Между 30 г. до н.э. и 3 веком н.э., когда Египет был провинцией Римской империи, появилась практика прикреплять портрет мумифицированного человека к обертке мумии. Приблизительно 1100 из этих картин были собраны на протяжении столетий, большинство из них в 19-м и начале 20-го века, но, поскольку многие из них были куплены и проданы как произведения искусства, а не археологические артефакты, информация об их контексте и происхождении исчезла.
В 2013 году, чтобы смягчить эту потерю и попытаться снова связать эти портреты мумий, в сотрудничестве с более чем 40 учреждениями был создан проект и база данных «Древние панно: изучение, анализ и исследование» (APPEAR). В рамках этого проекта группа исследователей из Университета штата Юта и Государственного университета Бойсе недавно проанализировала микроскопический образец пурпурного пигмента, взятый с одной картины — образца II века нашей эры, известного как «Портрет бородатого мужчины » . был родом из Файюма в Египте, но сейчас находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, штат Мэриленд. Может ли образец краски размером не больше волоса дать какие-нибудь подсказки о происхождении этой картины? В «Научных заметках» этого месяца мы рассмотрим результаты проекта.
Образец краски был снят с клавуса – полоски на плече гимнастерки бородатого мужчины. В Древнем Египте пурпурные красители часто предназначались для членов королевской семьи или лиц с высоким статусом, особенно высоко ценимый тирский пурпур, сделанный из моллюсков. Но к моменту написания рассматриваемого портрета пурпур был демократизирован и использовался всеми социальными слоями. Чтобы изучить состав краски и узнать больше о том, какой тип фиолетового это может быть, команда разбила этот и без того крошечный образец на еще более мелкие части для анализа с использованием нескольких методов.
Во-первых, на основании того факта, что клави светилась розовато-оранжевым светом в ультрафиолетовом излучении, было решено, что пурпурная краска, вероятно, была сделана из органического озерного пигмента, который не имеет ничего общего с водоемом, а скорее с тем, как он выглядит. Изготовлено: путем смешивания органического красителя с инертным связующим, таким как соль металла, чтобы сделать его нерастворимым в воде. Это было подтверждено с помощью таких методов, как XRF и SEM-EDS (см. CA 366 и 367 ), в ходе которых были обнаружены отдельные элементы, составляющие образец: алюминий, титан, кремний, калий, железо и сера — элементы, ожидаемые от озерного пигмента. – все были обнаружены. Однако отсутствие брома подтвердило, что он, вероятно, был сделан не из тирского пурпура.
Интересно, что также были обнаружены хром и свинец. Причина их присутствия не была сразу ясна — хотя присутствие свинца могло быть связано с тиглями, в которых производился пигмент. Описания красильных чанов, обнаруженных во время раскопок Петри в 1908 году в мастерских птолемеевских египетских красильщиков в Атрибисе, предполагают, что они были облицованы свинцом, поэтому вполне возможно, что часть этого свинца попала в пигмент во время производства. Хром остается неучтенным, но другое учреждение, участвующее в программе APPEAR, также обнаружило хром в другой картине мумии — «Портрет молодой девушки» . Хотя раньше они не были связаны стилистически, повторное изучение действительно выявило сходство, включая форму панели и тон фона.
Другим способом анализа краски была атомно-зондовая томография (APT), в которой используется микроскопическая игла, вставленная в образец для изучения распределения элементов в нем. Насколько известно исследователям, этот метод никогда ранее не применялся к образцу краски, и это исследование представляет собой первый успешный анализ органического пигмента таким способом. Этот анализ, наряду с оценкой поперечного сечения образца с помощью просвечивающей электронной микроскопии (ПЭМ), показал наличие трех отчетливых «слоев» пигмента. Внешний слой характеризовался крупными кристаллами, в отличие от внутренних слоев, состоящих из множества мелких кристаллитов. Эта неоднородность необычна для озерного пигмента, который раньше считался всегда однородным.
Это наслоение предполагает, что пурпурный пигмент мог быть фактически «переработан» с использованием шлама красителя, который остается на дне красильных чанов. Это соответствовало бы другим очевидным усилиям по переработке в римский период, таким как красный краситель, используемый в «мумиях в красных саванах» из городка Рио-Тинто в Испании, который, как было показано, был сделан с использованием оставшихся оксидов свинца. после аффинажа серебра.
