5 апреля — китайский день поминовения усопших. Большинство наших сограждан наверняка слабо представляют, какой у китайцев похоронный ритуал и как выглядят китайские кладбища. Зачем умершим китайским старикам на том свете бумажные джинсы и бумажные унитазы и почему они обязательно должны быть подписаны — об этом пишет журналист-путешественник Григорий Кубатьян.
Похоронные
обряды китайцев Борнео
Дом в порядке, полы
выметены, на столе цветы в вазе – сегодня особенный день в жизни Гордона, три
года со дня смерти отца. Гордон идёт по своему красивому дому и зажигает
ароматические палочки на всех пяти его алтарях. Возле главного, семейного, он
задерживается. Там под доской с иероглифами уже выставлены щедрые угощения в
круглых мисках: рисовая каша, ветчина, кусок жареной утки, десерт и фрукты, всё
как любил отец. В маленькие чашечки разлит зелёный чай.
Вообще-то алтарь
принадлежит всем предкам, но сегодняшний день посвящён отцу Гордона, и банкет
организован в его честь. Красная лампа над алтарём подсвечивает подношения. «Это чтобы предки знали, что именно для них
приготовили», - шутит Гордон. После того, как предки оценят оказанное им
внимание, еда попадёт на обеденный стол.
Гордон – 43-летний
банковский служащий, малайский китаец. Его настоящее имя Чон Чень Минь, а
Гордоном он представляется для иностранцев, неспособных запомнить ни слова
по-китайски. Гордон родился и вырос в портовом городе Сандакан на
северо-востоке острова Борнео. У него круглое доброжелательное лицо и печальные
глаза. Недостаток волос на голове он скрывает под бейсболкой, которых у него
целая коллекция.
Гордон считает себя
неверующим, но его жизнь окружена мистическими предметами. Статуэтки кошек на
тумбочке связаны цепочкой, чтобы не распадались семейные узы: Гордон живёт с
мамой и сестрой, и они очень дружны.
Над входной дверью
укреплён восьмигранный амулет и острая вилка, чтобы отпугнуть прочь злых духов.
И конечно, алтари всевозможных божеств. В «подвальчике» под алтарём предков
примостился Тидзу, бог подземного царства.
Перед входом в дом
дежурит Мансан, покровитель входящих и выходящих. Выше укреплён алтарь Тенсена,
бога неба, отвечающего за весь дом в целом. На кухне особый алтарь – там
расположился Дзао Чунь, бог еды. С последним связана любопытная, хоть и
грустная история.
Дзао Чунь был игроком,
проигравшим в кости деньги, дом и даже собственную жену. Скитаясь и
попрошайничая, однажды он встретил её на улице. Бывшая жена пожалела его и
привела в новый дом, чтобы накормить. Внезапно вернулся её новый муж. Боясь его
гнева, она спрятала попрошайку в кухонный очаг. Не зная об этом, новый муж
прошёл на кухню и разжёг огонь. Бродяга сгорел и попал на небо. Но Бог решил
послать Дзао Чуня назад, чтобы тот искупил свои грехи – служил в качестве духа
кухни и заодно присматривал за людьми: честно ли живут, не грешат ли?
Каждый год за неделю до
начала Китайского Нового года дух кухни отправляется с отчётом на небеса. В
этот день с самого утра духа «угощают» сладким, чтобы рассказывал только
хорошее.
Все алтари в доме у
Гордона красного цвета, столь любимого китайцами, - это цвет радости и
счастья. Лишь покойных нельзя одевать в красный цвет, чтобы их души не
превратились в привидения. Погребальные традиции очень важны в китайской
культуре. Неправильно проведённая церемония может навлечь неприятности и
неудачу на всю семью.
«Мой
отец хотел умереть дома в кругу семьи. Хотел, чтобы я забрал его из больницы.
Но я не верил, что он умрёт. И не сделал этого», -
вспоминает Гордон, в глазах его слёзы. –
«На могиле отца я сжёг бумажный дом, машину и игру маджонг. Пусть в другом мире
ему живётся радостно».
Китайское
кладбище
|
Сжигание бумажных
предметов – важный ритуал в китайской похоронной традиции. Китайцы верят, в
другой жизни, какой бы она ни была, сожжённые предметы обернутся настоящими, и
поэтому готовы тратить уйму денег на изготовление «загробных богатств».
Бумажный дом, автомобиль или катер несут во время траурной процессии до самого
кладбища и сжигают перед погребением покойного.
