Около 930 г. н. э. в Стране Огня и Льда, вскоре после появления первого крупного поселения, крупное извержение вулкана опустошило 90 квадратных миль региона Боргарфьордюр в западной части Исландии. В результате образовалось лавовое поле Халльмундархрёйн и, под его базальтовой поверхностью, двенадцать систем пещерных лавовых трубок. Одна из этих пещер, в частности, Суртсхеллир, имеет интригующую историю. Она была названа в честь норвежского огненного великана Сурта, что означает «черный», и имеет важное значение по нескольким причинам. Пещера Сурта является местом расположения одного из наиболее хорошо сохранившихся каменных сооружений эпохи викингов на острове. Кроме того, черную пещеру окружают тайны бандитского вторжения, человеческих увечий и умилостивления огненного великана.
🔹 Искусственные сооружения в Суртсхелире
Исследователи Кевин Смит из Университета Брауна и Гудмундур Олафссон из Национального музея Исландии были первыми учеными, которые провели археологическое обследование пещеры Сурта. В 2001 году группа провела первоначальное расследование. Затем в 2012 году они вернулись, чтобы собрать значительное количество доказательств. Их открытия в пещере сплетаются в сложнейшую картину, полную множества возможностей.
Лето их первой официальной разведки в 2001 году оказалось теплее обычного. Это привело к значительному таянию льда, что обнажило скрытые структуры. Примерно в 300 футах в пещере они обнаружили большую крепостную стену, которая проходит по всей ширине пещеры, 30 футов в ширину и 15 футов в высоту. Ранее эта стена была покрыта снежными заносами, которые заносило через обрушившуюся крышу пещеры, но впоследствии обнажилась в 2001 году. Первоначально эта часть пещеры была окутана полной кромешной тьмой. Стену было бы трудно построить, а в случае вторжения на нее было бы трудно взобраться в темноте.
«Это было бы возведено в темноте, намного выше уровня головы человека, полностью запечатав пещеру. В ней нет ни двери, ни лестницы, ведущей наверх… Это самое большое каменное сооружение эпохи викингов в Исландии».
По словам Смита, Олафссона и Макговерна в их статье 2009 года «Суртшеллир: укрепленная пещера для преступников в Западной Исландии», «количество труда и усилий, вложенных в строительство этой стены, позволяет предположить, что это работа многих людей и что она, вероятно, служила укреплением, останавливающим незваных гостей».
🔹 Корпус
Дальше в пещере есть боковая галерея под названием Бейнахеллир или «Костная пещера». Когда-то в этой секции находилась большая куча фрагментов костей, которые исчезли к моменту археологических раскопок. К сожалению, туристы уже много лет вывозят из Суртсхеллира огромное количество костей.За пещерой костей находится, возможно, один из наиболее хорошо сохранившихся образцов строения эпохи викингов. Каменная ограда проходит поперек пещеры. Для чего именно она использовалась — загадка: возможно, как дом (хотя свидетельств этому мало), временное убежище, собрания или что-то более религиозное, например, место ритуала и церемонии.
Ограждение четко обозначено короткой стеной, которая изгибается в форме зала или лодки эпохи викингов. Длина сооружения составляет около 20 футов, а ширина в центре — 10–15 футов, а высота стены в самой высокой точке составляет 3 фута. Занимая всю ширину прохода, ограждение перекрывает галерею, ведущую дальше в более глубокую часть пещеры, называемую Вигишеллир. В передней части ограждения есть одно отверстие, а в задней — одно, обращенное к Вигишеллир.
🔹 Кучи костей
Рядом с ограждением находится куча отходов, содержащая кости животных, которые были разрезаны, разбиты и измельчены до крошечных фрагментов. Тот, кто положил кости, несомненно, извлек из них всю последнюю каплю костного мозга для пропитания. Хотя в этой изначальной куче костей могло быть около 200 животных, посетители пещеры растащили большую часть отходов.Исследователи обнаружили в общей сложности восемь куч костей вокруг пещеры. Тестирование показало, что они состояли только из одомашненных сельскохозяйственных животных: коз, коров, свиней, овец и лошадей. По словам Смита, это единственная пещера, в которой в кучах костей были обнаружены строго одомашненные животные. Они не содержали никаких костей диких животных, которые могли бы указывать на охотничью деятельность, типичную для ранних исландцев. Если люди действительно жили в пещере, то данные свидетельствуют о том, что они не охотились ради источника пищи.
🔹 Другие артефакты
В дополнение к сооружениям в Суртсхеллире команда также нашла яшмовые огнива, бусины и набор свинцовых гирь в середине ограды, которые в сумме составляли 26 граммов. Одна из гирь имела форму креста. Это может быть старейшим христианским артефактом в Исландии. По словам Смита, законная унция в старой скандинавской системе составляла 26 граммов до 11 века. Унция-единица использовалась для различных платежей в юридических сделках и в качестве штрафа, если кто-то был виновен в нарушении закона. Это привело исследователей к предположению, что части могли использоваться в каком-то судебном разбирательстве. Причина, по которой кто-то поместил части в пещеру, является еще одной загадкой.🔹 Преступники в Черной Пещере
Археологические находки в пещере выявили определенную человеческую деятельность, которая, вероятно, началась в 10 веке, но кем были эти люди, до сих пор неизвестно. Хотя трудно определить, насколько правдивы легенды, исландские истории о бандитах и преступниках, живущих в пещерах, рассказываются уже почти тысячу лет.🔹 Упоминания в текстах
Первое упоминание о Суртсхеллире встречается в исландской Landnámabók или «Книге поселений». В этой рукописи подробно описываются поселенцы по именам, их потомство, названия их поселений/ферм и краткие истории о людях, начиная с конца IX века. В книге упоминается группа из восемнадцати разбойников «пещерных жителей», которые были убиты, хотя название пещеры не уточняется. Однако эта история параллельна легендам о 18 разбойниках, которые жили в Суртсхеллире и зарабатывали на жизнь набегами на скот фермеров.Кроме того:
«В «Хардарсаге» XIV века говорится, что разбойник бежал от битвы с крестьянами близ Хвалфьорда, нашел убежище в Суртсхеллире с шестью другими разбойниками, а затем собрал в пещере еще больше разбойников», а в саге о Хеллисманне «Суртсхеллир идентифицируется как база разбойничьей шайки, которая укрепилась в пещере в конце X века и грабила окрестные деревни, пока не была разгромлена коалицией местных вождей».
🔹 Культура преступников
В период Содружества (930-1262) было много преступников, что было характерно для большой внутренней борьбы в Исландии. Различные кланы на острове боролись за власть и контроль. Поэтому убийства и травмы, такие как увечья, были культурно распространены.Когда кто-то нарушал закон, типичным наказанием был штраф, изгнание или ссылка.
«Изгнание означало пожизненное изгнание из закона. Изгнанник терял все права, гарантированные законом, а его имущество конфисковывалось».
Такие источники, как Landnámabók, упоминают несколько групп изгоев, которые объединялись и жили в пещерах
🔹 Культовые ритуалы? Боги и великаны
Одна из теорий предполагает, что пещера Сурта могла быть местом языческого религиозного ритуала. Один из примеров взят из Landnámabók, в котором говорится, что человек по имени Торвальд Полая Глотка отправился (примерно в 90 миль) в пещеру Сурта специально для того, чтобы прочесть стихотворение, которое он написал о великане, обитавшем в пещере.Это проливает свет на религиозные верования исландцев того времени. То, что мы сегодня называем скандинавской мифологией, когда-то было целой системой религиозных верований, которые были не просто историями. Пантеон могущественных богов и существ был реален для германского народа и включал йотунов или великанов, таких как Сурт. Скандинавы боялись, поклонялись и умилостивляли могущественных существ, которые часто были контролерами сил природы. Согласно скандинавской мифологии, из йотунов был создан мир. Однако именно йотуны уничтожат богов и миры в конце этого цикла времени — также известного как Рагнарёк.
🔹 Значение Сурта
Сурт, или Сурт на древнескандинавском, играет центральную роль в Рагнарёке. Он огненный великан, который придёт из знойного южного региона космоса, чтобы возглавить других ётунов в огненном уничтожении мира. Фрейр, бог изобилия и плодородия, и Сурт сражаются и в конечном итоге убивают друг друга во время Рагнарёка.Ранние исландцы, которые стали свидетелями огромного потока лавы в Халльмундархрёйне, уничтожившего, возможно, шесть ферм, были очень близки к связи между устрашающим вулканом и огненным великаном. Логично, что они хотели умилостивить духа, чтобы предотвратить новое извержение. Возможно, стихотворение, которое Торвальд прочитал великану, было подношением и молитвой, чтобы удержать разрушительные силы Сурта на расстоянии.
🔹 Указывая на религиозную деятельность:
поджигатели и четки
Любопытно также, что вторая по величине концентрация бусин в Исландии была обнаружена в пещере Сурта. Это были ценные предметы. На их изготовление требовалось время, усилия и ресурсы, и как только они превращались в ожерелье или другое украшение, они, вероятно, становились предметом обмена. Почему в пещере было разбросано такое изобилие разных видов бусин? Служили ли они своего рода защитой или подношением?
🔹 Высококачественные домашние животные
Тип мяса и время года, когда животные погибали при убое, также могут указывать на ритуальную деятельность. Анализ костей показал, что большая часть убоя происходила в конце зимы или в начале весны. 3 Германцы обычно проводили общественные мероприятия и праздники как способ почитания богов, духов и предков для различных целей. Важной частью этих мероприятий было жертвоприношение животных. Исторически имели место различные зимние и весенние праздники, и, кроме того, «выбраковка стад» иногда была необходима, когда запасы зимнего сена начинали истощаться. Это давало возможность приносить животных в жертву богам/великанам и устраивать общественный пир.Конина имела особую ценность для жертвоприношений, как и некоторые другие виды животных, обнаруженные археологами в костных кучах. Здоровые животные, которые никогда не занимались тяжелым трудом, также подходили для отборных жертвоприношений. Интересно, что анализ показал, что забой животных из пещеры происходил в расцвете сил.
🔹 Отсутствие доказательств
То, что команда не нашла в пещере, может быть самым показательным. Они не нашли много признаков долгосрочного обитания в пещере, таких как источники сбора воды, туалеты, активное использование костров, приспособлений для приготовления пищи или мест для сна.🔹 Увечье Оракьи Сноррасона
В «Саге об Ислендинге», предположительно написанной в XIII веке историком и вождем Стурлой Тордарсоном, есть история о двух двоюродных братьях автора. Один из них был незаконнорожденным сыном Снорри Стурлусона (автора Младшей Эдды), Орэкья Сноррасоном, а другой — Стурлой Сигватссоном. Стурла также был вождем. Орэкья был головорезом, который, возможно, имел какое-то отношение к смерти друга Стурлы. Эта часть истории неизвестна, но какова бы ни была причина, Стурла Сигватссон схватил Орэкью и отвез его в Суртсхеллир. Как только они оказались в пещере, Стурла приказал одному из своих людей вырезать глаз Орэкьи и одно яичко.🔹 Символизм одного глаза и кастрации
Это увечье могло иметь и религиозный подтекст. Один — могущественный вождь всех богов, который пожертвовал один из своих глаз богу-великану (он обладает чертами как великана, так и бога) Мимиру. Сделав это, Мимир позволил Одину испить из своего источника божественной мудрости. В тексте Grimnismol в «Старшей Эдде» Один также называет себя Ялком, что означает «кастрированный» или «мерин». Можно только догадываться, почему Стурла выбрал пещеру Сурта местом для этого акта или почему он вырвал только один глаз и одно яичко.Логично, что удаление яичка является актом кастрации. Эта деформация навсегда разрушила бы мужское достоинство Órækja и его шанс стать высокопоставленным чиновником. Но могло ли увечье быть более символичным, чем это? Возможно, это было как-то связано с верой в то, что могущественный огненный великан живет в пещере. По-видимому, хотя христианство существовало в Исландии уже около 200 лет, Стурла все еще был осведомлен о старых верованиях.
🔹 Рассматривая «почему»
Сегодня Суртсхеллир оставляет нам больше вопросов, чем ответов. Зачем викинги построили огромную стену? Чтобы защитить преступников? Удержала ли она людей от бродяжничества в языческих ритуалах после того, как христианские законодатели запретили такие ритуалы? Почему избегали ближайшего источника черного обсидиана для поджигания? Почему было так много ценных бусин из разных стран? И почему люди приносили в пещеру только кости лучших домашних животных? Служили ли бусины и животные подношениями Фрейру для защиты или Сурту, чтобы умилостивить его?В древней скандинавской религии боги и йотуны (великаны) управляли природой и населяли дикую местность. Поэтому неудивительно, что Суртсхеллир приобрел репутацию места духов, зла и гибели. В течение нескольких сотен лет местные жители полностью избегали пещеры из-за страха. Независимо от того, использовали ли ее преступники в качестве убежища или вожди для проведения крупных жертвоприношений, благодаря работе Смита и Олафссона магия и тайна пещеры Сурта выходят на свет.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Вy Kimberly Lin,
«Mysteries of Surt’s Cave: Bandits, Mutilations, and the Fire Giant»
\