Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Как одна битва и один молодой фараон превратили Египет в сверхдержаву

Столкновение при Мегиддо в XV веке до н. э.

БИТВА ЗА ВОСТОК.
Столкновение при Мегиддо в XV веке до н. э. между Тутмосом III Египетским и ханаанскими повстанцами воссоздано в этой современной иллюстрации Джузеппе Равы.


По всему Леванту в 15 веке до нашей эры города восставали против недавно воцарившегося фараона Тутмоса III. Это было бы решающим испытанием его новой власти — и сможет ли он ее удержать.


Смерть царицы Хатшепсут открыла дверь восстанию в Леванте. После 22 лет правления она исчезла из истории, и Тутмос III занял трон Египта в одиночку. Коалиция ханаанских городов-государств, поддерживаемая империей Митанни и правителями Кадеша, начала восстание против нового фараона. Оно достигло апогея в окруженном стенами городе Мегиддо, на территории современного Израиля. Расположенный на равнине Эсдраелон, город мог контролировать два торговых пути, представлявших особый интерес: один, соединяющий с побережьем, а другой, ведущий на север в Кадеш. Поскольку это была первая военная кампания Тутмоса, давление на него было значительным.

🔹 Путь в Мегиддо

Согласно большой пропагандистской надписи на стенах Ах-Мену (храм Тутмоса III в Карнаке), молодой фараон собрал своих людей и начал поход из пограничной крепости Тьяру в восточной дельте, чтобы встретиться с этим могущественным врагом. Нет прямой информации о количестве мобилизованных солдат, хотя большинство ученых оценивают, что их, вероятно, было несколько тысяч. Также неизвестно, выступила ли вся армия из Египта или же подразделения, которые уже были размещены на азиатской территории, были включены позже.

Войскам потребовалось 10 дней, чтобы пройти так называемый Путь Гора, к северу от Синая, и достичь Газы. Расстояние составляет около 125 миль, что указывает на то, что солдаты проходили в среднем 12,5 миль в день. Из Газы они двинулись в анклав Йехем, примерно в 25 милях от Мегиддо. Там фараон встретился со своими офицерами, чтобы оценить ситуацию и решить, какой из трех существующих маршрутов в Мегиддо будет наиболее подходящим. Северный маршрут пересекал земли Зефти; южный маршрут приведет их близко к Таанаху; центральный и самый опасный маршрут направит их через узкий перевал Аруна. Анналы Тутмоса III, пропагандистская запись его военных кампаний, вписанная в храм Амона-Ра в Карнаке, подробно описывают, как Тутмос принимает решение.

статуя Тутмоса III

Эта граувакковая статуя Тутмоса III изображает фараона в немесе (королевском головном уборе) с уреем (защитной коброй фараонов) на лбу. Музей Луксора, Египет.


Его генералы убеждали его не заставлять их брать перевал Аруна. «Пусть наш победоносный Господь пройдет по дороге, которую он пожелает; но пусть он не заставит нас идти по (самому) опасному маршруту».

Но Тутмос был полон решимости бросить вызов своим врагам и, выбрав самый опасный маршрут, показать, что он их не боится. Он поклялся богом солнца Амоном-Ра, сказав: «Мое Величество пройдет по этой дороге Аруна!» Он также решил, что сам поведет армию через узкий проход. «Никто не должен идти по этой дороге впереди моего Величества, и (когда пришло время) он сам шел во главе своей армии, показывая путь своими собственными шагами». Выбранный им маршрут был чуть более восьми миль длиной, а его части имели ширину всего 30 футов. С крутыми стенами по обеим сторонам это было идеальное место для врага, чтобы устроить засаду наступающей армии сверху, так как не было места для маневра. Однако, предполагая, что египтяне никогда не рискнут так безрассудно выставить себя напоказ, враг разместил солдат только на двух других путях. Армия Тутмоса смогла пройти маршрут через перевал Аруна за один день без каких-либо проблем. Солдаты вышли в долину Кина, к изумлению вражеских войск, расположившихся лагерем недалеко от города Мегиддо.

🔹 Египетское наступление

На рассвете следующего дня египетская армия была мобилизована, разделившись и развернувшись тремя крупными отрядами, которые выдвинулись полумесяцем к лагерю азиатских войск к югу от Мегиддо. Надпись в Карнаке гласит: «Южный фланг армии его величества находился на холме к югу от Кины [ручья], а северный фланг – к северо-западу от Мегиддо, в то время как его величество находился в центре, [Амон] защищал его (в) смятении, и сила [Сета] наполняла его члены».

Гробница Аменемхеба, военачальника Тутмоса III

Гробница Аменемхеба, военачальника Тутмоса III. На перемычке изображён покойный в сцене охоты. Фиванский некрополь шейха Абд эль-Курны.


