Ночью 21 октября 1904 года Императорский российский флот совершил ошибку, настолько серьезную, что она едва не привела его к войне с Соединенным Королевством. Это был разгар русско-японской войны, и русский Балтийский флот проходил через часть Северного моря, называемую Доггер-банкой, когда он заметил несколько британских траулеров. Траулеров, которые он принял за японские торпедные катера. Русские открыли огонь как по гражданским судам, так и, каким-то образом, по себе, что имело ужасные последствия.
Инцидент вызвал международный резонанс, особенно в Великобритании , и привел к дипломатическому кризису между Россией и Соединенным Королевством. Он стал известен как инцидент на Доггер-Бэнк, но его также называли инцидентом в Северном море, российским возмущением (британская пресса была беспощадна) и, более сдержанно, инцидентом в Халле.
Флот считал, что он уже заметил японские крейсеры в этом районе днем ранее, а также воздушные шары, и адмирал приказал своим людям держать глаза открытыми. Когда флот приблизился к Доггер-Бэнк, известному рыболовному району, ночь была темной и туманной, что привело к ужасной видимости. Около полуночи русский наблюдатель доложил, что видел небольшие суда поблизости. И без того напуганные и неопытные русские экипажи поспешили с выводами и начали готовиться к неизбежной атаке.
Военные корабли освещали траулеры своими мощными прожекторами, но не тратили время на проверку своих целей. По приказу адмирала Рожественского они открыли огонь и обрушили шквал орудийного огня и снарядов на беззащитные британские рыболовные траулеры из Халла. К сожалению, траулеры находились на полпути и с опущенными сетями, что означало, что они даже не могли попытаться бежать.
Crane, британский траулер, затонул, его капитан и боцман погибли. По меньшей мере четыре других траулера, включая Mino, Moulmein и Snipe, получили повреждения, а шесть рыбаков получили ранения. К сожалению, один из них был смертельно ранен и скончался несколько месяцев спустя от полученных травм.
В странном повороте событий русский флот даже не избежал потерь, каким-то образом умудрившись выстрелить себе в ногу. В хаосе русские обстреляли свой крейсер « Аврора» . Один моряк и русский православный священник были убиты. Позже русские пытались скрыть этот неловкий аспект инцидента, но он был раскрыт после того, как радиосообщения были расшифрованы британской станцией в Феликстоу.
Весь этот печальный инцидент продолжался около двадцати минут, и русские время от времени стреляли. В конце концов, похоже, они поняли, что противник не стреляет в ответ, и адмирал объявил о прекращении огня. Только тогда моряки осознали свою катастрофическую ошибку. Российский флот, потрясенный и смущенный, улизнул, не пытаясь помочь выжившим, не подозревая о международном возмущении, которое вскоре последует.
Во-первых, российский Балтийский флот был в состоянии повышенной готовности, терзаемый страхом столкнуться с японскими силами. Русско-японская война уже принесла России значительные потери, что способствовало чувству отчаяния и повышенной бдительности. Эта тревога усугублялась слухами и ложными сообщениями о японских кораблях, скрывающихся в европейских водах.
Российская разведка предупредила флот, что вражеская разведка активна в регионе. Русские были особенно обеспокоены торпедными катерами, технологией, которую все основные флоты недавно разработали. Эти небольшие корабли имели потенциал повреждать и топить военные корабли гораздо больше их, и их было невероятно трудно обнаружить. Постоянный страх атак торпедных катеров оставил свой след на моряках и командирах российского флота.
Незадолго до инцидента адмирал Рожественский был предупрежден о том, что в этом районе были замечены японские миноносцы. Согласно отчету, корабли «только показывали огни на топе бизань-мачты, чтобы на расстоянии их можно было принять за рыболовные суда». Адмирал воспринял этот отчет за чистую монету и приказал своим кораблям быстро пройти через этот район.
