Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Candomble: афро-бразильский танец в честь богов

Картина танцующих Ориксас

Картина танцующих Ориксас


Кандомбле (что означает «танец в честь богов» ) — религия, распространенная преимущественно в Бразилии, с рядом элементов, заимствованных из африканских культур. Он не только включает в себя некоторые религиозные аспекты африканских обществ йоруба, банту и фон, но также постепенно интегрирует некоторые черты католицизма. Можно утверждать, что Кандомбле представляет собой синкретизм, возникший в результате культурного взаимодействия между людьми африканского происхождения и европейцами. Хотя в Кандомбле нет Священного Писания, трогательная устная традиция остается довольно сильной с момента ее образования.

Восстание Кандомбле

Африканцы, которые были перевезены в Бразилию португальцами между 16 и 19 веками посредством работорговли, принесли с собой множество культур и философий. Однако многие из этих духовных верований были полностью искоренены вскоре после их появления. Церковные лидеры и рабовладельцы поощряли обращение африканцев в христианство, чтобы выполнить свой моральный и религиозный долг. Это было частично эффективно, поскольку католицизм стал основной религией рабов.

Иллюстрация африканских рабов, недавно привезенных в Бразилию. (1830) Иоганн Мориц Ругендас

Иллюстрация африканских рабов, недавно привезенных в Бразилию.
(1830) Иоганн Мориц Ругендас


Однако в то время как страх преследования означал, что многие полностью поддались навязанной им новой религии, другие искали связи между собой. Африканцы из банту обнаружили систему поклонения, аналогичную коренным жителям Бразилии. Эта связь заставила людей заново изучить другие формы поклонения предкам и создать несколько новых религий. Хотя некоторые из них вымерли, кандомбле является одной из практик, созданных перемещенными лицами.

Таким образом, многие африканцы, похоже, придерживались католицизма, будучи преданными приверженцами кандомбле. На ранних этапах его развития африканцы в Бразилии создавали католические братства, но тайно практиковали кандомбле. Причина в том, что они видели сходство между святыми и божествами, но опасались преследований, поэтому божественные символы их богов были «спрятаны» за соответствующими католическими святыми. Частично верный католицизму также рассматривался как способ ассимилироваться в новом обществе и свести к минимуму угнетение.

К сожалению, как только Кандомбле узнал о церковных лидерах и рабовладельцах, возникло сильное движение за стирание религиозных убеждений последователей. Африканцы, которые следовали этой практике, часто сталкивались с трагическими последствиями. Католики считали Кандомбле безбожным и, следовательно, непостижимым, поэтому они часто нападали на афро-бразильские церкви.

Фотография храма Кандомбле в штате Баия, Бразилия

Фотография храма Кандомбле в штате Баия, Бразилия


Что еще хуже, проводились различные «государственные общественные кампании и действия полиции» (Омари-Тункара, 2005 г.), чтобы вызвать у людей еще большее беспокойство. Тем не менее, когда в 1970-х годах был отменен закон, требующий разрешения полиции на проведение публичных церемоний, широко распространенные притеснения и оскорбления тех, кто практиковал кандомбле, прекратились.

Вариации кандомбле,
найденные в Латинской Америке

Имя Кандомбле (которое в настоящее время является наиболее распространенной письменной формой) происходит из Королевства Конго, и это слово соответствует языку семьи банту. До 19 века его называли «Батуке», а в некоторых частях Бразилии он известен как «Макумба» (хотя говорят, что эта конкретная группа имеет небольшие различия в своей практике).

Некоторые порабощенные африканцы в Бразилии также были перевезены в Бразилию из Северной Африки и принесли с собой исламские идеи, которые позже были включены и в Кандомбле. Эта ветвь известна как «мужчины» — у них разная духовная принадлежность, поклонение в разные религиозные дни, а одежда, которую используют практикующие, аналогична одежде мусульман Ближнего Востока.

В настоящее время кандомбле практикуют два миллиона человек, и хотя он в основном основан в Бразилии, его также можно найти в небольшом количестве в других странах Латинской Америки, включая Аргентину, Венесуэлу, Колумбию и Уругвай.

Посвященный Кандомбле

Посвященный Кандомбле

Олудумаре и Орикса

По своей сути афро-бразильская религия Кандомбле политеистична , ее приверженцы верят в главного бога и второстепенных божеств. Говорят, что главному богу Олудумаре (также известному как Олорун) «служили» и его сопровождали многие меньшие божества — ориша , также известные как водуны и нкисисы . Понятие ориша происходит от культуры йоруба, водуны - от народов эве и фон, а нкиси - от народа банту в Конго.

В настоящее время в религию кандомбле включено более 400 ориша , и по отдельности они связаны с определенными природными силами, такими как животные и еда. Приверженцы религии верят, что у каждого человека есть свой личный ориша , который их защищает и отражается в их личности, однако от человека требуется исполнить свою судьбу, а не просто полагаться на ориша . В совокупности ориша называются Эгунгун или Баба Эгум . Баба Эгум также регулирует моральные принципы Кандомбле и, как говорят, несет ответственность за сохранение моральных кодексов из поколения в поколение.

Некоторые из ориша Кандомбле. Museu Afro-Brasilero, Сальвадор-Баия, Бразилия

Некоторые из ориша Кандомбле.
Museu Afro-Brasilero, Сальвадор-Баия, Бразилия

Священные храмы в Кандомбле: Террейрос

Священными зданиями для последователей Кандомбле являются terreiros или casas (что означает храмы или дома). У этих сооружений есть как внутренние, так и внешние части, которые используются специально для пово-ду-санто (людей святого – последователей Кандомбле), а также в качестве святынь для многих богов.

Традиционно верующие должны входить в terreiros в чистых одеждах и опрыскивать кожу водой перед прибытием, чтобы избавиться от нечистоты мира и в конечном итоге удовлетворить божества. Священники и жрицы внутри terreiros одеваются как Баба Эгум и проводят религиозные церемонии.

Внутри террейро (храм Кандомбле). Баия, Бразилия

Внутри террейро (храм Кандомбле). Баия, Бразилия


По словам Бастиды, первый «официальный храм» (2001 г.) был основан в Баии в 19 веке, и с тех пор он занимает важное место в бразильском городе. Отчасти это может быть связано с тем, что храмы Кандомбле также служили местом планирования восстаний против церковных лидеров и рабовладельцев на ранних стадиях их развития. На самом деле секта кандомбле «мужчины» обычно инициировала восстания против своих угнетателей.

Практики поклонения кандомбле

В современном Кандомбле одним из наиболее важных аспектов поклонения являются музыка и танцы. Месса Кандомбле включает в себя празднование, «одержимость духом» (Wafer, 1991) и принесение в жертву животных. Специальные хореографические танцы используются как для облегчения овладения духом, так и для развлечения практикующих

Церемония кандомбле

Церемония кандомбле


Еще одна интересная особенность религии, по словам Матори, заключается в том, что Кандомбле можно считать «матриархальным» (2005), поскольку женщины считаются «матерями святого». Женщины часто духовно управляют службами Кандомбле и берут на себя роль жриц-учениц для будущих служб. В Кандомбле женщины пользуются большим уважением в обществе.

Как и в большинстве религий, встречи и чувство общности очень важны для последователей Кандомбле. Практикующие эту веру считают, что собрание, по сути, позволяет происходить интеграции людей и духов. Это также рассматривается как возможность для праздников и признания важных религиозных дней.

Праздник кандомбле

Праздник кандомбле

Кандомбле сегодня

Сегодня Кандомбле довольно популярен и широко отмечается на северо-востоке Бразилии. Баия, если быть точным, ежегодно принимает людей из нескольких африканских стран, чтобы посетить церкви и узнать о религии от самих последователей.

Многие считают Кандомбле силой, которая способствовала восстановлению культурной самобытности, которая была лишена афро-бразильцев из-за работорговли. На самом деле, некоторые верующие теперь пытаются удалить католические иконы из поклонения, поскольку они считают, что Кандомбле со временем разбавлен, чтобы успокоить правительство и католическую церковь. Жизненно важная цель для этих практикующих состоит в том, чтобы вернуть Кандомбле в его более чистую форму.


Хореографический танец во время церемонии кандомбле. Баия, Бразилия

Хореографический танец во время церемонии кандомбле.
Баия, Бразилия\





(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By: Gisele Santos,
«Candomble: The African-Brazilian Dance in Honor of the Gods»