Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Зачем аскеты древности поселялись на каменных столбах

Симеон Столпник

6 июня Православная церковь вспоминает святого Симеона Столпника — чудотворца и аскета, который сорок лет провел, стоя на каменной колонне. 

Как начиналась история столпничества и почему она сошла на нет.

Видение

Столп его год от года рос. Сначала был он высотой в четыре локтя, то есть два метра. Затем высота его выросла до двадцати локтей. Через несколько лет, чтобы увидеть его, стоящего наверху, паломником приходилось задирать головы так высоко, как они могли: высота столпа, сообщает житие, была уже около сорока локтей, сейчас сказали бы «высота в пятиэтажный дом».

На двенадцатый год стояния было ему видение. Вблизи столпа на огненной колеснице спустился к нему некто в виде ангела и сказал:
«Слушай, Симеон! Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы взял я тебя, подобно Илие, пророку, на небо — ибо ты достоин такой чести за святость жития своего».
Тогда поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на колесницу, но вместе с тем — перекрестился. В этот момент колесница исчезла как пыль. И понял Симеон, что был то не ангел, но дьявол.

Так описывает искушение Симеона-столпника его житие. «Столпником» этого сирийского монаха, жившего в V веке, прозвали потому, что он первым взошел на столп — возвышение из камней, и простоял на нем, согласно разным версиям жития, от 37 до 70 лет, не сходя на землю.

То, что Симеон пойдет по пути аскезы — радикальной и невиданной прежде, было ясно уже в его юношеские годы. Восемнадцати лет от роду юноша принял монашеский постриг. Но даже в монастыре его стремление «утомлять тело», как называет это духовный писатель XVIII века Димитрий Ростовский, вызывало ужас монахов.

В один из дней Симеон обвязал себя колючей веревкой так сильно, что «рассекла она плоть до костей». Это увидела братия, которая возмутилась перед настоятелем: «Откуда ты привел к нам сего человека? Мы не можем воздерживаться от пищи, как он; к тому же от тела его исходит тяжелейшее зловоние, так что никто не может стоять рядом с ним».

Настоятель, узнав об этом, возмутился и изгнал Симеона из монастыря: «Почему ты желаешь разрушить правила монастырские? Уходи же, прошу тебя, и продолжай делать, что хочешь».

Потом, сообщает житие, Симеону позволят вернуться в монастырь. Но вскоре молодой монах покинет обитель сам — уйдет тайно, в одну из ночей. Когда в следующий раз настоятель услышит о нем, звать монаха будут уже Столпником — слух о нем, как о чудотворце и исцелителе будет идти по всей Малой Азии.

Камень на камне

На первом столпе простоял Симеон четыре года, как пишет Димитрий Ростовский в «Житиях святых»:
«Изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской. Для того чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем».
 В монастыре города Калат-Семан в Сирии, построенном в память о чудотворце, стоят остатки одного из столпов — валуны на каменной плите. Высокие колонны в двадцать и выше локтей, для которых требовались большие камни, устраивали Симеону люди.

Кадр из фильма Луиса Бунюэля «Симеон Столпник»
 Наверху столпа часто ставили небольшую хижину, причем крышу в ней делали не всегда. Иногда хижина имела окно, которое аскет мог открывать по своему желанию. При столпнике почти всегда жил подопечный, он приносил подвижнику пищу и воду, остальное время оставаясь на земле, пишет иеромонах Алексий (Кузнецов), исследователь столпничества.

Стояние Симеона удивляло святых отцов-пустынников, которые прежде не видели такой формы подвижничества. Стремясь испытать его, они отправили посланников с просьбой к Симеону слезть со столба и «следовать житию древних». Если он откажется, решили пустынники, значит, подвиг его от лукавого, «ибо нет в нем послушания». Симеон прошел испытание с честью. «Когда посланные пришли к нему и возвестили решение собора святых отцов, то он тотчас ступил ногою на лестницу, желая сойти вниз. Видя это, посланные закричали: «Нет, не сходи, святой отче, но пребывай на столпе. Теперь мы знаем, что начатое тобой дело — от Бога. Да будет же Он тебе помощником да конца», — пишет Димитрий Ростовский.