Адмирал был не одинок в своей паранойе, инцидент на Доггер-Бэнк был не первым случаем, когда русские корабли стреляли по невинным рыбакам. Российский флот уже стрелял по рыбакам, перевозившим консульские депеши к ним у датского побережья. Предположительно, единственной причиной, по которой эти рыбаки выжили, было то, что российский флот едва мог стрелять прямо.
Это приводит нас к следующей причине, по которой инцидент вообще произошел: плохая подготовка. Российский флот в основном состоял из неопытных и плохо обученных новобранцев. Многие из них никогда раньше не участвовали в боях и не знали, на что обращать внимание при обнаружении вражеских кораблей.
Сбои в коммуникации внутри флота еще больше усугубили проблему. Приказы отдавались и исполнялись без тщательной проверки, а хаотичная обстановка на борту препятствовала четкой коммуникации. Российская командная структура также сыграла свою роль, поскольку решение адмирала Рожественского открыть огонь не было достаточно оспорено или изучено.
Наконец, технологические ограничения и плохая видимость в ту роковую ночь способствовали трагической ошибке. Примитивные радары и сигнальные системы того времени были неадекватны для различения дружественных и вражеских судов, особенно в условиях темноты и тумана Северного моря. Сочетание этих факторов привело к идеальному шторму ошибок и привело к трагическому инциденту на Доггер-Бэнк.
Субтитры на youtube
Британская общественность была возмущена, а газеты даже назвали русских «пиратами». The Times была особенно язвительной, заявив:
«Почти немыслимо, чтобы люди, называющие себя моряками, как бы они ни были напуганы, могли потратить двадцать минут на бомбардировку флота рыболовецких судов, не обнаружив при этом природу своей цели».
Две державы были на грани войны, и Королевский флот приказал 28 своим линкорам подготовиться к бою, а также приказал своим крейсерским эскадрам следить за российским флотом. Британское правительство потребовало немедленного объяснения, а также компенсации. Учитывая англо-японский союз того времени, этот дипломатический кризис был ужасающим для всех участников.
Чтобы попытаться успокоить бурные воды, Россия быстро принесла извинения и согласилась на международное расследование. 25 ноября 1904 года обе стороны подписали совместное соглашение, в котором согласились позволить международной комиссии, основанной на Гаагской конвенции, разобраться с инцидентом. Эта комиссия в конечном итоге пришла к выводу, что российский флот действовал безрассудно и без надлежащей причины, но также дала понять, что инцидент не следует считать актом войны. В результате Россия согласилась выплатить 66 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно миллионам сегодня) в качестве компенсации британским рыбакам и их семьям. Отношения оставались холодными, но войны удалось избежать.
Для России этот инцидент не просто оставил ее с яйцом на лице. Инцидент на Доггер-Бэнк также задержал прибытие Балтийского флота на Дальний Восток, что способствовало его окончательному поражению от японцев в Цусимском сражении в мае 1905 года. Сражении, в ходе которого Россия потеряла более 5000 человек и значительную часть своего флота.
Инцидент на Доггер-Бэнк — напоминание о том, что ошибки, большие и маленькие, могут иметь ужасные последствия. Хотя он не привел к войне немедленно, можно утверждать, что инцидент способствовал поражению России от Японии. Поражение, которое, по мнению некоторых историков, нарушило баланс сил в Европе, что способствовало началу войны между европейскими державами в 1914 году.
Инцидент вызвал международный резонанс, особенно в Великобритании , и привел к дипломатическому кризису между Россией и Соединенным Королевством. Он стал известен как инцидент на Доггер-Бэнк, но его также называли инцидентом в Северном море, российским возмущением (британская пресса была беспощадна) и, более сдержанно, инцидентом в Халле.
🔹 Хаос в море – что случилось?