Военные сановники Древнего Египта, добившиеся славы и богатства, могли рассчитывать на роскошную гробницу. На стене гробницы частично сохранились записи о подвигах полководца Тутмоса III Аменемхеба (по прозвищу Маху). Они свидетельствуют о том, что он сражался во многих азиатских походах, убивая и пленяя врагов, собирая значительную добычу и получая от Тутмоса III повышения и дорогие подарки. Они также рассказывают о нескольких любопытных эпизодах, например, о том, как он убил кобылу в охоте, которую правитель Кадеша послал в ряды египетских колесниц, чтобы отвлечь лошадей, или о том, как он помог фараону убить слона после военной операции в Сирии. Это упоминание даёт убедительное доказательство того, что фараоны того времени охотились на слонов в сирийском регионе Нийя после сражений с северными врагами.

Этот манёвр вызвал панику среди вражеских воинов; многие из них покинули свои шатры и устремились к Мегиддо. Войска фараона приступили к разграблению их лагеря, что позволило многим азиатским войскам спастись бегством.

Тутмос III ведёт свои войска к Мегиддо

УЗКИЙ ПРОХОД.
Тутмос III ведёт свои войска к Мегиддо через опасный перевал Аруна. Выбор этого маршрута был смелой инициативой, позволившей фараону застать врага врасплох.


Некоторых азиатских военачальников те, кто защищал город, подняли наверх, через стены Мегиддо. Другие, должно быть, бежали на север, чтобы уйти как можно дальше от египетских войск. Хроники с горечью отмечают, что если бы воины Тутмоса III преследовали бегущих на этом этапе сражения, победа была бы быстрой и окончательной: «Когда они [вражеские вожди] увидели, что его величество подавляет их, они бежали [в] Мегиддо с испуганными лицами, бросив своих коней, свои колесницы из золота и серебра, чтобы их подняли в город, хватаясь за одежды. Ибо жители заперли за собой город, и теперь они [спускали] одежды, чтобы поднять их в город. Если бы войска его величества не вознамерились разграбить имущество врагов, они бы [захватили] Мегиддо в тот же миг». Эта часть была похожа не столько на битву, сколько на серию стычек с наступающими египтянами.

Мегиддо контролировал важный торговый путь,

МИССИЯ МЕГИДДО
Расположенный на холме на севере современного Израиля, Мегиддо контролировал важный торговый путь, связывающий Египет с Месопотамией в середине XV века до н. э.


🔹 Осада и победа

Столкнувшись с невозможностью взять город штурмом, египтяне решили осадить его, построив ряд укреплений из древесины, добытой в окрестностях. В «Анналах» Тутмоса III говорится, как он подчёркивал стратегическую важность завоевания Мегиддо: «Каждый князь каждой [северной] земли заперт в нём, взятие Мегиддо — это взятие тысячи городов!»

Наконец, после семи месяцев осады, город сдался. Среди захваченных в плен вражеских вождей был правитель Мегиддо. Однако принцу Кадеша, главнокомандующему азиатской коалиции, удалось бежать.

🔹 Перевал Аруна


Перевал Аруна

Перевал Аруна


Ключевым моментом триумфального первого похода Тутмоса III и завоевания Мегиддо стало смелое решение фараона войти в перевал Аруна. Ханаанские войска оставили этот путь без охраны, полагая, что фараон не подвергнет свою армию возможности смертоносной атаки с возвышенностей по обе стороны ущелья. Выбрав этот рискованный маршрут, египетские войска смогли застать противника врасплох в Мегиддо, крепости, где были сосредоточены войска князей Ретжену (так египтяне называли регион Сирии и Ханаана). Египтяне не дали противнику времени на ответ.

На рассвете следующего дня они развернулись тремя отрядами и двинулись на хананеев и их союзников, намереваясь подавить их фланги и сокрушить. Тутмос III находился в центральном отряде. Не в силах противостоять натиску, азиатские войска в беспорядке бежали, а несколько их вождей нашли убежище в окруженном стенами городе Мегиддо, пока египтяне грабили их лагерь. Поскольку защитники крепости Мегиддо закрыли ворота, чтобы не дать египтянам прорваться внутрь, бегущих военачальников пришлось с позором перебрасывать через городскую стену на верёвках, привязанных к их одежде. Мегиддо пал после семи месяцев осады.

🔹 Необычайная добыча

Письменные источники сохранили длинный и подробный список добычи, полученной после завоевания Мегиддо. В нём указывается, что число убитых врагов составило 83 человека, а пленных – 340, но эти цифры, возможно, включают только тех, кто считался значимым.

Победная стела Джабаль-Баркал, воздвигнутая Тутмосом III в Нубии

Победная стела Джабаль-Баркал, воздвигнутая Тутмосом III в Нубии, рассказывает о нескольких его походах в Азию. Музей изящных искусств, Бостон.


