Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Проект «Азориан» – подъем затонувшей советской подводной лодки К-129

Проект «Азориан»

Проект «Азориан» (англ. Project Azorian) — кодовое название секретной операции, проведённой в 1974 году ЦРУ США по подъёму советской подводной лодки К-129, затонувшей в марте 1968 года на расстоянии 1560 морских миль (2890 км) от побережья Гавайских островов. В некоторых источниках операция называется «Дженнифер», в то время как этим кодовым словом именовалось помещение, где разрабатывался проект.


Проект «Азориан», также известный в прессе как «Дженнифер» по названию собственного подразделения строгого режима, был кодовым названием проекта Центрального разведывательного управления США (ЦРУ). Этот проект предусматривал в 1974 году поднятие со дна Тихого океана затонувшей советской подводной лодки К-129 .

Для этой миссии они использовали корабль Hughes Glomar Explorer, построенный специально для этого судна. Крушение K-129 в 1968 году произошло примерно в 1560 морских милях к северо-западу от Гавайских островов. Проект «Азориан» был одной из самых сложных, дорогостоящих и секретных разведывательных операций холодной войны, обошедшейся примерно в 800 миллионов долларов, или 3,8 миллиарда долларов в ценах 2016 года.

USS Halibut SSGN-587

USS Halibut SSGN-587


Помимо проектирования подъемной люльки и спасательного судна, США использовали концепции, разработанные компанией Global Marine. Таким образом, они смогли применить высокоточное стабилизирующее оборудование, которое удерживало корабль практически неподвижно над целью. Это должно было быть сделано во время спуска почти трех миль трубы. Они сотрудничали с учеными для разработки методов сохранения бумаги, которая находилась под водой в течение многих лет, в надежде на возможность прочтения и извлечения кодовых книг подводной лодки. Одной из причин, побудивших к этому проекту, были предположения о наличии в этом месте действующей ядерной ракеты, а также криптографических документов.

После того, как Советский Союз завершил свои безуспешные поиски К-129, США начали собственные поиски. Они использовали акустические данные с четырех станций AFTAC, и система SOSUS «Адак» смогла обнаружить обломки подводной лодки в пределах пяти морских миль.

Подводная лодка USS Halibut использовала гидролокатор Fish, разработанный для работы на экстремальных глубинах, чтобы наблюдать за объектами на морском дне. Операции по подъему обломков начались в международных водах примерно шесть лет спустя с предполагаемой коммерческой целью добычи марганцевых конкреций на морском дне. Этими работами занимался Говард Хьюз на борту судна Hughes Glomar Explorer. Во время попытки поднять часть обломков корабля K-129 произошла механическая поломка захвата, в результате чего две трети поднятой части обломков отломились.

🔷 Обломки К-129


Подводная лодка К-129 класса «Гольф II»,

Подводная лодка К-129 класса «Гольф II», оснащенная
баллистическими ракетами, бортовой номер 722.


В апреле 1968 года советский Тихоокеанский флот был развернут в северной части Тихого океана и участвовал в ряде «необычных» поисковых операций. Активность оценивалась Управлением военно-морской разведки (УНИ). Это могло быть реакцией на потерю советской подводной лодки. Поиски советских надводных кораблей были сосредоточены на районах, известных как маршруты стратегических баллистических ракетных дизель-подводных лодок класса «Золото-II». Эти подводные лодки доставляли три атомные ракеты с удлиненной рубкой и регулярно находились в пределах досягаемости ракет у западного побережья США.

Американской сети гидрофонов SOSUS (Sea Spider), расположенной в северной части Тихого океана, было поручено проанализировать записи в надежде обнаружить взрыв или имплозию, связанные с такой потерей. Военно-морская база Пойнт-Сур, расположенная к югу от Монтерея, штат Калифорния, смогла выделить звуковой сигнал на низкочастотной антенной решетке (LOFAR), который зафиксировал событие имплозии, произошедшее 8 марта 1968 года.

Используя данные о времени и дате происшествия, полученные с помощью навигационной станции NavFAc Point Sur, навигационная станция NavFac Adak и навигационная станция NAVFAC западного побережья США также смогли изолировать звуковой след. С помощью пяти линий SOSUS военно-морская разведка смогла определить место крушения K-129 в районе 40,1° северной широты и 179,9° восточной долготы.

После нескольких недель поисков советским войскам так и не удалось обнаружить затонувший корабль. Постепенно операции Тихоокеанского флота СССР вернулись к нормальному режиму. В июле 1968 года ВМС США начали операцию «Песчаный доллар». Они направили подводную лодку USS Halibut из Перл-Харбора к месту крушения. Целью операции «Песчаный доллар» было обнаружение и фотографирование К -129 . В 1965 году Halibut была переоборудована для использования глубоководного поискового оборудования.

