Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Ницше: путеводитель по его самым известным произведениям и идеям

Фридрих Ницше
Фридрих Ницше

Философия Ницше — это решетка повторяющихся идей и радикальных отказов. В этой статье описываются некоторые из самых известных идей Ницше и раскрываются сложные отношения между ними.

Теперь одна из самых известных фигур в философии, извилистая и глубоко нетрадиционная философия Фридриха Ницше в значительной степени игнорировалась и отвергалась в течение десятилетий после его смерти. Ницше яростно боролся против того, что он считал ядовитыми ограничениями современной христианской морали, стремясь воздвигнуть на их месте этику эстетического ликования. Хотя сочинения Ницше чрезвычайно широки по охвату и охватывают большое количество философских дисциплин, ряд центральных идей повторяются во многих его книгах. Эти идеи, которые часто возникают в различных контекстах, сложно переплетены друг с другом и заслуживают изучения и объяснения.


🔹 Ницше: хорошее и плохое, добро и зло


Посмертная маска Фридриха Ницше

Посмертная маска Фридриха Ницше, 1900 г.,
из галереи Тильска, Швеция, через Critical-theory.com


В работе «О генеалогии морали» Ницше пытается разобраться, откуда взялись современные идеи морали и что на самом деле навязывает словарь традиционной христианской морали . При этом Ницше прослеживает различие между двумя различными оппозициями, через которые мы можем смотреть на мир: «хорошее и плохое» и «хорошее и злое». Хотя на первый взгляд эти две позиции кажутся более или менее взаимозаменяемыми, Ницше использует эти пары в качестве линзы, через которую можно критиковать истоки христианской морали. Как и во многих философских работах Ницше, эти две стороны (хорошее и плохое, доброе и злое) связаны с созвездием других оппозиций. «Хорошее и плохое» — это оценки господина, аристократа и сильного, в то время как «доброе и злое» отражают мораль раба, обиженного и слабого.

Для Ницше «хорошее и плохое» отражают суждения владеющего собой человека. Для господина вещь хороша, если она способствует процветанию этого человека и увеличению его власти. Таким образом, победа в битве «хороша», поскольку она укрепляет его силу, но обильные пиры и приятное общество также хороши, как и искусство. Для господина «плохим» является просто все, что вредит удовольствию, процветанию и самоуправляемой власти. Поступать плохо, с этой точки зрения, значит делать что-то неразумное или контрпродуктивное, но это не источник вины, который есть «зло».

🔹 Ресентимент и мораль раба


Портрет Ницше

Портрет Ницше, Эдвард Мунк , 1906,
Галерея Тиля, Стокгольм


Альтернативный словарь «добра и зла» между тем строится не на вкусах и интересах сильных мира сего, а на ressentiment (слово, которое подразумевает не только негодование, но и подавление и собственную неполноценность) слабых. Понятие зла для Ницше является рационализацией негодования тех, у кого нет власти, вкуса или богатства, по отношению к тем, у кого они есть. В то время как «хорошее и плохое» полностью сосредоточено на интересах и природе самоуправляемого индивида, «добро и зло» апеллируют к интересам и природе внешнего наблюдателя. Самое важное, для Ницше, наблюдатель, вызываемый этим понятием зла, — это Бог. Этика Ницше находится в оппозиции к большинству других моральных философий, но особенно к кантовской деонтологии, которая описывает поступки как абсолютно добрые или злые.

Бог действует как своего рода трансцендентальное табло для действий и, как утверждает Ницше, может быть использован в качестве оправдания законов, которые отрицают ценность удовольствия, власти и искусства как целей, вместо этого вознаграждая добродетели угнетенных , бессильных, бедных и добрых. Таким образом, для Ницше мораль «добра и зла» является как моралью рабов , которые негодуют на власть и богатство своих хозяев, так и христианства , которое делает добродетелями то, что гомеровский аристократ называет «плохим». Для Ницше христианство является религией самоотречения, рожденной из психологических потребностей тех, кто не может достичь власти и статуса, что увековечивает «плохую совесть»: психическое смятение агрессии, вызванное отказом от выражения.

🔹 Воля к власти и сверхчеловек:
философия самосозидания Ницше


Фридрих Ницше

Фотография Ницше,
сделанная Фридрихом Германом Гартманом, около 1875 г.


Критика Ницше «рабской морали» тесно переплетена с другой его самой известной и загадочной концепцией: волей к власти. Воля к власти, которая явно ссылается на «волю к жизни» Шопенгауэра , описывает в философии Ницше стремление к самообладанию и творчеству. Хотя эта идея стала печально известной из-за ее кооптации в фашистскую риторику, Ницше стремится отличать власть от простой силы. Власть, по Ницше, описывает сеть взаимосвязанных состояний и практик, которые вращаются вокруг процесса эстетического самосозидания. Ницше явно отличает волю к власти от простого стремления находиться в положении власти. Воля к власти — это, напротив, творческое упражнение, процесс самопреобразования и артистизма.

Фотография Ницше в молодости, 1869 г.

Фридрих Ницше, Studio Gebrüder Siebe,
Лейпциг , 1869 год


Ницше также представлял себе фигуру, которая достигает этого радикального самосотворения, подразумеваемого волей к власти: « сверхчеловек » или «сверхчеловек». Сверхчеловек — часто неправильно понимаемая часть творчества Ницше, и это способствовало возникновению большого количества подозрений в том, что Ницше потенциально является протофашистом. Действительно, сверхчеловек представлен как самостоятельный и могущественный в отличие от общепринятой, доброй морали христианской слабости. Стоит отметить, однако, что Ницше рассматривает сверхчеловека как обязательно одинокую фигуру, а не как члена могущественного или привилегированного класса, и тип власти , который определяет эту фигуру в творчестве Ницше, скорее поэтичен, чем воинственен.

Ницше много писал на протяжении большей части своей жизни, создав относительно немного традиционно написанной философии, но большой том эссе, афоризмов, художественной литературы, поэзии и даже музыки. Многие из самых известных идей Ницше развиваются в серии его работ, появляясь снова и снова — часто в разных обличьях или с тонкими изменениями. Таким образом, трудно предложить убедительную иерархию важности в творчестве Ницше, но « Так говорил Заратустра» (1883) — это, возможно, его самая известная и — хотя и нетрадиционно — энциклопедическая работа. Заратустра — это самая полная картина Сверхчеловека, которую Ницше предлагает: фигура, которая говорит поэтически, переступает общественные нормы и стремится к красоте превыше всего остального. Книга следует за Христоподобным Заратустрой через серию сильно стилизованных отрывков, каждый из которых представлен как загадочная проповедь, произнесенная самим Заратустрой.

🔹 Вечное Возвращение


Страница из рукописи Теодора Пелекано

Страница из рукописи Теодора Пелекано в Codex Parisinus Graecus 2327 , 1478, на которой изображен уроборос — распространенный символ циклического возвращения, полученный с сайта Rosicrucian.org


Одна из идей, которая занимает видное место в «Заратустре» , — вечное возвращение или вечное повторение: представление о том, что время движется по кругу, вечно обреченное повторяться. Однако, возможно, самая известная формулировка вечного возвращения появляется в «Веселой науке» (1887) в отрывке под названием «Величайший вес» . Здесь Ницше предлагает вечное возвращение как своего рода мысленный эксперимент. Он просит нас представить, что однажды ночью нас посещает демон (один из многих в философии) и что этот демон открывает нам некую судьбоносную новость о жизни. Демон говорит:

Эту жизнь, как ты сейчас живешь и жил, тебе придется прожить еще раз и бесчисленное количество раз; и в ней не будет ничего нового, но каждая боль, и каждая радость, и каждая мысль, и вздох, и все невыразимо малое или великое в твоей жизни должно вернуться к тебе, все в той же последовательности и порядке — даже этот паук, и этот лунный свет между деревьями, и даже этот момент, и я сам…
(Веселая наука §341)

Но Ницше на самом деле интересует, как мы отреагируем на эту новость. Вопрос, который он задает, таков:

Разве вы не бросились бы ниц, не заскрежетали зубами и не прокляли бы демона, который так говорил? Или вы когда-нибудь пережили бы такой ужасный момент, когда бы вы ответили ему: «Ты бог, и никогда я не слышал ничего более божественного»
(Веселая наука §341)

«Так говорил Заратустра», обложка первого издания, 1883 г.

«Так говорил Заратустра», обложка первого издания, 1883 г.,
(через аукционы PBA)


Мысленный эксперимент раскрывает ряд центральных проблем ницшеанской философии. Возможно, наиболее поразительно то, что вопрос сформулирован не как рассмотрение всей жизни удовольствий и страданий, а как вопрос, касающийся самих высот экстаза и их способности оправдать вечность повторения. Эти восторженные эстетические переживания часто появляются в творчестве Ницше как высшее стремление жизни: случайное состояние, которое оправдывает все страдания и банальность. Заратустра представлен как архетипический создатель и ценитель этих возвышенных мгновений, а Воля к власти в значительной степени является стремлением и способностью населять жизнь такими переживаниями.

🔹 Любовь к судьбе у Ницше:
что такое Amor Fati?

Еще одна связанная проблема, поднятая вечным возвращением (которая снова всплывает в «Так говорил Заратустра» и «Ecce Homo» ), — это судьба. Судьба или необходимость возвращает нас к ressentiment , который для Ницше представляет собой основную ловушку современной ментальной жизни. То, о чем говорит нам наш ответ демону, — это наше отношение к непреложным фактам. Если мы скрежещем зубами и проклинаем демона, мы проклинаем саму необходимость, мы негодуем на те условия, которые мы не в состоянии изменить. Вечное возвращение направляет нас к любви к судьбе — amor fati Ницше — а не к отказу от нее. Если мы хотим назвать демона божественным, мы должны сначала принять все, что с нами случается, как необходимое.

Но прежде всего демон заставляет нас отвергать христианскую этику; нет смысла жертвовать этой жизнью ради небесного наслаждения, если вместо этого мы должны снова и снова переживать эту жизнь бесчисленное количество раз. Вечное возвращение представляется как лакмусовая бумажка ницшеанской этики: путеводный свет, по которому мы должны различать те действия, которые мы искренне желаем.

Фотография Ницше

Фотография Ницше перед смертью,
сделанная Гансом Олде в 1899 году


Если мы выбираем действовать способами, которые мы бы боялись испытать снова, то, как предполагает Ницше, мы избегаем властных стремлений к власти и экстазу и вызываем собственную нечистую совесть. Ницше призывает нас быть онтологически ответственными за наши действия, совершать их ради них самих. Как говорит Жиль Делез в «Ницше и философии» : «только то, чего ты также желаешь вечного возвращения», «устрани […] все, что можно желать только с оговоркой «один раз, только один раз»». Трудно понять, считал ли Ницше, что он жил в соответствии со своими собственными максимами. Ницше-человек, по всем данным, был интровертом и кротким человеком, внешне мало похожим на напыщенного Заратустру. Тем не менее, философия Ницше сохранилась для нас как проект художественного самосотворения par excellence. Ницше-философ представляет собой картину поэтического воображения и радикальной подрывной деятельности. В работах Мартина Хайдеггера, а также в более поздних экзистенциалистских мыслях и во многих работах, которые сейчас приблизительно называют постструктуралистскими (особенно в философии Делёза), Ницше вырисовывается как скептик морали и даже самой истины . Для Ницше философия — это задача утверждения жизни и прекрасного — бегства от оков подавления и банальности. Последние слова «Так говорил Заратустра» передают волю к власти, не как жестокую или насильственную, а как ярко выразительную: «Так говорил Заратустра, и он вышел из своей пещеры, сияющий и сильный, как утреннее солнце, выходящее из-за темных гор».




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Вy Moses May-Hobbs,
«Nietzsche: A Guide to His Most Famous Works and Ideas»