Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Святая Хильдегарда Бингенская – визионер, мистик, писатель и композитор

Древний святой

Древний святой.
Авторы и права: Пир Марлоу


Святая Хильдегарда Бингенская, пожалуй, одна из самых замечательных женщин Средневековья. При жизни она была настоятельницей, мистиком, провидицей и композитором. Кроме того, она была уважаемым умом и писала на самые разные темы, включая теологию, ботанику и естествознание, а также была очень талантливым композитором. После ее смерти Хильдегард оставалась популярной фигурой на своей родине в Германии и даже была провозглашена святой своим первым биографом.

Католическая церковь официально канонизировала Хильдегарду гораздо позже, то есть в 2012 году. В том же году Папа Бенедикт XVI объявил новую святую Учителем Церкви, одной из четырех женщин, носивших этот титул (остальные три, кстати, , будучи святыми Терезой Авильской, Екатериной Сиенской и Терезой Лизье).


Святая Хильдегарда Бингенская

Святая Хильдегарда Бингенская была богословом,
написавшим о своих видениях в «Скивиас»

Хильдегард фон Бинген, как ее называли в Германии, родилась в 1098 году в Бёккельхайме на реке Наэ (в современной земле Рейнланд-Пфальц, Германия). Ранние биографы Хильдегард утверждают, что родителями святой были Хильдеберт и Мехтильдис (или Матильда), хотя они умалчивают о ее фамилии. Эти биографы также отмечают, что Хильдегард происходила из знатной и богатой семьи, хотя и не останавливаются на этом.

Более поздние легенды сделают Хильдегард графиней Спанхейм. По одной из версий истории, Хильдегард была 10-м ребенком в семье. Так как семья не могла рассчитывать на то, чтобы ее прокормить, она была отдана в руки церкви с момента рождения.

Согласно другой версии истории, хотя родители Хильдегард были богатыми, они также были набожными христианами, и поэтому она посвятила ее церкви. Еще одна история гласит, что родители Хильдегард решили посвятить свою дочь церкви, потому что она была слабым и болезненным ребенком. Как бы то ни было, когда ей было восемь лет, Хильдегард отправили в бенедиктинский монастырь в Дизибоденберге, где она была передана под опеку Ютты, якорьши (отшельника). Ютта была сестрой графа Спанхейма, что сделало бы ее дворянкой. Однако она предпочла отказаться от всех мирских удовольствий и посвятить свою жизнь Богу.

Хильдегард Бингенскую отправили в бенедиктинский монастырь

Хильдегард Бингенскую отправили в
бенедиктинский монастырь в Дизибоденберге


Будучи ведущей, Ютта вела аскетический образ жизни, отделенный от остального мира. Обычно келью отшельника строили рядом с храмом, чтобы он мог следить за службами. Единственным связующим звеном между отшельником и внешним миром было маленькое окошко, через которое в камеру можно было доставлять пищу и выносить нечистоты.

Ютта, однако, несколько отличалась от своих собратьев-отшельников, так как она также была наставницей девочек из знатных семей. В последние годы жизни слава Ютты распространилась далеко за пределы стен монастыря, и многие местные дворяне отправляли своих дочерей учиться у нее. Образование, которое девочки получили от Ютты, было весьма элементарным и носило религиозный характер.

Хильдегарду учили читать Псалтирь (Книгу Псалмов) на латыни, а также петь псалмы монашеских часов и Богослужения. Кроме того, ее научили играть на десятиструнной гуслях, музыкальном инструменте, напоминающем цимбалы.

Видения и роль Хильдегарды Бингенской в ​​церкви

В 1113 году, в возрасте 15 лет, Хильдегард приняла постриг и стала монахиней-бенедиктинкой. Ютта умерла в 1136 году, когда Хильдегард было 38 лет. Хильдегард была избрана монахинями своей общины преемницей Ютты.

Хильдегарда Бингенская и ее монахини.

Хильдегарда Бингенская и ее монахини


Жизнь Хильдегард в период между 1113 и 1136 годами плохо описана, и в результате мало информации об этих 23 годах ее жизни. Однако мы знаем, что в это время Хильдегард рассказала Ютте о видениях, которые она испытывала . Ее наставник говорил об этом с монахом из соседнего аббатства, но в то время больше ничего по этому поводу не было сделано.

Хотя личность монаха неясна, предполагалось, что это был Фольмар из Дизибоденберга, еще один учитель Хильдегард, который также стал ее духовником и секретарем. Позже Хильдегард записала свои видения, поскольку она утверждает, что Бог повелел сделать это.

В своих более поздних работах Хильдегард упоминает, что уже в возрасте трех лет у нее были видения. Некоторые современные ученые, такие как невролог Оливер Сакс, предположили, что Хильдегард страдала от мигрени, что может объяснить ее видения.

Усилия Хильдегард по записи своих видений вылились в ее первую крупную работу, Scivias . Это иллюстрированная рукопись, название которой происходит от латинской фразы Sci vias Domini , что означает «Знать пути Господа». Впоследствии Хильдегард выпустила еще две работы, в которых подробно описывались ее видения: Liber vitae Meritorum («Книга жизненных заслуг») и Liber divinorum Operam («Книга божественных дел»).

Хильдегарда Бингенская

Скивиас, изображающий Хильдегард Бингенскую, получающую видение, диктующую Вольмару и делающую наброски на восковой табличке.


Хотя Хильдегард никогда не сомневалась в божественном происхождении своих видений, она хотела, чтобы они были санкционированы и одобрены католической церковью. Поэтому она сначала написала своему товарищу-бенедиктинцу, святому Бернарду Клервоскому, с просьбой о его благословении. Хотя Бернар мало интересовался видениями Хильдегард, он довел их до сведения папы Евгения III.

Папа послал делегатов в Дизибоденберг, чтобы получить копию незавершенной работы Хильдегард, чтобы проверить подлинность видений. Прочитав сочинения Хильдегард, папа одобрил их, благословил и приказал Хильдегард продолжать писать. Благодаря видениям, которые она испытала, Хильдегард стала известна также как «Сивилла Рейна».

Хильдегарда Бингенская Скивиас

Скивиас был завершен в 1151/2 г., через 10 лет после того , как Хильдегард начала это предприятие. Последняя работа содержит 26 самых ярких видений Хильдегард, разделенных на три книги. К ним относятся «Сотворение мира и падение» (Видение второе, книга 1), «Жертва Христа и Церковь» (Видение шестое, книга II) и «Последние дни и падение антихриста» (Видение одиннадцатое, книга III). . Некоторые из этих видений носят апокалиптический характер, и Хильдегард берет на себя роль пророчицы.

Например, «Последние дни и падение антихриста» начинается так:

«Тогда я посмотрел на север, и вот! пять зверей стояли там. Один был как собака, огненный, но не горящий; другой был подобен желтому льву; другой был подобен бледному коню; другой как черная свинья; а последний как серый волк».
В других, однако, Хильдегард играет роль богослова, хотя утверждается, что ее богословские взгляды дарованы Богом. Например, на тему безбрачия духовенства (найденную в «Жертве Христа и церкви») Хильдегард начинает со слов:

«Пусть не ищут земного брака, ибо выбрали духовный. Как? Приступая к служению Мне. И если кто из них страдает от жгучей похоти плоти, пусть усмирит тело свое воздержанием и постом и накажет себя холодом и бичеванием. А если все же осквернится с женщиною, то пусть бежит от этой скверны, как от горящего огня или смертоносного яда, и горьким покаянием очистит свои раны; ибо я хочу, чтобы мне служили в целомудрии».
Помимо видений, Scivias , в частности Rupertsberg Scivias-Codex, известен своими сопровождающими иллюстрациями . Созданием этой копии могла руководить сама Хильдегард или ее непосредственные ученики, поскольку она была сделана примерно во время ее смерти. Этот экземпляр содержит 35 миниатюрных иллюстраций и первоначально хранился в Риме.

Рукопись Хильдегарды Бингенской «Скивиас» известна своими иллюстрациями.

Рукопись Хильдегарды Бингенской
«Скивиас» известна своими иллюстрациями.


В 1814 году рукопись вернулась в Германию и хранилась в Висбадене до Второй мировой войны. Во время войны рукопись была отправлена ​​на хранение в Дрезден . Однако когда война закончилась в 1945 году, рукопись бесследно исчезла, и ее местонахождение (при условии, что она пережила войну) до сих пор остается неизвестным.

К счастью, черно-белые фотографии этой бесценной рукописи были сделаны в 1925 году в рамках серии выставок в Кёльне. Кроме того, точная копия рукописи была сделана аббатством Хильдегард в Айбингене.

С 1927 года три монахини -бенедиктинки редактировали текст, а четвертая взяла на себя задачу создания картин. Дубликат был завершен в 1933 году и до сих пор хранится в аббатстве Хильдегард. Этот современный дубликат является источником цветных репродукций, которые мы имеем сегодня.