Изготовить достойный
бумажный макет – задача непростая, тут требуется помощь специалистов, таких как
мастер Лу Хон По. Его лавка «Сианг Яо Трейдинг» расположена в двух минутах
ходьбы от дома Гордона, напротив стоящего на холме буддистского храма.
Мне как
иностранцу очень любопытно познакомиться с такой экзотической профессией, как
изготовитель похоронных богатств. На всякий случай Гордон предостерегает меня
от покупки бумажных поделок в качестве сувениров, как поступают некоторые
западные туристы. Принести такой «сувенир» в дом – всё равно что купить без
надобности гроб или похоронный венок – это может привлечь в дом неудачу и даже
смерть кого-либо из близких. Я обещаю ничего не приобретать.
«Это
самый уважаемый мастер в Сандакане, - рассказывает
Гордон, пока мы идём в лавку. – Есть в
нашем городе и другие, но он – лучший».
64-летнего Лу Хон
По мы застаём на пороге мастерской. Острым ножом старик расщепляет бамбуковый
стебель на тонкие рейки. Бамбуковая щепа, картон, цветная бумага и клей – из
этих строительных материалов мастер готов собрать любой предмет по заказу
клиента. На полках его мастерской уже стоят несколько клееных домов, остовы
автомобилей и даже каркас коня.
Лу Хон По родился в
Гонконге, но в годовалом возрасте вместе с семьёй переехал на Борнео.
Изготовление похоронных подарков – семейный бизнес. Мастер с 10 лет помогал
отцу, а теперь в мастерской с ним работают двое взрослых сыновей и дочь. Для
строительства домов и автомобилей старик использует упаковочные коробки из-под
холодильников и стиральных машин. Лу Хон По сам придумывает дизайн для своих
работ, согласовывая его с клиентами.
У старика есть и
рекламный каталог: тяжелый фотоальбом с любительскими снимками его прежних
работ. Поразительно, сколь многим вещам можно найти применение на том
свете!
Вот раздел с
бумажными автомобилями. Большинство из них: «мерседесы» или «роллс-ройсы»,
основные символы буржуазного благополучия. Есть также спортивный «феррари» и
даже дешёвая малазийская марка «протон» (видимо у покойного была именно такая).
Есть в коллекции фотографий микроавтобус и мотоцикл с коляской. За ними следуют
катера и рыбацкие шхуны, всё-таки Сандакан – приморский город. А вот это
интересно - самолёт! Да не какой-нибудь там персональный, а целый «Боинг –
747». Должно быть, хоронили пилота.
Для каждой профессии
найдётся свой необходимый атрибут. Для строителя – бумажный экскаватор. Для
нефтяника – заправочная станция с колонками и кафетерием. Всё разноцветное,
яркое и блестящее.
Размеры бумажных
макетов зависят от материальных возможностей клиента. В среднем, модель
автомобиля размером 1х2 метра стоит 500 малайских ринггит (около 5000 рублей).
Самые дорогие и сложные в изготовлении – это дома. В каждом доме должна быть
предусмотрена мебель, сантехника, телевизоры. Забудешь что-нибудь, и покойному
родственнику придётся мучаться в следующей жизни. В альбоме мастера отдельно
стоит карточка с синим унитазом.
- «Унитаз-то
зачем?!» - удивляюсь я.
Оказывается, клиенты
заказали в одной из похоронных мастерских солидный бумажный дом, но в нём
забыли сделать туалет. Дом сожгли, а потом задумались – куда же ходить по
нужде, не на улицу же? Пришлось заказывать унитаз отдельно в мастерской у Лу
Хон По. Только он берётся за любые, даже самые странные задания.
Унитаз
получился как настоящий – с бачком и спусковой ручкой. Счастливые клиенты
дополнительно сожгли его на могиле родственника, надеясь, что в лучшем из
миров, тот сам как-нибудь разберётся с установкой.
Построить дом из бумаги
значительно проще, чем каменный, но и эта работа требует инженерных и
архитектурных навыков. Самый большой по размеру заказ, который когда-либо
получал мастер – 8-этажный отель с магазинами на первом этаже. Модель достигала
3-х метров в высоту, и строить её пришлось целую неделю. Эта работа принесла
мастеру 1200 ринггит (12000 рублей). А самая дорогая модель – особняк
миллионера, площадью 3х2 метра, с садом, бассейном и гаражом – обошлась
заказчикам в 3500 ринггит (35000 рублей).
