Царица Савская – загадочная фигура, встречающаяся во всех трех авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе. Помимо своего присутствия в этих трех религиях, царица Савская играет важную роль в истории и самобытности эфиопского народа.
Хотя большинство людей считают царицу Савскую легендарной фигурой, эфиопы считают, что она существовала и почитается как мать своего народа. Более того, она считается основательницей династии Соломоновых Островов , которая правила Эфиопией до тех пор, пока ее последний правитель Хайле Селассие I не был свергнут в 1974 году.
Царица Савская упоминается как в еврейской Библии, так и в Коране. В обоих этих религиозных текстах она ни разу не упоминается по имени. Тем не менее, разные традиции дали ей разные имена.
Например, арабские источники называют царицу Савскую Балкис или Билкис, тогда как христианский источник De Mulieribus Claris или De Claris Mulieribus (что означает «О знаменитых женщинах»), написанный флорентийским писателем XIV века Джованни Боккаччо, ссылается на легендарная королева в роли Никаулы. Что касается эфиопов, то они называют царицу Савскую Македой. Это имя встречается в «Кебра Нагаст» (что означает «Слава королей»), написанном в 14 веке и считающемся национальным эпосом Эфиопии.
🔹 Царица Савская —
путешествие в поисках мудрости
⛺ Царица Савская в еврейской Библии
Затем в сообщении говорится, что царица Савская задала Соломону вопросы, и царь смог ответить на все из них. Царица была поражена мудростью Соломона, а также богатством его царства:
«И увидела царица Савская всю мудрость Соломона, и дом, который он построил, / И пищу стола его, и сидение рабы его, и служение служителей его, и одежды их, и виночерпии его, и восхождение его, которым он восходил к дому Господню; в ней больше не было духа»
Излишне говорить, что присутствие царицы Савской в еврейской Библии призвано продемонстрировать мудрость Соломона, богатство его царства и прославить Бога. В то же время этот рассказ дает нам дразнящий взгляд на богатство, которым обладала царица Савская:
«И дала она царю сто двадцать талантов (около 4 тонн) золота и весьма большое количество пряностей и драгоценных камней; не было больше такого изобилия пряностей, как те, которые царица Савская дала царю Соломону. / И флот Хирама, привозивший золото из Офира, привез из Офира великое множество алмуговых деревьев и драгоценных камней».
Соломон также очень щедро относился к царице во время ее пребывания в Иерусалиме: «И царь Соломон дал царице Савской все ее желание, все, что она просила, сверх того, что дал ей Соломон из своей царской милости». После этого царица Савская вернулась в свою страну и больше не появляется в еврейской Библии.
Можно упомянуть, что эта легендарная царица играет эпизодическую роль в Новом Завете. В Евангелии от Матфея 12:42 Иисус упрекает книжников и фарисеев, которые просили у него знамения, говоря: «Царица южная восстанет на суд с этим родом и осудит его, ибо она пришла из самых отдаленных уголков земли». земля, чтобы услышать мудрость Соломона; и вот, здесь больший Соломона». «Царица юга» приравнивается к царице Савской.
Кроме того, эта история Ветхого Завета представлена христианами в новом свете. Например, визит царицы Савской к Соломону рассматривается как метафора подчинения язычников Христу. Кроме того, говорят, что королева своим целомудрием предвещает Деву Марию. Говорят, что ее дары из золота, пряностей и камней отражают золото, ладан и мирру, подаренные волхвами младенцу Иисусу.
⛺ Царица Савская в Коране
Рассказ о царице Савской встречается также в Коране и очень похож на рассказ в еврейской Библии. В суре ан-Намль история царицы Савской начинается с птицы, известной как удод, которая принесла Соломону вести о земле Савской. Удод сообщил, что этой землей управляет женщина, которой «все дано, и у нее великий трон».Кроме того, удод обнаружил, что царица и ее подданные «преклонялись ниц перед солнцем вместо Аллаха, а сатана сделал их дела угодными им и отвратил их от [Своего] пути, поэтому они не идут прямым путем, / [И] поэтому они не падают ниц перед Аллахом». Услышав это сообщение, Соломон повелел удоду доставить царице Савской письмо, в котором царице предлагается подчиниться Аллаху.
Царица посоветовалась со своими советниками по поводу ответа, который ей следует послать Соломону, и они ответили: «Мы люди сильные и обладающие большой военной мощью, но командование принадлежит вам, поэтому посмотрите, чем вы будете командовать». Хотя королева знала о военной мощи своего королевства, она выбрала более дипломатический подход: «Действительно, короли — когда они входят в город, они разрушают его и унижают честь его народа. И так они и делают. / Но действительно, я пошлю им подарок и посмотрю, с каким [ответом] вернутся посланники».
Дары, отправленные царицей Савской в Иерусалим, были отвергнуты Соломоном, который сказал: «Вы даете мне богатство? Но то, что дал мне Аллах, лучше того, что Он дал вам. Скорее, это вы радуетесь своему дару». Кроме того, король угрожал предпринять военные действия, если королева все же не подчинится: «Вернитесь к ним, ибо мы обязательно придем к ним с солдатами, с которыми они будут бессильны столкнуться, и мы обязательно изгоним их оттуда с унижением. и они будут унижены».