На тот момент американская подводная лодка была единственной, специально оборудованной таким образом. Зона поиска SOCUS составляла 1200 квадратных миль, а затонувший корабль находился на глубине около 3 миль. «Халибут» смог обнаружить обломки после трех недель визуального поиска с использованием роботизированных камер с дистанционным управлением.

Документально подтверждено, что в течение следующих нескольких недель экипаж «Халибута» сделал 20 000 фотографий крупным планом, чтобы запечатлеть каждый аспект крушения К-129. Это был подвиг для «Халибута»; они получили специальную секретную награду от президента США, подписанную Линдоном Б. Джонсоном в 1968 году. Еще одно крушение 1968 года — это крушение американской атомной подводной лодки «Скорпион». Оно произошло в Атлантике, и на его поиски ушло пять месяцев.

Однотипный корабль класса К-129, Golf II

Однотипный корабль класса К-129, Golf II


В 1970 году, основываясь на фотографии, министр обороны Мелвин Лэрд и тогдашний советник по национальной безопасности Генри Киссинджер предложили секретный план. Он заключался в том, чтобы поднять обломки самолета, чтобы США могли изучить советские ядерные ракетные технологии, а также, возможно, извлечь криптографические материалы. Предложение было принято президентом Ричардом Никсоном, и ЦРУ было поручено попытаться поднять обломки. Затем они должны были построить «Гломар Эксплорер» и использовать его в качестве прикрытия.

Компания Global Marine Development Inc. была научно-исследовательским подразделением Global Marine Inc., пионера в области глубоководного и морского бурения. Эта компания получила контракт на проектирование, создание и эксплуатацию судна Hughes Glomar Explorer с целью тайного подъема затонувшей советской подводной лодки со дна океана. Судно было построено на верфи Sun Shipbuilding недалеко от Филадельфии.

Бизнесмен-миллиардер Говард Хьюз (чьи компании в то время были подрядчиками по нескольким секретным контрактам на поставку американского военного оружия, спутников и самолетов) согласился использовать свое имя в проекте, чтобы создать видимость того, что судно добывает марганцевые конкреции со дна океана. Хьюз и его компании не имели никакого отношения к проекту. Обломки К-129 были сфотографированы на глубине более 16 000 футов. На такой глубине спасательная операция была бы невозможна для любого судна, когда-либо подвергавшегося подъему. 1 ноября 1972 года начались работы над судном Hughes Glomar Explorer водоизмещением 63 000 тонн и длиной 619 футов , также известным как HGE.

🔷 Восстановление


Исследовательское судно Хьюза Гломар

Исследовательское судно Хьюза Гломар


На борту исследовательского судна Hughes Glomar Explorer использовалась большая механическая клешня. Компания Lockheed назвала это оборудование «захватывающим аппаратом», но его ласково прозвали Клементиной. Захватывающий аппарат предназначался для спуска на дно океана.

Оно захватывало бы целевую секцию подводной лодки, а затем поднимало бы её в трюм корабля. Одним из требований к этой технологии было обеспечение стабильности плавучей базы и её фиксации в заданном положении над фиксированной точкой на глубине 16 000 футов ниже поверхности океана.

Подъемное судно опускалось и поднималось на тросе, аналогичном тем, которые используются на нефтяных буровых установках. Секция за секцией стальные трубы длиной 60 футов соединялись вместе, чтобы опустить захватный механизм через отверстие в середине судна. Эта конструкция была разработана компанией Western Gear Corporation из Эверетта, штат Вашингтон. После успешного захвата захватным механизмом, подъемный механизм выполнял обратный процесс, при этом 60-футовые секции поднимались и удалялись одновременно. Затем спасенный «целевой объект» втягивался в специальный бассейн, после чего двери закрывались, образуя пол для спасенной секции. Это позволяло проводить весь процесс подъема под водой, вне поля зрения спутников-шпионов, самолетов и других судов.

Отплыв на расстояние 3008 морских миль от Лонг-Бич, Калифорния, 20 июня 1974 года, судно Hughes Glomar Explorer прибыло на место подъема 4 июля. Операция по подъему продолжалась более месяца. В течение этого периода к месту работ Glomar Explorer прибывали как минимум два корабля советского военно-морского флота : океанский буксир СБ-10 и советский корабль обеспечения полигонов «Чазма» .

После 1991 года выяснилось, что Советский Союз был проинформирован об операциях и знал о планах ЦРУ провести некую спасательную операцию, хотя военное командование не считало это возможным и игнорировало другие предупреждения разведки. Позже советский посол Донрынин начал рассылать срочные сообщения, предупреждая о предстоящей операции. Советские военно-инженерные специалисты пересмотрели свою позицию и заявили, что поднять корабли К-19 можно в районе, где им было приказано сообщать о любой подозрительной активности. Отсутствие точных сведений о местонахождении К-129 не позволило им остановить спасательные работы.

Генерал-майор США Роланд Лажуа заявил (и это согласно информации, полученной им от ЦРУ), что во время операции по подъему подводной лодки «Клементина» произошла катастрофическая поломка, в результате которой две трети поднятой части К-129 затонули обратно на дно океана. Бывшие сотрудники компаний Hughes Global Marine и Lockheed, работавшие над операцией, заявили, что несколько захватных устройств, предназначенных для захвата подводной лодки, сломались. Возможно, это произошло из-за того, что они были изготовлены из мартенситной стали — очень прочной стали, но не очень гибкой по сравнению с другими типами стали.

В поднятом со дна отсеке находились две ядерные торпеды, так что проект «Азориан» не был полным провалом. Также были обнаружены тела шести членов экипажа, которым были оказаны поминальные почести с воинскими церемониями. Из-за опасений по поводу радиоактивности их похоронили в море в металлическом гробу.

Некоторые другие члены экипажа сообщили, что на борту были обнаружены кодовые книги и другие предметы, представляющие интерес для сотрудников ЦРУ. Кроме того, изображения распечаток инвентаризации свидетельствуют о том, что были также обнаружены различные компоненты подводной лодки, такие как крышки люков, приборы и гидролокационное оборудование. В документах Уайта также говорится, что корабельный колокол был найден и впоследствии возвращен в Советский Союз в рамках дипломатической инициативы. ЦРУ считает этот проект одним из лучших разведывательных бунтов времен холодной войны.

Вся операция по подъему затонувших судов была заснята съемочной группой ЦРУ, но этот фильм до сих пор засекречен. Небольшая часть фильма, показывающая извлечение и захоронение в море шести тел, была передана российскому правительству в 1992 году.

🔷 Статья опубликована в газете The New York Times

Джеку Андерсону приписывают публикацию истории о судне Hughes Glomar Explorer, которая получила широкую огласку по всей стране. Он отклонил просьбу директора Центрального разведывательного управления Уильяма Колби засекретить эту историю.

Андерсон заявил, что обнародовал эту историю, потому что специалисты ВМС сообщили нам, что затонувшая подводная лодка не хранила никаких настоящих секретов и что проект был пустой тратой денег налогоплательщиков.

Судно Glomar Explorer

Судно Glomar Explorer было законсервировано в заливе Суисун,
штат Калифорния, в июне 1993 года


В феврале 1975 года журналист-расследователь и бывший сотрудник New York Times Сеймур Херш планировал опубликовать статью о проекте «Азориан». В 2005 году Билл Ковач, руководитель вашингтонского бюро New York Times, заявил, что правительство представило убедительные аргументы в пользу задержки публикации. Раскрытие информации в то время, когда проект еще находился в разработке, могло бы вызвать международный инцидент. New York Times опубликовала свою статью в марте 1975 года. Это произошло после того, как статья появилась в Los Angeles Times, и она включала пятипараграфное объяснение нескольких поворотов и событий на пути к публикации статьи. Директор ЦРУ Джордж Буш-старший неоднократно докладывал президенту США Джеральду Форду о сообщениях в СМИ и будущем использовании корабля. ЦРУ пришло к выводу, что неясно, какие действия, если таковые вообще были, предпринял Советский Союз после того, как узнал об этой истории.

🔷 Запрос в соответствии с Законом о свободе
информации и ответ компании Glomar

После того, как в СМИ появились сообщения о попытках ЦРУ заблокировать публикации о проекте «Азориан», журналистка Харриет Энн Филлиппи подала в ЦРУ запрос в соответствии с Законом о свободе информации с просьбой предоставить любые документы, касающиеся этих попыток сокрытия информации.

ЦРУ отказалось как подтвердить, так и опровергнуть существование подобных документов.

🔷 Видео выпущено в 1998 году

Видеозапись поминальной службы 1974 года по шести советским морякам была переслана из США в Россию в начале 1990-х годов. Части видео были показаны в телевизионных документальных фильмах о проекте «Азориан». В том числе в специальном выпуске Discovery Channel 1998 года под названием «Вопрос национальной безопасности», основанном на книге Клайда У. Берлесона «Проект Дженнифер». В 1999 году он был повторно показан в эпизоде NOVA, посвященном холодной войне, на канале PBS.

🔷 Опубликованная в 2010 году статья ЦРУ 1985 годаr

В феврале 2010 года ЦРУ опубликовало статью из осеннего номера 1985 года внутреннего журнала ЦРУ под названием «Исследования в области разведки». За этим последовало обращение Мэтью Эйда из Национального архива национальной безопасности с просьбой рассекретить содержание статьи в соответствии с Законом США о свободе информации.

Что именно удалось спасти в ходе операции, осталось неясным. Отчет был написан участником проекта «Азориан», личность которого не была установлена.

🔷 Выпуск 2010 года записи заседания
кабинета министров президента Форда

В период после публикации статьи Сеймура Херша «Проект Дженнифер» президент США Джеральд Форд, министр обороны Джеймс Р. Шлезингер, Филип Бухен, Джон О. Марш-младший, генерал-лейтенант Брент Скоукрофт, посол Дональд Рамсфельд и Уильям Колби обсуждали утечку информации и то, отреагирует ли администрация Форда на статью Херша. На заседании кабинета министров 19 марта 1975 года (в тот же день, когда газета The New York Times опубликовала свою статью) министр обороны Шлезингер заявил, что эта операция является крупным достижением Америки. Операция – это чудо сохранения секретности.

Использование слов «крупнейшее американское достижение» и «чудо» для описания операции «Матадор» ясно указывает на то, что министр обороны подчеркнул необходимость публичного подтверждения какого-либо успеха. Уильям Колби, директор ЦРУ, заявил, что, по его мнению, не следует оказывать давление на Советский Союз с целью получения ответа. Результатом встречи стало замалчивание; это побудило газету Los Angeles Times на следующий день опубликовать статью Джека Нельсона на четырех страницах под заголовком «Администрация не хочет говорить о подводной лодке, поднятой ЦРУ».

🔷 Теория заговора

Журнал Time также опубликовал судебный документ, поданный Мортоном Х. Хальперином и Фелис Д. Коэн от имени проекта «Военный аудит», в котором предполагалось, что целью проекта будет поднятие советской подводной лодки. Само по себе это могло быть прикрытием для другой секретной миссии. В качестве возможных целей секретной миссии они перечислили прослушивание подводных коммуникационных кабелей, установку подводной ракетной шахты, а также ремонт и установку систем наблюдения для мониторинга перемещений подводных лодок и кораблей.

Место обнаружения К-129

Место обнаружения К-129


🔷 Новые показания очевидцев

Книга «Красный ноябрь»: Секретная американо-советская подводная война» содержала подробный рассказ Джо Хьюстона о проекте «Азорян». Он был ведущим инженером, разработавшим передовые системы камер, которые использовались командой «Гломар Эксплорер» для получения изображений К-129 на дне океана. Команде нужны были снимки, которые позволили бы получить точные измерения для создания захватного манипулятора и других систем, использованных для подъема затонувшей подводной лодки на поверхность.

Хьюстон работал на таинственного мистера П (Джона Парангоски), который на самом деле работал на заместителя директора ЦРУ Карла Э. Дакетта — они были двумя руководителями проекта «Азориан». Позже Дакетт работал с Хьюстоном в другой компании. Говорили, что ЦРУ, возможно, извлекло из обломков К-129 больше информации, чем было заявлено общественности. Рид также подробно рассказал о том, как технология мини-подводных лодок, использованная подводной лодкой «Халибут» для обнаружения К-129, также применялась в более поздней операции «Айви Беллс» по прослушиванию подводных советских коммуникационных кабелей.

Документальный фильм под названием «Азориан: Подъем К-129» был снят Майклом Уайтом и выпущен в 2009 году. В создании системы подъема тяжелых грузов Hughes Glomar Explorer и захватного судна Lockheed (Claw или CV) принимали участие три основных специалиста. Они дали интервью перед камерой. Эти люди также находились на корабле во время операции и принимали непосредственное участие в поисково-спасательной миссии. Это Раймонд Фельфман (старший инженер Lockheed Ocean Systems), Чарли Джонсон (инженер Global Marine по подъему тяжелых грузов) и Шерман Уэмор (менеджер по операциям по подъему тяжелых грузов Global Marine).

Эти трое и другие не находились на борту во время подъема, но были допущены ко всем аспектам операции. Было подтверждено, что в итоге удалось поднять только 38 футов носовой части. Целью было поднять передние две трети К-129 , отделившиеся от задней части подводной лодки и выбранные в качестве целевого объекта (ТО). Подводное судно успешно подняло ТО со дна океана. Но во время подъема отказ части подводного судна привел к потере управления на глубине 100 футов, включая потерю рубки ТО.

В октябре 2010 года вышла книга Майкла Уайта и Нормана Полмара, основанная на фильме «Проект Азориан: ЦРУ и поднятие подводной лодки К-129» . Книга содержит дополнительные документальные свидетельства об усилиях по обнаружению подводной лодки и операции по её подъему.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Вy Ian Harvey,
«Project Azorian – recovery of the sunken Soviet submarine K-129»