Кааба в Мекке была спасена двумя еврейскими раввинами: |
В 2014 году французско-саудовская экспедиция изучала наскальные надписи вокруг Бир-Химы — места примерно в 100 км к северу от города Наджран на юге Саудовской Аравии; обнаружил то, что могло быть древнейшими текстами, написанными арабским алфавитом.
По крайней мере, на двух из обнаруженных ранних арабских петроглифов указаны даты в древнем календаре. Опытные эпиграфисты быстро рассчитали самый старый из них до 469 или 470 года нашей эры по западному календарю.
Ассирийский военный корабль 700-692 гг. до н.э., |
От доисламской Аравии к еврейскому царству и Каабе
Одним из ключевых, но часто забываемых игроков в Аравии в то время было королевство Химьяр . Химьяр был основан примерно во 2 веке нашей эры и к 4 веку стал региональной державой. Базируясь на территории современного Йемена, Химьяр завоевал соседние государства, в том числе древнее царство Шеба (чья царица встретилась с Соломоном).
В недавней статье под названием «Какой иудаизм в Аравии?» Кристиан Робин, французский эпиграфист и историк, который также руководил экспедицией в Бир-Хима, говорит, что большинство ученых теперь согласны с тем, что около 380 г. н.э. элита королевства Химьяр обратилась в иудаизм.
Правители-химьяриты, возможно, видели в иудаизме потенциальную объединяющую силу для своей новой, разнообразной в культурном отношении империи, а также способность сплотить сопротивление ползучему вторжению византийских и эфиопских христиан, а также зороастрийской империи Персии.
Сабейская надпись еврейским письмом:
|
Обращение в иудаизм в химьяритской столице Зафаре
Неясно, какая часть населения обратилась, возможно, 10–20%, возможно, 30–40%. Что несомненно, так это то, что в химьяритской столице Зафаре (к югу от Саны) упоминания о языческих богах в значительной степени исчезли из царских надписей и текстов на общественных зданиях и были заменены надписями, относящимися к одному божеству.Используя в основном местный сабейский язык (и в некоторых редких случаях иврит), этот Бог альтернативно описывается как Рахманан — Милосердный — «Господь Неба и Земли», «Бог Израиля» и «Господь евреев». Молитвы взывают к Божьим благословениям для «народа Израиля», и эти призывы часто заканчиваются словами «шалом» и «аминь».
В течение следующих полутора столетий еврейское химьяритское царство расширило свое влияние на Центральную Аравию, район Персидского залива и Хиджаз (район Мекки и Медины), о чем свидетельствуют царские надписи его царей, которые были найдены не только в Бир-Хима, к северу от Йемена , но также недалеко от того, что сегодня является столицей Саудовской Аравии Эр-Риядом.
Но растущее внешнее давление в конечном итоге сказалось на еврейско-арабском руководстве Химьяра. Где-то около 500 года он пал перед христианскими захватчиками из Эфиопского царства Аксум. В последней борьбе за независимость в 522 году еврейский лидер химьяритов Юсуф Асар Ясар восстал против марионеточного христианского правителя, возведенного на престол эфиопским негусом, и уничтожил аксумский гарнизон. Затем он осадил Наджран , который отказался предоставить ему войска, и в отместку вырезал часть его христианского населения.
Рельеф из Зафара, на котором изображен мужчина |
Обнаружение надписи Юсуфа и Каабы
В 2014 году французско-саудовская экспедиция в Бир-Химе обнаружила надпись, в которой записано, как Юсуф прошел туда после резни в Наджране, когда он двинулся на север с 12 000 человек в Аравийскую пустыню, чтобы вернуть себе остальную часть своего королевства. Христианские летописцы зафиксировали, что около 525 г. н.э. эфиопы победили лидера повстанцев.В течение следующего столетия Химьяр был христианским королевством, которое продолжало доминировать над Аравией. В середине шестого века один из ее правителей, Абраха, прошел через Бир-Хима, оставив на камнях, датированные 552 г. н.э., записи о многих завоеванных им местах, включая Ятриб, пустынный оазис, который даже спустя годы все еще назывался Ятриб. , Город евреев, и который всего через 70 лет станет известен как Мадинат ан-Наби (Город Пророка), или, проще говоря, Медина.
