Древний святой. |
Святая Хильдегарда Бингенская, пожалуй, одна из самых замечательных женщин Средневековья. При жизни она была настоятельницей, мистиком, провидицей и композитором. Кроме того, она была уважаемым умом и писала на самые разные темы, включая теологию, ботанику и естествознание, а также была очень талантливым композитором. После ее смерти Хильдегард оставалась популярной фигурой на своей родине в Германии и даже была провозглашена святой своим первым биографом.
Католическая церковь официально канонизировала Хильдегарду гораздо позже, то есть в 2012 году. В том же году Папа Бенедикт XVI объявил новую святую Учителем Церкви, одной из четырех женщин, носивших этот титул (остальные три, кстати, , будучи святыми Терезой Авильской, Екатериной Сиенской и Терезой Лизье).
Святая Хильдегарда Бингенская была богословом, |
Более поздние легенды сделают Хильдегард графиней Спанхейм. По одной из версий истории, Хильдегард была 10-м ребенком в семье. Так как семья не могла рассчитывать на то, чтобы ее прокормить, она была отдана в руки церкви с момента рождения.
Согласно другой версии истории, хотя родители Хильдегард были богатыми, они также были набожными христианами, и поэтому она посвятила ее церкви. Еще одна история гласит, что родители Хильдегард решили посвятить свою дочь церкви, потому что она была слабым и болезненным ребенком. Как бы то ни было, когда ей было восемь лет, Хильдегард отправили в бенедиктинский монастырь в Дизибоденберге, где она была передана под опеку Ютты, якорьши (отшельника). Ютта была сестрой графа Спанхейма, что сделало бы ее дворянкой. Однако она предпочла отказаться от всех мирских удовольствий и посвятить свою жизнь Богу.
Хильдегард Бингенскую отправили в |
Будучи ведущей, Ютта вела аскетический образ жизни, отделенный от остального мира. Обычно келью отшельника строили рядом с храмом, чтобы он мог следить за службами. Единственным связующим звеном между отшельником и внешним миром было маленькое окошко, через которое в камеру можно было доставлять пищу и выносить нечистоты.
Ютта, однако, несколько отличалась от своих собратьев-отшельников, так как она также была наставницей девочек из знатных семей. В последние годы жизни слава Ютты распространилась далеко за пределы стен монастыря, и многие местные дворяне отправляли своих дочерей учиться у нее. Образование, которое девочки получили от Ютты, было весьма элементарным и носило религиозный характер.
Хильдегарду учили читать Псалтирь (Книгу Псалмов) на латыни, а также петь псалмы монашеских часов и Богослужения. Кроме того, ее научили играть на десятиструнной гуслях, музыкальном инструменте, напоминающем цимбалы.
Видения и роль Хильдегарды Бингенской в церкви
В 1113 году, в возрасте 15 лет, Хильдегард приняла постриг и стала монахиней-бенедиктинкой. Ютта умерла в 1136 году, когда Хильдегард было 38 лет. Хильдегард была избрана монахинями своей общины преемницей Ютты.Хильдегарда Бингенская и ее монахини |
Жизнь Хильдегард в период между 1113 и 1136 годами плохо описана, и в результате мало информации об этих 23 годах ее жизни. Однако мы знаем, что в это время Хильдегард рассказала Ютте о видениях, которые она испытывала . Ее наставник говорил об этом с монахом из соседнего аббатства, но в то время больше ничего по этому поводу не было сделано.
Хотя личность монаха неясна, предполагалось, что это был Фольмар из Дизибоденберга, еще один учитель Хильдегард, который также стал ее духовником и секретарем. Позже Хильдегард записала свои видения, поскольку она утверждает, что Бог повелел сделать это.
В своих более поздних работах Хильдегард упоминает, что уже в возрасте трех лет у нее были видения. Некоторые современные ученые, такие как невролог Оливер Сакс, предположили, что Хильдегард страдала от мигрени, что может объяснить ее видения.
Усилия Хильдегард по записи своих видений вылились в ее первую крупную работу, Scivias . Это иллюстрированная рукопись, название которой происходит от латинской фразы Sci vias Domini , что означает «Знать пути Господа». Впоследствии Хильдегард выпустила еще две работы, в которых подробно описывались ее видения: Liber vitae Meritorum («Книга жизненных заслуг») и Liber divinorum Operam («Книга божественных дел»).
Скивиас, изображающий Хильдегард Бингенскую, получающую видение, диктующую Вольмару и делающую наброски на восковой табличке. |
Хотя Хильдегард никогда не сомневалась в божественном происхождении своих видений, она хотела, чтобы они были санкционированы и одобрены католической церковью. Поэтому она сначала написала своему товарищу-бенедиктинцу, святому Бернарду Клервоскому, с просьбой о его благословении. Хотя Бернар мало интересовался видениями Хильдегард, он довел их до сведения папы Евгения III.
Папа послал делегатов в Дизибоденберг, чтобы получить копию незавершенной работы Хильдегард, чтобы проверить подлинность видений. Прочитав сочинения Хильдегард, папа одобрил их, благословил и приказал Хильдегард продолжать писать. Благодаря видениям, которые она испытала, Хильдегард стала известна также как «Сивилла Рейна».
Хильдегарда Бингенская Скивиас
Скивиас был завершен в 1151/2 г., через 10 лет после того , как Хильдегард начала это предприятие. Последняя работа содержит 26 самых ярких видений Хильдегард, разделенных на три книги. К ним относятся «Сотворение мира и падение» (Видение второе, книга 1), «Жертва Христа и Церковь» (Видение шестое, книга II) и «Последние дни и падение антихриста» (Видение одиннадцатое, книга III). . Некоторые из этих видений носят апокалиптический характер, и Хильдегард берет на себя роль пророчицы.Например, «Последние дни и падение антихриста» начинается так:
«Тогда я посмотрел на север, и вот! пять зверей стояли там. Один был как собака, огненный, но не горящий; другой был подобен желтому льву; другой был подобен бледному коню; другой как черная свинья; а последний как серый волк».
В других, однако, Хильдегард играет роль богослова, хотя утверждается, что ее богословские взгляды дарованы Богом. Например, на тему безбрачия духовенства (найденную в «Жертве Христа и церкви») Хильдегард начинает со слов:
«Пусть не ищут земного брака, ибо выбрали духовный. Как? Приступая к служению Мне. И если кто из них страдает от жгучей похоти плоти, пусть усмирит тело свое воздержанием и постом и накажет себя холодом и бичеванием. А если все же осквернится с женщиною, то пусть бежит от этой скверны, как от горящего огня или смертоносного яда, и горьким покаянием очистит свои раны; ибо я хочу, чтобы мне служили в целомудрии».
Помимо видений, Scivias , в частности Rupertsberg Scivias-Codex, известен своими сопровождающими иллюстрациями . Созданием этой копии могла руководить сама Хильдегард или ее непосредственные ученики, поскольку она была сделана примерно во время ее смерти. Этот экземпляр содержит 35 миниатюрных иллюстраций и первоначально хранился в Риме.
Рукопись Хильдегарды Бингенской |
В 1814 году рукопись вернулась в Германию и хранилась в Висбадене до Второй мировой войны. Во время войны рукопись была отправлена на хранение в Дрезден . Однако когда война закончилась в 1945 году, рукопись бесследно исчезла, и ее местонахождение (при условии, что она пережила войну) до сих пор остается неизвестным.
К счастью, черно-белые фотографии этой бесценной рукописи были сделаны в 1925 году в рамках серии выставок в Кёльне. Кроме того, точная копия рукописи была сделана аббатством Хильдегард в Айбингене.
С 1927 года три монахини -бенедиктинки редактировали текст, а четвертая взяла на себя задачу создания картин. Дубликат был завершен в 1933 году и до сих пор хранится в аббатстве Хильдегард. Этот современный дубликат является источником цветных репродукций, которые мы имеем сегодня.
Было высказано предположение, что Хильдегард много читала, поскольку она ссылается на различные работы в своих сочинениях. К ним относятся другие книги Библии, особенно книги пророков, бенедиктинское правило, библейские комментарии и, возможно, даже греческие и арабские медицинские тексты. Также предполагалось, что Хильдегард могла позаимствовать эти книги у монахов Дизибоденберга.