ПОСЛЕ ПОБЕДЫ ПРИ МЕГИДДО Тутмос укрепил свою власть на севере, в Азии, и на юге, в Нубии. На 33-м году своего правления он начал прямое наступление на империю Митанни, которая спонсировала антиегипетские волнения. Митанни лежала за рекой Евфрат, поэтому Тутмос переправлял лодки на повозках, запряженных волами, из прибрежного города Библ (ныне Ливан). Используя эти лодки, египтяне смогли пересечь Евфрат, сокрушив государство Митанни и укрепив власть Египта над всем регионом. Тутмос III воздвиг победную стелу далеко на юге своих владений, в Джабаль-Баркале в Нубии, ныне на территории Судана. Он характеризовал себя как завоевателя как южан, так и северян, «который истребляет племена Азии... и который поражает кочевников Нубии». Помимо стад, провизии и других ценностей, египетская армия захватила 2041 лошадь; 924 колесницы, среди которых были колесницы, украшенные золотом, принадлежавшие правителям Кадеша и Мегиддо; 200 комплектов доспехов; и 502 составных лука. Эти луки месопотамского происхождения были очень дорогими и пользовались большим спросом. Доспехи, сделанные из закалённой кожи или бронзовой кольчуги, были новаторством в то время. О шлемах не упоминается, хотя они были широко распространены во времена правления Тутмоса III. Об этом свидетельствуют как списки дани из Азии, так и росписи в некоторых частных фиванских гробницах, на которых иностранцы, платящие дань, изображены в шлемах.

Сцена охоты с изображением возничего

Сцена охоты с изображением возничего украшает золотое блюдо из Сирии, относящееся к периоду правления Тутмоса III в регионе. Лувр, Париж.


🔹 Миф и могущество

Непосредственным следствием победы стало укрепление власти фараона над большей частью территории современного Израиля и Палестины. Эта ошеломляющая победа и расширение власти фараона запечатлелись в египетском воображении как начало новой эпохи регионального величия.

Генерал Джехути, назначенный Тутмосом наместником завоеванных территорий, позже будет увековечен как герой древнеегипетского сказания «Взятие Иоппии». Повествуя о том, как Джехути использовал свою изобретательность, чтобы завоевать город Иоппию (современная Яффа, недалеко от Тель-Авива, Израиль), тайно доставляя в город солдат, спрятанных в корзинах, эта история опередила сюжетный прием с троянским конем, использованный в эпической поэме Гомера « Илиада» . Она также является вероятным источником для арабской народной сказки «Али-Баба и 40 разбойников», в которой одноимённые воры пытаются пробраться в дом в кувшинах с ламповым маслом.

Рельеф символизирует победы Тутмоса III над его врагами

ТУТМОС ЗАВОЕВАТЕЛЬ
Этот рельеф на седьмом пилоне Карнакского храмового комплекса символизирует победы Тутмоса III над его врагами, которые съеживаются, когда он готовится сокрушить их своей булавой.


Мегиддо не только вдохновил на создание великих историй, но и создал новые политические и дипломатические реалии в регионе: новые ханаанские территории стали для Египта более удобной отправной точкой для будущих походов в Месопотамию. Известие о впечатляющей победе побудило монархии Ближнего Востока отправить послов в Фивы, столицу Египта, с роскошными дарами в надежде снискать расположение фараона.

После своей победы Тутмос III использовал свое положение для расширения власти Египта в Азии посредством амбициозной программы завоеваний в Сирии. Анналы, начертанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке, упоминают 16 других кампаний, хотя в некоторых случаях подробности не сохранились. Эти военные операции проходили между 1454 и 1437 годами до н. э. и могут быть разделены на отдельные этапы. Первый этап включал в себя завоевание важных портовых городов, таких как Уллаза и Симира, для облегчения транспортировки в Египет и из Египта и обеспечения мест хранения. Второй этап включал в себя оккупацию большей части центральной Сирии, тем самым нейтрализовав мощь города Кадеш. Третий этап состоял из прямого нападения на территории Митанни, в то время как четвёртый этап включал серию кампаний, направленных на подавление восстаний на некоторых завоёванных территориях.

🔹 Египетская экспансия

Военные кампании Тутмоса III помогли Египту получить контроль над Мегиддо и расширить свое влияние в регионе.

Египетские походы в Левант

Египетские походы в Левант


Даже учитывая кампанию Тутмоса по самомифологизации и неизбежное преувеличение, присущее притязаниям и хвастовству «Анналов Тутмоса III», многие учёные считают детали этого повествования надёжным источником. Фактически, битва при Мегиддо — одно из самых ранних хорошо задокументированных сражений в истории. Этот важнейший поворотный момент не только расширил египетские владения, но и ознаменовал первый самостоятельный успех одного из величайших полководцев Древнего Египта.


Храм Амона-Ра в Карнаке

ХРАМ АМОНА-РА В КАРНАКЕ.
На фотографии изображены обелиски, воздвигнутые в храме Тутмосом I, дедом Тутмоса III, и царицей Хатшепсут. Один из обелисков, воздвигнутых Тутмосом III в Карнаке, сейчас находится в Риме.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Javier Martínez Babón,
«How a single battle—and one young pharaoh—turned Egypt into a superpower»