Поэтому царица Савская решила отправиться в Иерусалим. Однако до ее прибытия Соломон собрал своих джиннов, приказал одному из них принести трон царицы Савской обратно в свой дворец и замаскировал его. Это было сделано для того, чтобы проверить, сможет ли королева узнать свой трон.
После этого царица Савская была приглашена в роскошный зал и, приняв стеклянный пол за воду, подняла юбку, чтобы не намочить одежду. Наконец царица Савская признала свою ошибку и покорилась Аллаху.
⛺ Украшения о царице Савской
В повествованиях о царице Савской как в еврейской Библии, так и в Коране есть некоторые пробелы, и комментаторы и религиозные учёные в более поздние времена пытались их заполнить. В результате истории о царице Савской были приукрашены и стали еще более красочными, чем были раньше.Приукрашивание этой истории гласит, что джинны Соломона боялись, что у царя возникнет искушение жениться на царице, и один из них шепнул Соломону, что у царицы волосатые ноги и копыта осла. Соломон, будучи любопытным, приказал построить стеклянный пол перед своим троном.
Когда королева подняла юбку, чтобы пересечь «воду», выяснилось, что у нее действительно волосатые ноги. Соломон приказал своим джиннам сделать для царицы аппарат для депиляции. История заканчивается без вывода, женился ли Соломон на царице Савской.
В еврейской Библии говорится, что царица Савская испытывала Соломона загадками, но в самом тексте этих загадок нет. Эти загадки, однако, можно найти в Мидраше, сборнике сочинений, включающих критическое объяснение/интерпретацию еврейской Библии древними еврейскими авторитетами.
В Мидраше первая загадка царицы Савской звучит следующим образом: «Как может женщина сказать своему сыну: «Твой отец — мой отец; твой дедушка, мой муж; ты мой сын, а я твоя сестра?». Ответом Соломона на загадку стали две дочери Лота , которые напоили своего отца, занялись с ним сексом, в результате забеременели и родили сыновей.
Затем царица Савская привела к Соломону группу детей. Все они были одного роста и носили одинаковую одежду. Царица велела Соломону различать мальчиков и девочек.
Король разложил перед детьми орехи и жареные початки кукурузы. Мальчики, которые не были застенчивыми, собрали их и завязали за краем своей одежды, а девочки, которые были застенчивыми, завязали их за верхней одеждой, так как их тела были бы видны, если бы они поступили так же, как мальчики.
Наконец, царица привела к Соломону группу мужчин и попросила его отличить обрезанных от необрезанных. Соломон приказал вынести и открыть Ковчег Завета , и «обрезанные стояли или склоняли свои тела до половины своего роста, а лица их наполнялись сиянием Шхины » , тогда как необрезанные падали ниц на землю.
Однако самое значительное украшение этой истории можно найти в «Кебра Нагаст» . В этом тексте царицу Савскую зовут Македа, и говорится, что она пробыла в Иерусалиме шесть месяцев, где училась у Соломона. В последнюю ночь ее пребывания король обманом заставил ее заняться с ним сексом. Согласно легенде, Соломон пригласил царицу на пир, во время которого подавали острую пищу (чтобы вызвать у нее жажду).
После банкета король пригласил ее остаться на ночь в его дворце. Королева согласилась при условии, что он не возьмет ее силой . Соломон согласился на это при условии, что царица не будет брать у него ничего силой.
Македа, хотя и немного обиделась, согласилась. Посреди ночи Македа проснулась от сильной жажды и потянулась за кувшином с водой, стоявшим рядом с ее кроватью. Появился Соломон и предупредил царицу, что, если она выпьет воду, она нарушит свою клятву.
Однако жажда Македы была слишком сильной, и она выпила воду, освободив таким образом Соломона от клятвы. В итоге они провели ночь вместе. Македа забеременела и, вернувшись в свое царство, родила сына Менелика, который стал первым императором Эфиопии.
⛺ Откуда была царица Савская?
Наконец, возможно, самая большая загадка, связанная с историей царицы Савской, — это местонахождение самой Савской. В «Кебра Нагаст» говорится, что царица Савская родом из Эфиопии . Идентификация Эфиопии как Савской подтверждается еврейским историком I века нашей эры Иосифом Флавием, который идентифицировал царицу Савскую как царицу Египта и Эфиопии.Одна из точек зрения, которой придерживаются сегодня современные ученые, заключается в том, что царица Савская происходила из Аксума , древнего царства в Эфиопии. Альтернативное предположение состоит в том, что еврейское слово «Шева» происходит от арабского «Саба», древнего королевства, расположенного в юго-западном углу Аравийского полуострова, на территории современного Йемена. Хотя археологические данные показали, что в этом регионе действительно процветала цивилизация, артефакты были датированы 7 веком до нашей эры, примерно через 300 лет после правления Соломона.
Однако в 1980-х годах новые открытия показали, что сабейская цивилизация существовала уже в 10 веке , что делает невозможным посещение Соломоном в Иерусалиме царицы оттуда. В любом случае окончательные ответы еще не найдены, и вопрос о местонахождении Савской до сих пор остается открытым.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Wu Mingren,
«The Queen of Sheba: How A Legend Was Born»