Было высказано предположение, что Хильдегард много читала, поскольку она ссылается на различные работы в своих сочинениях. К ним относятся другие книги Библии, особенно книги пророков, бенедиктинское правило, библейские комментарии и, возможно, даже греческие и арабские медицинские тексты. Также предполагалось, что Хильдегард могла позаимствовать эти книги у монахов Дизибоденберга.

Другие произведения Хильдегард Бингенской

Однако сочинения Хильдегарды не ограничивались только божественными видениями, поскольку святая писала и на различные другие темы. Например, «Physica » и «Causae et Curae» Хильдегард (вместе известные как «Liber subtilatum », что означает «Книга тонкостей разнообразной природы вещей») представляют собой работы по естественной истории и целебным свойствам различных природных объектов. В отличие от книг, в которых записаны ее видения, эти две работы Хильдегард не содержат никакого божественного откровения.

Вместо этого они основаны на юморизме , который был разработан классическими врачами и философами и служил основой господствующей западной медицины до 17 века. С другой стороны, они согласуются с религиозной философией, которой придерживается Хильдегард, т. е. с тем, что человек есть вершина Божьего творения и что все в мире было создано для его использования.

Иллюминация «Универсальный человек»

Иллюминация «Универсальный человек» из Liber Divinorum Operum Хильдегарды Бингенской, I.2. Лукка, MS 1942, копия начала 13 века.


Медицинские работы Хильдегард , такие как юморизм, больше не считаются частью основной западной медицины и поэтому сегодня широко не используются. Напротив, она считается одним из величайших композиторов в истории западной музыки, и ее музыкальные композиции много раз записывались и исполнялись в наше время.

Музыкальные произведения Хильдегард, как и следовало ожидать, были сосредоточены на религиозных темах, таких как святые и Дева Мария, и были написаны для ее монахинь, чтобы они пели на своих богослужениях. Хильдегард рассматривала музыку как способ «восстановить изначальную радость и красоту рая».

По словам святителя, до грехопадения Адам имел чистый голос и присоединился к лику ангелов в прославлении Бога. После грехопадения были изобретены музыка и музыкальные инструменты, чтобы соответственно поклоняться Богу. Поэтому Хильдегард рассматривала музыку как чрезвычайно важный аспект человеческой жизни.

У Хильдегард один из самых больших репертуаров среди средневековых композиторов. Ее Symphonia armonie celestium manifestum содержит около 70 лирических стихотворений, каждое с музыкальным оформлением, сочиненным самой Хильдегард. Однако со временем музыка Хильдегард была забыта.

Например, было указано, что ее музыка не упоминается ни в одном справочнике до 1979 года. Однако интерес к музыкальным произведениям Хильдегард возродился в 1979 году, и с тех пор было сделано множество записей ее произведений.

В дополнение ко всем этим достижениям Хильдегард также оказала большое влияние на политику своего времени, несмотря на то, что была ведущей. Это очевидно, например, в ее переписке с папами, императорами и королями. Были написаны письма Хильдегард с просьбами о ее молитвах и советах (как по духовным, так и по земным вопросам). Кроме того, у Хильдегард хватило смелости противостоять даже самым могущественным мужчинам своего времени.

Например, она выступила против Фридриха I Барбароссы, императора Священной Римской империи, за его поддержку как минимум трех антипап. В другом случае Хильдегард выступила против духовенства Майнца.

Недавно умершему молодому человеку разрешили похоронить на территории ее монастыря. Духовенство, однако, утверждало, что этот человек был отлучен от церкви перед смертью, и поэтому стремилось вынести его тело из святых мест. Хильдегард защищала покойного, говоря, что он примирился с церковью перед смертью и поэтому достоин христианского погребения.

За ее беды на монастырь Хильдегард был наложен интердикт, а совершение и принятие Евхаристии в монастыре было запрещено. Санкция была снята только за несколько месяцев до смерти Хильдегард.

Хильдегард умерла в 1179 году в возрасте 81 года. Вскоре после этого местные жители почитали ее как святую. Считается, что Хильдегард творила чудеса при жизни, и говорят, что они продолжались в ее могиле после смерти святой. Тем не менее, она была официально канонизирована католической церковью гораздо позже.

Линейная гравюра святой Хильдегарды Бингенской.

Линейная гравюра святой Хильдегарды Бингенской


Наследие Хильдегард выходит далеко за рамки католической церкви. Как уже отмечалось, она признана играющей важную роль в истории западной музыки. Кроме того, в последнее время Хильдегард и ее работы вызвали значительный интерес среди ученых-феминисток и последователей движения Нью Эйдж.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Wu Mingren,
«Saint Hildegard of Bingen – Visionary, Mystic, Writer, and Composer»

🔹 🔹 🔹 🔹 🔹

По теме: