Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Смертные грехи христианской и иудейской традиции

Страшный Суд

Страшный Суд


Семь смертных грехов — это понятие, пришедшее из христианской этики и морали, и представляет собой список дверей основных пороков, открыв которые считаются особенно тяжкими и ведущими к духовной погибели. Закрыть двери и не ломиться в эти двери, пордвергая вандализму все окружающее – это исскуство прожитой жизни в долине. Считается, что каждый из этих грехов порождает и открывает двери в другие грехи и пороки, поэтому их часто называют «корневыми» грехами. Изначально этот список был составлен в IV веке Евагрием Понтийским, а окончательно оформил его папа Григорий Великий в VI веке.


Питер Брейгель Старший, гравюра, «Страшный Суд»

Питер Брейгель Старший, гравюра, «Страшный Суд»


На самом деле, "семь смертных грехов" никогда не являлись частью христианского вероучения. Библия не приводит фиксированого списка грехов,- она служит одним из возможных способов описания греховности человека и предостерегает его от их совершения в десяти заповедях. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее (в частности греческий монах-теолог Эвагриус составил список из восьми худших человеческих страстей, в последствие, папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть, в дальнейшем, концепция "семи смертных грехов" получила распространение после трудов Фомы Аквинского).

Вот список семи смертных грехов и их описание:
  1. Гордыня — чрезмерное самолюбие и возвеличивание себя над другими, высокомерие.
  2. Алчность (жадность) — жажда материальных благ, денег и власти ради собственной выгоды.
  3. Зависть — желание обладать тем, что принадлежит другим, и ненависть к тому, что есть у других.
  4. Гнев — неконтролируемая ярость, стремление причинить вред другим.
  5. Похоть — неконтролируемое стремление к физическому удовольствию и сексуальным наслаждениям.
  6. Чревоугодие — злоупотребление едой и питьем, чрезмерное увлечение удовольствием от пищи.
  7. Уныние (леность) — апатия, отсутствие стремления к чему-либо, бездействие и лень.
Считается, что, поддаваясь этим грехам, человек отдаляется от духовного пути и гармонии с собой и окружающими.

В православной традиции существует не семь, а восемь главных грехов (их также называют пороками или страстями). Этот перечень был составлен монахом и богословом Евагрием Понтийским в IV веке и получил развитие в трудах других восточных святых отцов. По их учению, эти восемь страстей являются корневыми грехами, от которых проистекают остальные грехи:
  1. Чревоугодие — чрезмерная привязанность к еде и питью, предание удовольствию от пищи.
  2. Блуд — стремление к плотским наслаждениям и их чрезмерная важность в жизни.
  3. Сребролюбие — жажда богатства и материальных благ, зависимость от денег.
  4. Гнев — чрезмерная вспыльчивость и склонность к ненависти, направленная на ближнего.
  5. Печаль (уныние) — уныние, подавленность и недовольство жизнью, ведущие к внутреннему отчаянию.
  6. Уныние (акедия) — духовная лень, отсутствие рвения к исполнению своих обязанностей, равнодушие.
  7. Тщеславие — стремление к похвале, желание прославления и признания со стороны других.
  8. Гордыня — высокомерие и чрезмерное возвышение своего «я» над другими, отказ признавать свои ошибки.
Эти восемь страстей считаются опасными, поскольку они формируют основу для всех прочих грехов. В православной практике борьба с этими пороками — важная часть духовного пути, так как они мешают человеку достичь единства с Богом и обрести мир в душе.

В иудаизме нет единого перечня смертных грехов, как в христианстве, но существует схожая концепция грехов, пороков и человеческих слабостей, отдаляющих человека от Бога и мешающих выполнять заповеди. Эти понятия разнообразны и зависят от интерпретаций Торы, Танаха (еврейской Библии), Талмуда и других комментариев. Список может варьироваться, но обычно акцент делается на действия и качества, которые противоречат этическим принципам и морали, а также мешают духовному развитию и общению с Богом.

Основные грехи и пороки в иудейской традиции можно разделить на несколько категорий:

1. Злые наклонности и моральные недостатки:
  • Гордыня (гаава) — высокомерие, гордость, противопоставление себя Богу, что в иудаизме считается серьезным недостатком.
  • Зависть (кина) — желание обладать тем, что есть у других; это чувство разрушает духовный покой и часто упоминается в Танахе.
  • Гнев (каас) — вспыльчивость, неконтролируемая агрессия, ведущая к разрушительным последствиям.
  • Жадность (таава) — чрезмерная привязанность к материальным благам и удовольствиям, идущая вразрез с обязательством вести умеренный образ жизни.
2. Лашон hа-ра (злой язык):
  • Злословие и клевета — произнесение негативных или ложных слов о других людях. В иудаизме злословие считается одним из самых разрушительных грехов, поскольку нарушает принцип доброты (хесед) и наносит вред людям.
3. Отсутствие благодарности и уважения к родителям:
  • Неблагодарность и непочтение к родителям — это нарушение одной из важнейших заповедей (почитай отца и мать), что считается серьезным проступком против Бога.
4. Межличностные грехи и несправедливость:
  • Несправедливость по отношению к ближнему — включает обман, кражу, ложь, использование чужих трудов и богатств ради собственной выгоды.
  • Отказ помогать нуждающимся — если человек игнорирует помощь нуждающимся и страждущим, он не исполняет важную заповедь милосердия (цдака).
5. Нарушение шаббата и заповедей:
  • Несоблюдение шаббата и нарушение других заповедей Торы (таких как кашрут) также считается грехом, так как человек тем самым ослушивается Бога и отстраняется от священных обязанностей.
6. Идолопоклонство и отрицание Бога:
  • Идолопоклонство (авода зара) — признание других богов или предание святости объектам или явлениям, что считается серьёзным нарушением в монотеистической традиции иудаизма.
  • Отрицание Бога (апикорс) — отказ признавать Бога и отвержение священных писаний.
Эти и другие моральные недостатки рассматриваются как барьеры, препятствующие праведной жизни и выполнению заповедей (митцвот), которые помогают человеку стать ближе к Богу. Большое внимание уделяется понятию тшувы (раскаяния и возвращения к праведности), которая дает возможность исправить ошибки, проявить раскаяние и заново обрести гармонию в жизни.