Под командованием адмирала Зиновия Рожественского российский Балтийский флот плыл по Северному морю, направляясь на Дальний Восток, где он должен был усилить Тихоокеанскую эскадру, дислоцированную в Порт-Артуре в Китае. Флот состоял из многочисленных военных кораблей, включая линкоры, крейсеры и эсминцы, все из которых находились в состоянии повышенной боевой готовности.Флот считал, что он уже заметил японские крейсеры в этом районе днем ранее, а также воздушные шары, и адмирал приказал своим людям держать глаза открытыми. Когда флот приблизился к Доггер-Бэнк, известному рыболовному району, ночь была темной и туманной, что привело к ужасной видимости. Около полуночи русский наблюдатель доложил, что видел небольшие суда поблизости. И без того напуганные и неопытные русские экипажи поспешили с выводами и начали готовиться к неизбежной атаке.
Военные корабли освещали траулеры своими мощными прожекторами, но не тратили время на проверку своих целей. По приказу адмирала Рожественского они открыли огонь и обрушили шквал орудийного огня и снарядов на беззащитные британские рыболовные траулеры из Халла. К сожалению, траулеры находились на полпути и с опущенными сетями, что означало, что они даже не могли попытаться бежать.
Crane, британский траулер, затонул, его капитан и боцман погибли. По меньшей мере четыре других траулера, включая Mino, Moulmein и Snipe, получили повреждения, а шесть рыбаков получили ранения. К сожалению, один из них был смертельно ранен и скончался несколько месяцев спустя от полученных травм.
В странном повороте событий русский флот даже не избежал потерь, каким-то образом умудрившись выстрелить себе в ногу. В хаосе русские обстреляли свой крейсер « Аврора» . Один моряк и русский православный священник были убиты. Позже русские пытались скрыть этот неловкий аспект инцидента, но он был раскрыт после того, как радиосообщения были расшифрованы британской станцией в Феликстоу.
Весь этот печальный инцидент продолжался около двадцати минут, и русские время от времени стреляли. В конце концов, похоже, они поняли, что противник не стреляет в ответ, и адмирал объявил о прекращении огня. Только тогда моряки осознали свою катастрофическую ошибку. Российский флот, потрясенный и смущенный, улизнул, не пытаясь помочь выжившим, не подозревая о международном возмущении, которое вскоре последует.
🔹 Как Россия совершила такую огромную ошибку?
Достаточно сказать, что инцидент на Доггер-Бэнк был ошибкой эпических масштабов. Но как именно целый российский флот в итоге открыл огонь по группе беззащитных рыбаков? Все дело в некомпетентности? Ну, в основе ошибки лежала обострившаяся паранойя и отсутствие надлежащей военно-морской подготовки.Во-первых, российский Балтийский флот был в состоянии повышенной готовности, терзаемый страхом столкнуться с японскими силами. Русско-японская война уже принесла России значительные потери, что способствовало чувству отчаяния и повышенной бдительности. Эта тревога усугублялась слухами и ложными сообщениями о японских кораблях, скрывающихся в европейских водах.
Российская разведка предупредила флот, что вражеская разведка активна в регионе. Русские были особенно обеспокоены торпедными катерами, технологией, которую все основные флоты недавно разработали. Эти небольшие корабли имели потенциал повреждать и топить военные корабли гораздо больше их, и их было невероятно трудно обнаружить. Постоянный страх атак торпедных катеров оставил свой след на моряках и командирах российского флота.
Незадолго до инцидента адмирал Рожественский был предупрежден о том, что в этом районе были замечены японские миноносцы. Согласно отчету, корабли «только показывали огни на топе бизань-мачты, чтобы на расстоянии их можно было принять за рыболовные суда». Адмирал воспринял этот отчет за чистую монету и приказал своим кораблям быстро пройти через этот район.
Адмирал был не одинок в своей паранойе, инцидент на Доггер-Бэнк был не первым случаем, когда русские корабли стреляли по невинным рыбакам. Российский флот уже стрелял по рыбакам, перевозившим консульские депеши к ним у датского побережья. Предположительно, единственной причиной, по которой эти рыбаки выжили, было то, что российский флот едва мог стрелять прямо.
