екатерины в Гданьске , где они были женаты, рядом со статуей Гевелия. Места, где жил Гевелий, покорно восстанавливая свою обсерваторию «Звездный замок» после пожара, больше не существует. По оценкам, 90 процентов города было разрушено во время Второй мировой войны. «Старый город» Гданьска сегодня реконструирован и выглядит так, как до 1793 года, напоминая изображение города в одной из книг Гевелия.
Что касается « Селенографии », то в библиотеке Хантингтона недалеко от Лос-Анджелеса хранится копия на выставке истории науки, на которой также представлены влиятельные работы Николая Коперника, Исаака Ньютона и других, сформировавших наше представление о Вселенной. Копия Хаббла с оторванными обложками, оставляющими следы какао-порошка, где бы они ни находились, доступна по запросу ученых, которые более 300 лет изучают карты, оставленные Гевелием миру.
«Хаббловская копия «Селенографии» использовалась астрономами на протяжении веков, — говорит Ван Хелден, — как и хотел Гевелий».
( Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Smithsonianmag.com
По теме: