Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Три ключевых понятия Ницше: смысл, истина и ценность

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше


Какова связь между «смыслом» и «ценностью» в философии Фридриха Ницше? В этой статье рассматриваются способы, которыми взгляды Ницше противопоставляли его философской и религиозной культуре его времени. Мы также рассмотрим третью концепцию, концепцию «истины», и спросим, как истина соотносится со «смыслом» и «ценностью» в творчестве Ницше, прежде чем рассмотреть возражение о «метаязыке».

Жиль Делез начал свое изучение философии Ницше с утверждения, что «самым общим проектом Ницше является введение понятий смысла и ценности в философию». Связь этих двух понятий должна информировать о том, как мы определяем их в контексте философии Ницше, и в равной степени имеет огромное влияние на философские разработки в 20 веке.


🔹 Ницше о ценности и смысле


Фотография Ницше в молодости, 1869 г.

Фотография Ницше в молодости, 1869 г.


Делёз утверждал, что Ницше ввёл ценность в философию. Учитывая, что Ницше работал уже после того, как многие величайшие философы 17, 18 и 19 веков опубликовали обширные, систематические работы по этике, политике и эстетике (т. е. тем областям философии, которые обычно считаются субдисциплинами аксиологии или теории ценности), утверждение Делёза может показаться несколько загадочным на первый взгляд.

Однако это именно подразделения стремления к ценности – это может быть стремление к «этической ценности» или «эстетической ценности», но никогда не ценность сама по себе. Они никогда не подразумевают вопроса, как Сократ мог бы спросить в раннем диалоге, «что есть ценность» simpliciter . Неявно, делая это, мы ставим под вопрос все понятие ценности.

Фотография Жиля Делеза 1990-х годов

Фотография Жиля Делеза 1990-х годов, опубликованная в 2022 году


То же самое и с концепцией смысла у Ницше. Хотя менее спорно описывать Ницше как «вводящего» его, Делёз высказывает ту же основную мысль — что Ницше, вводя фокусировку на концепции смысла в максимально широком описании, тем самым фокусирует наше внимание на чем-то новом.

Сочетание смысла и ценности таким образом также служит для того, чтобы связать эти концепции друг с другом. Одним из главных столпов непреходящего философского наследия Ницше является способ, которым он раскрывает попытки осмыслить мир, которые явно не касаются ценности, как имеющие скрытую концепцию ценности в самой своей основе.

Поскольку «скрытая» ценность многих теорий и убеждений, которых, как видел Ницше, придерживались окружающие его люди, была христианской и морализаторской, мысли Ницше были обращены против некоторых из самых фундаментальных убеждений, лежавших в основе европейского общества того времени.

Это ощущение себя как личности с потенциалом мыслить за пределами социальной приемлемости является одной из вещей, которая привлекает поколение за поколением интеллектуалов к работам Ницше. Как, по общему мнению, утверждал Фрейд: «[Ницше] имел более проницательное знание себя, чем любой другой человек, который когда-либо жил или когда-либо, вероятно, будет жить».

🔹 Ницше и картезианская традиция


Французская марка с изображением Рене Декарта

Французская марка с изображением Рене Декарта


Мы можем сформулировать работу Ницше как, в некотором смысле, продолжение давней традиции скептического исследования в философии. Декарт, как первый из тех, кого мы называем современными философами, задал вопросы о том, во что мы не могли не верить, и хотел узнать, означает ли наша неспособность верить иначе, ipso facto , что такие вещи истинны.

Некоторые из вопросов, которые Ницше ставит в «По ту сторону добра и зла», являются одновременно естественным продолжением картезианского скептицизма и полным разрывом с ним: «Почему тот факт, что что-то истинно, должен означать, что мне следует в это верить?», «Что значит хорошо верить во что-то?», «Если мы хотим истины, почему мы не предпочитаем неправду ? И неопределенность? Даже невежество?», и, наконец, «Что есть истина?».

Независимо от того, можно ли рассматривать мысль Ницше как продолжение мысли Декарта, мы, конечно, должны отметить, что в то время как скептицизм для Декарта является стратегией, которую можно использовать, а затем отбросить, скептицизм Ницше имеет гораздо более глубокую и устойчивую природу.

🔹 Истина, Смысл, Ценность


Фридрих Ницше

Фотография Фридриха Ницше, 1875 год


Как отмечает Адриан Мур, подход Ницше к истине тесно связан с тем, что он ставит под сомнение концепции смысла и ценности :

«В каком-то смысле его критический шаг назад включает в себя вопрос о том, как смысл в одном из своих обличий соотносится со смыслом в другом из своих обличий. Согласно одному способу толкования смысла, осмысление вещей означает достижение истинного представления о них. Согласно другому способу, это означает рассмотрение их таким образом, чтобы с ними было легче жить, возможно, даже сделать их терпимыми».
Мы часто проводим фундаментальное различие в осмыслении. Мы даем ему разные названия, представляя его в разных точках как дихотомию между истиной и ценностью, между тем, что есть, и тем, что должно быть, между реальностью и возможностью. Значительная часть проекта Ницше пытается сдуть эти виды дихотомий. Поскольку истина заявляет о себе как о нейтральной по отношению к ценностям, неявно утверждает дихотомию и помещает себя по другую сторону от ценности, Ницше ставит истину под вопрос.

🔹 Идеал Истины


Фотография Ницше в кресле, 1899 г.

Фотография Ницше в кресле, 1899 г.


Ницше, в некоторых моментах, кажется, принижает концепцию истины как недостижимый идеал. Однако мы должны строго отличать его действия (а также его фиксацию на концепции действия, тела, власти, жизни и т. д.) от любого смысла, в котором Ницше является провинциальной фигурой.

Ницше глубоко ценит определенное абстрактное чувство истины как некое божественное, абсолютное знание, которое существует выше и за пределами человеческого существования. Он не застрахован от этого идеала. Однако он видит пропасть между этой концепцией истины и тем видом «истин», на которые претендуют окружающие его люди.

Отчасти это связано с тем, что Ницше рассматривает истину через призму истории, в частности истории ее происхождения, и приходит к выводу, что наше представление об истине развилось из стратегий выживания:

«За всей логикой и ее кажущейся суверенностью движения стоят оценки или, выражаясь проще, физиологические требования для поддержания определенного образа жизни».
Для Ницше это фатальная проблема, если мы хотим претендовать на что-то большее от истины, чем ее ценность как инструмента выживания, потому что,

«Вещи высочайшей ценности должны иметь иное, отдельное, свое собственное происхождение, – они не могут быть выведены из этого эфемерного, соблазнительного, обманчивого, низменного мира, из этого безумного хаоса путаницы и желания».

🔹 Проблема метаязыка


«Истина» Генри Питерса Грея, 1859 г.

«Истина» Генри Питерса Грея, 1859 г.


Из работы Ницше вытекает проблема, которую мы можем назвать «проблемой метаязыка». Проблема касается тех случаев, когда философ, по-видимому, требует, чтобы мы прекратили делать определенные утверждения – в случае Ницше, утверждения об истине, которые не уделяют должного внимания вопросам ценности, вопросам практического существования и т. д.

И все же, требование, чтобы мы прекратили делать такие заявления (предъявлять металингвистические требования к тому, как мы говорим), по-видимому, нарушает само правило, которое философ пытается навязать. Другими словами, использует ли Ницше само понятие истины, от которого он пытается оторваться? Если он утверждает, что истина полезна только как стратегия выживания и что она «на самом деле поверхностна, иллюзорна, поддельна», то возникает вопрос, как следует понимать это последнее заявление. Верно ли это? Если Ницше делает заявление с силой истины в том смысле, который он только что очернил, то эта непоследовательность требует некоторого объяснения.

🔹 Ницше об истине
как о «поверхностной,
иллюзорной и поддельной»


«Время, раскрывающее истину», Помпео Батони

«Время, раскрывающее истину»
, Помпео Батони, между 1740 и 1745 годами,
Чикагский институт искусств.


Что же именно утверждает здесь Ницше ? Утверждая, что нечто является «поверхностным, иллюзорным и поддельным», он не уточняет, в чем именно заключается суть спора.

Как отмечает Эдриан Мур,

«Неверие во что-то не обязательно означает веру в противоположное. Это может подразумевать отсутствие какой-либо веры по этому вопросу вообще. Это может даже подразумевать отказ мыслить в таких терминах»
Но разве Ницше не говорит такими словами? На самом деле, кажется, что есть два Ницше. С одной стороны, есть Ницше, который выступает в защиту неправды, видимости, ценности, всего, что противостоит клинической, деконтекстуализированной версии истины, на которую опираются «философы» (имея в виду, прежде всего, Иммануила Канта и его последователей). С другой стороны, есть Ницше, который указывает на версию истины, которая еще не реализована, версию, которая требует полного упразднения истины в ее нынешнем состоянии:

«Воззрите лучше на лоно бытия, на вечного, на скрытого Бога, на «вещь в себе» — вот где должна быть их основа, и нигде больше!»
«Истина и милосердие» Помпео Батони, 1745 г.

«Истина и милосердие» Помпео Батони, 1745 г.


Если Ницше предпочитает только первое, то защита Мура явно достаточна. Если же Ницше хочет сделать последнее утверждение, то нам нужно пойти немного дальше в определении этой новой версии истины.

Утверждает ли Ницше, что философия, как он ее находит, предается лжи относительно этой почти откровенной версии истины? Или он утверждает, что она просто непоследовательна — что она обещает то, чего не дает? Желает ли он одновременно отдать предпочтение тому, что жизнеутверждающе, и в то же время утверждает, что именно полезность концепции истины ее портит?

Утверждать, что за истиной стоят ценности, не значит отрицать, что истина как таковая — несостоятельная концепция. Равным образом, утверждать, что никто больше не должен говорить о том, что вещи «истинны» или «ложны», не значит говорить, что вы обязательно полностью отказываетесь от чьей-либо оценки идеала, который мотивирует эту концепцию.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Вy Luke Dunne,
«Nietzsche’s 3 Key Concepts: Sense, Truth & Value»