Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Скульптуры Ватикана

St. Angelo Bridge, Ватикан, мост Святого Ангела
«Маленькая страна, но с большой миссией» – именно под таким девизом Латеранские соглашения между Италией и Святым Престолом признали Ватикан суверенной территорией. Этот пакт открыл двери перед любопытными, которые столетиями обменивались сплетнями о том, «что же хранят замки Ватикана?»

Злые языки ворчали, мол, стены его переполнены колдовством и книгами о захвате мира, в подвалах замков есть камеры пыток для грешников, а после литургий алхимики готовят философский камень. Но когда музеи стали доступны для посетителей, римляне и гости Италии ахнули от восторга. А коллекционеры подсчитали, что стоимость всех произведений искусств самой маленькой страны мира превышает в 150 раз ВВП земного шара.

Что же особенного хранит Ватикан? В первую очередь – это скульптуры. По подсчетам историков, на площади в 0,44 квадратных километра находится 1400 залов, двадцать двориков-музеев, хранящих более 60 тысяч произведений искусства. Здешние залы напоминают Божественную комедию Данте. Тут открывается история становления первых канонов красоты, борьба веры с человеком, а самое главное – эмоции страдания, первой любви, тоски, экстаза и вечного блаженства.

Будучи в Ватикане, прежде всего, убедитесь, что рядом с вами нет заносчивого гида. Во-вторых, проверьте руки и карманы – не успели ли вы что-то невольно купить в очереди от скуки. Если вы не совершили этих двух «грехов», мы легко сможем предсказать первое впечатление от Ватикана – это ошеломляющее удивление.

Перед глазами буквально засверкает золотой шар, совершенно современная скульптура с креативными трещинами.

«Ему бы вполне подошло место в просторных залах МоМА или на входе в музей Жоржа Помпиду, но не в Ватикане», – скажете вы. Однако не все так просто.

В начале 90-х Святой Престол во главе с Папой Иоанном Павлом II пришли к выводу, что Ватикан нужно бы осовременить, так как тысячелетние глаза скульптур как-то слишком томно смотрят на очередное поколение посетителей. Тогда и было принято решение найти что-то современное, но с глубоким философским смыслом. Именно под эту категорию подпала скульптура Арнальдо Помодоро «Сфера в сфере» (ит. Sfera con sfera).

Концепт заключался в том, что каждый человек, взглянув на медный шар, может увидеть свою роль в разрушении мира. Эти креативные трещины и есть авторская визуализация уничтожающей силы человека.

Sfera con Sfera – «Сфера в сфере» работы Арнальдо Помодоро,
установленная в начале 90-х годов прошлого века.
Следом за современной скульптурой открывается еще одно удивление Ватикана – еловая шишка, или итальянская пиния. Изначально она отожествляла собой аллегорию к сотворению мира и была главной достопримечательностью парижского Марсового поля еще за два столетия до строительства Эйфелевой башни. Но в 1608 году правительство Италии решило, что скульптура душей и телом рассказывает о Риме больше, чем о Франции. Поэтому решено было перевезти бронзовую шишку в Ватикан, поближе к Бельведерскому дворцу.


Бельведерский дворец – культурный эпицентр Апостольского дворца, места жительства Папы Римского. Почему «Бельведерский» – гадать не стоит. В его стенах хранится скульптура того самого идеально сложенного древнегреческого бога солнца и света Аполлона Бельведерского.

Но самый примечательный экспонат, который, как магнит, тянет туристов наклонять головы и изучать извивания змей по античному телу – скульптура Лаокоона и его сыновей в нише Музея Пия-Климента.

Не так смешно со стороны наблюдать топтание посетителей возле нее, как краем уха услышать историю, что в 1506 году обычный земледелец Феличе де Фредди копал свой огород в пригороде Рима. Именно во время этой кропотливой процедуры он наткнулся на мрамор. И слава богу, что тогда даже обычные рабочие разбирались в ценности искусства. Фредди не растерялся и мигом позвал молодого Микеланджело, который помог ему выкопать скульптуру и привести ее в презентабельный вид. Успех среди посетителей Лаокоон имеет и ныне.


Если зайти в сам Музей Пия-Климента, от количества «мраморных тел» можно просто потерять голову. «Мне не хватит на это жизни», – первое, что подумает любой турист.

Экспонаты папы накапливали здесь на протяжении пяти столетий, иногда лишь для того, чтобы увеличить собственную роскошь. Однако некоторые артефакты были последними воспоминаниями о чувствах великих римских императоров.

В эту категорию подпадают две статуи – Антиной, выполненная на заказ императора Адриана, и Афродита Книдская скульптора Праксителя. Первого безумно любил император, он заставлял юношу везде быть рядом с ним. Но Антиной не выдержал крепкой мужской дружбы и покончил с собой. А император на память приказал создать не только более сотни его изваяний, но даже город Антинополь посвятил своему любимому.

А вот Афродиту Книдскую любили все. Поговаривают, что это одна из самых охраняемых скульптур в папской коллекции. Не только потому, что она является первым изображением нагого тела в древнегреческой культуре, а также из-за предания, гласящего, что данная статуя способна приносить любовь и удачу. Тело Афродиты покрыто пятнами и потёртостями, так как каждый юркий турист пытается тайком от охраны дотронуться к телу красавицы Книдской.


Об античной культуре продолжают рассказывать экспонаты Музея Кьярамонти. Его основал Папа Пий VII через сто лет после создания Музея Пия-Климента в начале 19 века. «Чтоб было роскошно», – приказал Папа архитектору Рафаэлю Стерну. И просьба оказалось выполненной на все 100%.

Длинные залы, арки, а самое главное – более 800 экспонатов: скульптуры как греческой мифологии, так и римской истории. Могущество зала усиливает александрийская фигура первого века н.э. Нила с 16 детьми. Папа Пий надеялся, что образ Нила будет улучшать дипломатические отношения между Римом и Египтом.

Нил с 16 детьми
Копия статуи не стала финальной точкой любви понтифика к египетской культуре. На протяжении всего своего правления с 1800 по 1823 годы он продолжал собирать скульптуры кошек, головы фараонов и другие элементы египетского искусства. В результате их стало так много, что в 1839 году папа Григорий XVI решает открыть отдельный Григорианский Египетский музей в Ватикане.


Ныне историки убеждают, что скульптур в Ватикане было в разы больше. Иногда прекрасные мраморные тела богов и богинь губила зависть и комплексы самих пап. Поэтому время от времени в залах музеев Ватикана можно увидеть изображения восхитительных мужчин и женщин с разбитыми лицами – это месть Папы Сикста IV, который был уверен, что красота может вызвать похоть. А про яростную «великую кастрацию» от Папы Пия IX говорят фиговые листики на скульптурах. Нам же остается довольствоваться лишь теми шедеврами, которым посчастливилось пережить мятежные времена и часы расцвета.