Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Вознесение Слейпнира: мифологическое происхождение коня Одина

Один верхом на Слейпнире

Один верхом на Слейпнире


Семиголовые монстры, одноглазые гиганты и рожденные кровью крылатые кони — все это шокирующие изображения того, как известные существа древнегреческой и римской мифологии выходят за границы морального мира. Однако в мифах Северной Европы были столь же ошеломляюще интригующие и необычные существа, созданные из богов, но не сами боги. Основным примером этих творений является жеребец Слейпнир.

Порождение бога-обманщика и лошади по имени Свадильфари, восьминогий Слейпнир пережил скандинавскую мифологию как гордость коней Одина. Однако Слейпнир — это больше, чем поездка Одина. Во многих отношениях он считается формой духа-помощника — шаманским наставником. Эту роль можно сравнить с товарищами Одина Хугином и Мунином, парой воронов с предсказательными способностями.


Локи и Свадилфари (1909) Дороти Харди

Локи и Свадилфари (1909) Дороти Харди


Слейпнир был зачат, когда Локи, которого иногда считали врагом Одина, а иногда его «глупым» младшим братом, превратился в лошадь и спарился с одним из самых сильных жеребцов великана. Рассказ о рождении Слейпнира - одно из наиболее широко сохранившихся письменных свидетельств о лошади. Согласно скандинавской мифологии, после войны между двумя фракциями богов — асами и ванами — стена, окружавшая царство асов, была разрушена. Укрепление имело отношение к выживанию богов, иначе они постоянно подвергались бы риску (и были бы уязвимы) перед нападением своих главных врагов: великанов. Чтобы восстановить эту войну вокруг Асгарда, боги наняли каменщика по имени Взрыв. Однако платой за Бласта была рука богини Фрейи, на которую боги не желали идти. Локи, обманщик, которым он был, увидел альтернативный маршрут. Он убедил богов согласиться на условия, предложенные Взрывом, заверив богов, что плата никогда не будет произведена. Боги доверили Локи защиту Фрейи, и сделка была заключена.

Фрейя и Локи Флит на иллюстрации (1895 г.) Лоренца Фрёлиха

Фрейя и Локи Флит на иллюстрации (1895 г.) Лоренца Фрёлиха


Бласт привел с собой своего мощного жеребца Свадилфари, чтобы помочь ему с тяжелой работой. Свадильфари помог Взрыву построить стену намного быстрее, чем предполагали боги, и именно тогда Локи нанес удар. Превратившись в кобылу, он спаривался с лошадью до следующего утра, не давая Взрыву завершить стену до оговоренного срока. Потерпев неудачу в своей части сделки, Бласт лишился руки Фрейи. Именно тогда Бласт показал себя не просто каменщиком, а гигантом. Он был быстро убит молотом Тора, Мьёльниром.

Несколько месяцев спустя Локи прибыл в Асгард и подарил Одину Слейпнир . Лошадь, выведенная богом, и самый сильный жеребец, Слейпнир был одарен различными способностями, включая путешествия по суше, воздуху и морю. Именно из-за этих даров он, вероятно, также был связан с шаманизмом, поскольку Слейпнир рождается со способностью преодолевать различные сферы мира.

Один и Слейпнир

Один и Слейпнир


Сам Один считался богом магии и шаманизма, потерявшим один глаз, чтобы получить дар предвидения, и позволившим повесить себя вниз головой, чтобы получить секреты рун. Следовательно, бог его мистического положения нуждался бы в столь же способном и сверхъестественном путешествии по различным царствам вселенной. Таким образом, Хильда Эллис Дэвидсон — один из ведущих исследователей североевропейской мифологии — предположила, что многочисленные ноги Слейпнира должны были олицетворять способность преодолевать царство миров. Согласно исландским сагам, Слейпнир действительно играет важную роль, помогая переносить мертвых в Иной мир. Слейпнир изображается в различных художественных формах восьминогим. Однако часто обсуждалось, были ли эти ноги задуманы как метафора шаманских практик или верований.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Riley Winters,
«The Ascension of Sleipnir: The Mythological Origins of Odin's Steed»