Полные результаты исследования были недавно опубликованы в Международном журнале керамической инженерии и науки, и их можно бесплатно прочитать по адресу https://doi.org/10.1002/ces2.1007 5
В 2013 году, чтобы смягчить эту потерю и попытаться снова связать эти портреты мумий, в сотрудничестве с более чем 40 учреждениями был создан проект и база данных «Древние панно: изучение, анализ и исследование» (APPEAR). В рамках этого проекта группа исследователей из Университета штата Юта и Государственного университета Бойсе недавно проанализировала микроскопический образец пурпурного пигмента, взятый с одной картины — образца II века нашей эры, известного как «Портрет бородатого мужчины » . был родом из Файюма в Египте, но сейчас находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, штат Мэриленд. Может ли образец краски размером не больше волоса дать какие-нибудь подсказки о происхождении этой картины? В «Научных заметках» этого месяца мы рассмотрим результаты проекта.
Образец краски был снят с клавуса – полоски на плече гимнастерки бородатого мужчины. В Древнем Египте пурпурные красители часто предназначались для членов королевской семьи или лиц с высоким статусом, особенно высоко ценимый тирский пурпур, сделанный из моллюсков. Но к моменту написания рассматриваемого портрета пурпур был демократизирован и использовался всеми социальными слоями. Чтобы изучить состав краски и узнать больше о том, какой тип фиолетового это может быть, команда разбила этот и без того крошечный образец на еще более мелкие части для анализа с использованием нескольких методов.
Во-первых, на основании того факта, что клави светилась розовато-оранжевым светом в ультрафиолетовом излучении, было решено, что пурпурная краска, вероятно, была сделана из органического озерного пигмента, который не имеет ничего общего с водоемом, а скорее с тем, как он выглядит. Изготовлено: путем смешивания органического красителя с инертным связующим, таким как соль металла, чтобы сделать его нерастворимым в воде. Это было подтверждено с помощью таких методов, как XRF и SEM-EDS (см. CA 366 и 367 ), в ходе которых были обнаружены отдельные элементы, составляющие образец: алюминий, титан, кремний, калий, железо и сера — элементы, ожидаемые от озерного пигмента. – все были обнаружены. Однако отсутствие брома подтвердило, что он, вероятно, был сделан не из тирского пурпура.
Интересно, что также были обнаружены хром и свинец. Причина их присутствия не была сразу ясна — хотя присутствие свинца могло быть связано с тиглями, в которых производился пигмент. Описания красильных чанов, обнаруженных во время раскопок Петри в 1908 году в мастерских птолемеевских египетских красильщиков в Атрибисе, предполагают, что они были облицованы свинцом, поэтому вполне возможно, что часть этого свинца попала в пигмент во время производства. Хром остается неучтенным, но другое учреждение, участвующее в программе APPEAR, также обнаружило хром в другой картине мумии — «Портрет молодой девушки» . Хотя раньше они не были связаны стилистически, повторное изучение действительно выявило сходство, включая форму панели и тон фона.
Другим способом анализа краски была атомно-зондовая томография (APT), в которой используется микроскопическая игла, вставленная в образец для изучения распределения элементов в нем. Насколько известно исследователям, этот метод никогда ранее не применялся к образцу краски, и это исследование представляет собой первый успешный анализ органического пигмента таким способом. Этот анализ, наряду с оценкой поперечного сечения образца с помощью просвечивающей электронной микроскопии (ПЭМ), показал наличие трех отчетливых «слоев» пигмента. Внешний слой характеризовался крупными кристаллами, в отличие от внутренних слоев, состоящих из множества мелких кристаллитов. Эта неоднородность необычна для озерного пигмента, который раньше считался всегда однородным.
Это наслоение предполагает, что пурпурный пигмент мог быть фактически «переработан» с использованием шлама красителя, который остается на дне красильных чанов. Это соответствовало бы другим очевидным усилиям по переработке в римский период, таким как красный краситель, используемый в «мумиях в красных саванах» из городка Рио-Тинто в Испании, который, как было показано, был сделан с использованием оставшихся оксидов свинца. после аффинажа серебра.
Полные результаты исследования были недавно опубликованы в Международном журнале керамической инженерии и науки, и их можно бесплатно прочитать по адресу https://doi.org/10.1002/ces2.1007 5
( Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Аrchaeology.co.uk,
«Science Notes – Parsing the properties of Egyptian purple pigments»