Другие произведения Хильдегард Бингенской
Однако сочинения Хильдегарды не ограничивались только божественными видениями, поскольку святая писала и на различные другие темы. Например, «Physica » и «Causae et Curae» Хильдегард (вместе известные как «Liber subtilatum », что означает «Книга тонкостей разнообразной природы вещей») представляют собой работы по естественной истории и целебным свойствам различных природных объектов. В отличие от книг, в которых записаны ее видения, эти две работы Хильдегард не содержат никакого божественного откровения.Вместо этого они основаны на юморизме , который был разработан классическими врачами и философами и служил основой господствующей западной медицины до 17 века. С другой стороны, они согласуются с религиозной философией, которой придерживается Хильдегард, т. е. с тем, что человек есть вершина Божьего творения и что все в мире было создано для его использования.
Иллюминация «Универсальный человек» из Liber Divinorum Operum Хильдегарды Бингенской, I.2. Лукка, MS 1942, копия начала 13 века. |
Медицинские работы Хильдегард , такие как юморизм, больше не считаются частью основной западной медицины и поэтому сегодня широко не используются. Напротив, она считается одним из величайших композиторов в истории западной музыки, и ее музыкальные композиции много раз записывались и исполнялись в наше время.
Музыкальные произведения Хильдегард, как и следовало ожидать, были сосредоточены на религиозных темах, таких как святые и Дева Мария, и были написаны для ее монахинь, чтобы они пели на своих богослужениях. Хильдегард рассматривала музыку как способ «восстановить изначальную радость и красоту рая».
По словам святителя, до грехопадения Адам имел чистый голос и присоединился к лику ангелов в прославлении Бога. После грехопадения были изобретены музыка и музыкальные инструменты, чтобы соответственно поклоняться Богу. Поэтому Хильдегард рассматривала музыку как чрезвычайно важный аспект человеческой жизни.
У Хильдегард один из самых больших репертуаров среди средневековых композиторов. Ее Symphonia armonie celestium manifestum содержит около 70 лирических стихотворений, каждое с музыкальным оформлением, сочиненным самой Хильдегард. Однако со временем музыка Хильдегард была забыта.
Например, было указано, что ее музыка не упоминается ни в одном справочнике до 1979 года. Однако интерес к музыкальным произведениям Хильдегард возродился в 1979 году, и с тех пор было сделано множество записей ее произведений.
В дополнение ко всем этим достижениям Хильдегард также оказала большое влияние на политику своего времени, несмотря на то, что была ведущей. Это очевидно, например, в ее переписке с папами, императорами и королями. Были написаны письма Хильдегард с просьбами о ее молитвах и советах (как по духовным, так и по земным вопросам). Кроме того, у Хильдегард хватило смелости противостоять даже самым могущественным мужчинам своего времени.
Например, она выступила против Фридриха I Барбароссы, императора Священной Римской империи, за его поддержку как минимум трех антипап. В другом случае Хильдегард выступила против духовенства Майнца.
Недавно умершему молодому человеку разрешили похоронить на территории ее монастыря. Духовенство, однако, утверждало, что этот человек был отлучен от церкви перед смертью, и поэтому стремилось вынести его тело из святых мест. Хильдегард защищала покойного, говоря, что он примирился с церковью перед смертью и поэтому достоин христианского погребения.
За ее беды на монастырь Хильдегард был наложен интердикт, а совершение и принятие Евхаристии в монастыре было запрещено. Санкция была снята только за несколько месяцев до смерти Хильдегард.
Хильдегард умерла в 1179 году в возрасте 81 года. Вскоре после этого местные жители почитали ее как святую. Считается, что Хильдегард творила чудеса при жизни, и говорят, что они продолжались в ее могиле после смерти святой. Тем не менее, она была официально канонизирована католической церковью гораздо позже.
Линейная гравюра святой Хильдегарды Бингенской |
Наследие Хильдегард выходит далеко за рамки католической церкви. Как уже отмечалось, она признана играющей важную роль в истории западной музыки. Кроме того, в последнее время Хильдегард и ее работы вызвали значительный интерес среди ученых-феминисток и последователей движения Нью Эйдж.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Wu Mingren,
«Saint Hildegard of Bingen – Visionary, Mystic, Writer, and Composer»
По теме:
- Аббатство травницы Хильдегарды Бингенской
- Мистическая музыка Хильдегарды Бингенской – первого известного композитора в истории (1098-1179)