Чем больше наследства
оставил покойный, тем больше бумажных богатств отправляют ему вслед
родственники. Именно богатство из всех благ считается самым важным.
Символами
материального благополучия завалены несколько полок мастерской: бумажные
золотые слитки, «загробные» деньги в тугих пачках. Пачки перевязаны блестящими
ленточками. Выхватываю одну купюру. Цифра на ней 12-значная – триллион! И
подпись: «Бумажное обязательство Адского банка» (The Hell Bank Note).
Наверное,
в раю уже построили коммунизм, и деньги там не нужны. А в аду до сих пор капитализм,
вдобавок – инфляция и преступность. Специально для защиты денег от воров можно
изготовить бумажный сейф.
А чтобы справиться с инфляцией китайцы изобрели
гениальную вещь – неиссякаемые золотые и серебряные рудники, изображаемые в
виде вагонеток заполненных золотой или серебряной фольгой. Вне зависимости от
финансовых кризисов драгоценные металлы и на том свете всегда останутся в цене.
Домам даются номера,
машинам – марки, а слугам – имена. На каждый бумажный предмет наклеивается
стикер с именем владельца (покойника) и датой похорон.
«Чтобы
имущество не досталось кому-нибудь другому», - шутит мастер,
- «На том свете немало бедняков, которые
обрадовались бы нежданному подарку!»
Рядом с макетами домов
на полке лежит уродливая зелёная голова из папье-маше. «Это Гуай Вонг – король призраков», - объясняет старик. В августе
китайская коммуна на Борнео празднует День призраков, посвящённый умершим
предкам.
Фигура Гуай Вонга и
бумажные лошади готовятся специально для торжественного парада. Также нужно не
забыть изготовить бумажных Жей Вусанга и Пай Вусанга, чёрного и белого
служителей потустороннего мира, занимающихся сортировкой душ умерших.
«Люди
беспокоятся о загробной жизни заранее и на всякий стараются заручиться
поддержкой хозяев потустороннего мира. А я им в этом помогаю»,
- говорит Лу Хон По. Ближе к августу его мастерская будет завалена заказами
подобного характера.
В глубине лавке стоит
аквариум с живыми рыбами – как антитеза похоронному характеру заведения. Рядом
стоят подарки от благодарных клиентов: гипсовые статуи лягушки, рыбы и черепахи
– символы богатства, благополучия и длинной жизни. Лавка открыта семь дней в
неделю, люди ведь умирают и по выходным. Семейный бизнес процветает, и дети
мастера не собираются менять профессию на более оптимистичную. Так что в
ближайшее время искусству изготовления погребальных подарков в Сандакане ничего
не грозит.
Даже конкуренты мастера
Лу Хон По признают его превосходство. В лавке «Шьон Вень Тон» на окраине города
тоже делают бумажные дома. Но в основном здесь торгуют привозными товарами из
Западной Малайзии. В пластиковых пакетах по полкам разложены самые невероятные
предметы для сжигания на похоронах: рубашки, джинсы, ботинки, шляпы, зонты,
сумки, сигаретные пачки и колоды игральных карт – всё из тонкой бумаги, но в
натуральную величину.
В «отделе электроники»
лежат бумажные мобильные телефоны, DVD-плееры, видеоигры, электрические
фонарики с запасными батарейками и фотоаппараты с зарядными устройствами.
Последние сделаны по используемому в Малайзии английскому стандарту, если в раю
окажутся европейские розетки, то работать не будут.
Отдельно выставлены
«продукты питания»: известные бренды лимонадов и пива (с несколько изменёнными
именами), гамбургеры, жареные гуси и поросята, бутылки с вином, мороженое и
шоколад. Есть даже набор для кухни с посудой и газовой горелкой. Не забыты и
предметы гигиены: мыло, расчёска, зубная щётка и паста, и уж совсем
удивительный подарок – вставная челюсть.
Те же, кто верит в
существование на том свете супермаркетов, могут ограничиться приобретением
пластиковой карты с подписью «The Bank of
Hell» (Адский банк) и припиской: «Good
Luck!» - «Удачи!»
Целая индустрия
работает на мёртвых китайцев, чтобы сделать приятнее и удобнее их пребывание на
том свете. И спрос на похоронные подарки не ослабевает.
«Глупо
тратить деньги на всю эту ерунду», - говорит мне Гордон. – «Лучше бы люди как следует заботились о
своих родителях при жизни, а не пытались откупиться после их смерти».