Это приводит нас к следующей причине, по которой инцидент вообще произошел: плохая подготовка. Российский флот в основном состоял из неопытных и плохо обученных новобранцев. Многие из них никогда раньше не участвовали в боях и не знали, на что обращать внимание при обнаружении вражеских кораблей.
Сбои в коммуникации внутри флота еще больше усугубили проблему. Приказы отдавались и исполнялись без тщательной проверки, а хаотичная обстановка на борту препятствовала четкой коммуникации. Российская командная структура также сыграла свою роль, поскольку решение адмирала Рожественского открыть огонь не было достаточно оспорено или изучено.
Наконец, технологические ограничения и плохая видимость в ту роковую ночь способствовали трагической ошибке. Примитивные радары и сигнальные системы того времени были неадекватны для различения дружественных и вражеских судов, особенно в условиях темноты и тумана Северного моря. Сочетание этих факторов привело к идеальному шторму ошибок и привело к трагическому инциденту на Доггер-Бэнк.
🔹 Как Россия и Великобритания едва не начали
войну в 1904 году - Инцидент в Доггер-Бэнк
Субтитры на youtube
🔹 Последствия
Инцидент на Доггер-Бэнк имел серьезные последствия и привел к тяжелому дипломатическому кризису между Россией и Великобританией. Проблема была не столько в том, что русские атаковали гражданские суда, сколько в том, что они затем сбежали, не попытавшись им помочь.Британская общественность была возмущена, а газеты даже назвали русских «пиратами». The Times была особенно язвительной, заявив:
«Почти немыслимо, чтобы люди, называющие себя моряками, как бы они ни были напуганы, могли потратить двадцать минут на бомбардировку флота рыболовецких судов, не обнаружив при этом природу своей цели».
Две державы были на грани войны, и Королевский флот приказал 28 своим линкорам подготовиться к бою, а также приказал своим крейсерским эскадрам следить за российским флотом. Британское правительство потребовало немедленного объяснения, а также компенсации. Учитывая англо-японский союз того времени, этот дипломатический кризис был ужасающим для всех участников.
Чтобы попытаться успокоить бурные воды, Россия быстро принесла извинения и согласилась на международное расследование. 25 ноября 1904 года обе стороны подписали совместное соглашение, в котором согласились позволить международной комиссии, основанной на Гаагской конвенции, разобраться с инцидентом. Эта комиссия в конечном итоге пришла к выводу, что российский флот действовал безрассудно и без надлежащей причины, но также дала понять, что инцидент не следует считать актом войны. В результате Россия согласилась выплатить 66 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно миллионам сегодня) в качестве компенсации британским рыбакам и их семьям. Отношения оставались холодными, но войны удалось избежать.
🔹 Заключение
В долгосрочной перспективе напряженность между Россией и Англией снова ослабла, но инцидент послужил для того, чтобы подчеркнуть шаткую природу союзов и вражды в Европе начала 20-го века. Как это часто бывало на протяжении всей человеческой истории, изношенные нервы всегда были на грани начала чего-то катастрофического. В конце концов, мы все знаем, что произошло в 1914 году.Для России этот инцидент не просто оставил ее с яйцом на лице. Инцидент на Доггер-Бэнк также задержал прибытие Балтийского флота на Дальний Восток, что способствовало его окончательному поражению от японцев в Цусимском сражении в мае 1905 года. Сражении, в ходе которого Россия потеряла более 5000 человек и значительную часть своего флота.
Инцидент на Доггер-Бэнк — напоминание о том, что ошибки, большие и маленькие, могут иметь ужасные последствия. Хотя он не привел к войне немедленно, можно утверждать, что инцидент способствовал поражению России от Японии. Поражение, которое, по мнению некоторых историков, нарушило баланс сил в Европе, что способствовало началу войны между европейскими державами в 1914 году.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Robbie Mitchell,
«The 1904 Dogger Bank Incident: Russia’s Great Mistake»