Какой вид иудаизма исповедовали евреи Химьяра? Соблюдали ли они субботу ? Или правила кашрута? Робен, французский эпиграфист, пишет в своей статье, что официальную религию Химьяра можно охарактеризовать как «иудео-монотеизм», «разновидность иудаизма», которая следовала многим основным принципам, ритуалам и запретам иудаизма (ежедневные молитвы, обрезание, половая чистота, паломничество, благотворительность, субботы и праздники, запрет на религиозные изображения и употребление в пищу свинины). Но, как и современный реформистский иудаизм, химьярские евреи не следовали большинству ограничений, которые ортодоксальные раввины добавили в Тору Моисея.
На этом фоне мы можем лучше понять рассказ Ибн Касира о двух раввинах, защитивших Каабу от разрушения.
Панорамный вид на Мекку, где Кааба была построена и |
Два раввина, которые боролись против разрушения Каабы
Тафсир Ибн Касира (родился в 1302 году нашей эры) является одним из наиболее широко используемых толкований Корана в современном арабском мире. Недавно, изучая Коран с Тафсиром ибн Касира, я узнал об удивительном событии, в котором участвовали два раввина и Святая Кааба. Объясняя стих Корана (44:37), ибн Касир рассказывает о следующих событиях:«Один из тубба` (правителей) покинул Йемен и отправился в завоевательный путь, пока не достиг Самарканда, расширив свое царство и владения. Он тот, кто основал Аль-Хира. Принято считать, что он прошел через Медину во времена джахилии. Он сражался с его жителями, но они сопротивлялись ему; они дрались с ним днем и снабжали его пищей ночью, так что он стыдился их и воздерживался от вреда им.
«Когда (по возвращении) он проходил мимо Мекки, он хотел разрушить Каабу, но раввины сказали ему не делать этого. Они рассказали ему о значении этого Дома, о том, что он был построен Ибрагимом аль-Халилом, мир ему, и что он приобретет большое значение благодаря тому Пророку, который будет послан к концу времен.
«Поэтому он почтил его, совершил таваф вокруг него и покрыл его тонкой тканью. Затем он вернулся в Йемен и пригласил его жителей следовать вместе с ним религии руководства. В то время религия (иудаизм) Мусы, мир ему, была религией, которой следовали те, кто был наставлен, до прихода Мессии (Иисуса), мир ему. Итак, народ Йемена принял религию руководства (иудаизм) вместе с ним».
Хотя я уже более 60 лет изучаю Коран и читаю другие исламские книги, я никогда не слышал об этих удивительных событиях.
Как раввин-реформатор я считаю, что еврейские духовные лидеры должны изменять еврейскую традицию по мере изменения и развития социальных и исторических обстоятельств. Я также считаю, что мы не должны усложнять людям практику религии, добавляя все больше ограничений к заповедям, которые мы получили на горе Синай.
то уроки, которые пророк Мухаммед преподал за 12 столетий до подъема реформистского иудаизма в Германии в начале 19 века. Хотя большинство евреев сегодня уже не православные, если бы евреи времен Мухаммеда следовали этим учениям пророка Мухаммеда, реформистский иудаизм начался бы 1400 лет назад.
Старый рисунок Каабы в Мекке. (Библиотека Дворца мира) |
Два раввина еврейского царства Тубба защищали Каабу
Даст Бог, рассказ Ибн Касира (44:37) о том, как два раввина из еврейского царства Тубба в Йемене защитили Каабу от разрушения, станет хорошим примером для арабских и еврейских лидеров сегодня; и вдохновить их искать примирения вместо мести.Это приблизило бы исполнение 2500-летнего чудесного видения еврейского пророка Исайи: «В тот день будет большая дорога из Египта в Ассирию. Ассирийцы пойдут в Египет, а египтяне в Ассирию. Египтяне и ассирийцы будут поклоняться вместе. В тот день Израиль присоединится к трехстороннему союзу с Египтом и Ассирией, благословение на сердце. Господь Саваоф благословит их, говоря: «Благословен народ Мой – Египет, дело рук Моих – Ассирия, и наследие Мое – Израиль»… (Исайя 19:23-5)
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Rabbi Allen S. Maller*,
Уилмингтон, Северная Каролина, США
«How Two Jewish Rabbis Respected and Protected the Ka'bah of Islam»
* Аллен С. Маллер — рукоположенный раввин-реформатор, который вышел на пенсию в 2006 году, проработав 39 лет раввином храма Акиба в Калвер-Сити, Калифорния (примеч. Louiza Smith)