В общей сложности Симеон Столпник простоял на каменной колонне около 40 лет. Вокруг нее всегда были люди, просившие у святого исцеления и избавления от бед. Паломничество к столпам Симеона не прекращалось и после его кончины.

О смерти святого народу объявил его ученик Антоний. Встревоженный тем, что наставник в течение трех дней не выходил к людям, Антоний поднялся на столп и нашел в хижине его тело, навеки замершее в молитве. На месте смерти Симеона позже выстроили монастырь.

Последователи

Аскетический образ жизни святого Симеона привлек много последователей. Так появилось и развилось столпничество как явление. Влияние столпников исследователи видят в действиях «пещерных» отшельников Феодосия и Антония Печерских, основателей Киево-Печерской Лавры, и в молитвенном 1000-дневном стоянии на камне святого Серафима Саровского.

Интересно, что церковь, прославляя древних подвижников-столпников, рекомендовала молодым монахам, решившим повторить их подвиги, подходить к делу с осторожностью и не всем дозволяла это. Причиной было то, что не все могли выдержать аскезу и обратить ее себе на пользу, а не во вред. Так, постепенно, столпничество уходило из церковной жизни. Одно из последних свидетельств «моления на камне» относится к деяниям преподобного Серафима Вырицкого, то есть к 30-м годам XX века. Сегодня столпничество практикуют некоторые старцы-отшельники святой горы Афон.

История же с видением дьявола, который искушал Симеона-Столпника во время первого стояния, имела продолжение. Согласно житию, когда поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, и перекрестился, то дьявол с колесницей исчез. Тогда «познал Симеон бесовское прельщение, раскаялся и ногу свою, которой хотел ступить на бесовскую колесницу, казнил тем, что стоял на ней одной целый год».

Религиозный психоз

Современная научная психиатрия считает, что "религиозный психоз" создается различными патогенетическими факторами и тесно связан с религиозными переживаниями больных. Он возникает всегда на основе какого-то психического заболевания (эпилепсия, шизофрения, истерия и др.) и проявляется в бреде и галлюцинациях религиозного содержания.

Дело в том, что сама по себе болезнь не может создать ни религиозности, ни безбожия. Содержание болезненных переживаний (бред, галлюцинации, навязчивые идеи и планы) всецело зависят от жизненного опыта человека, от его мировоззрения и реальной действительности. Вера в бога, если больной был до заболевания религиозным, по миновании психоза пропадает лишь в исключительных случаях. Поэтому, если у человека не было религиозности, то, и заболев, например, эпилепсией, он не станет верующим. Но, с другой стороны, болезнь может усиливать уже имеющуюся религиозность, а фанатичная религиозность—способствовать появлению психического заболевания.

В средние века православная церковь разработала целую систему иноческого жития, которая способствовала появлению нервных и психических заболеваний. В эту систему входили: столпничество (обет непрестанного стояния на столпе), отшельничество (удаление от общения с людьми), затворничество (заключение в тесную келью или пещеру), молчальничество (обет молчания, отречение от речи), юродство ради Христа (притворство лишенным разума, дурачком), постничество (максимальное воздержание от пищи).

В "Житиях всех святых, празднуемых православной грекороссийской церковью" рассказывается о многих "столпниках", "молчальниках", "затворниках" и т. п., в которых психиатры сразу же узнали бы своих пациентов. Так, Федор простоял на столпе 45 лет, Акиний — 53 года, Симеон Столпник —80 лет (Симеон жил всего 103 года; на 12 году вступил в монастырь, a на 18-м постригся в монахи, и вскоре удалился на гору близ села Таланиссы; через 3 года потом взошел он на столп, на котором оставался до конца своей жизни, следовательно 80 лет).

Среди "молчальников" наиболее известны были Исхиний, Пахомий и Василий, решившие, что богу угодны люди, не имеющие языка и замолчавшие навек. Из "постников" упоминаются Паисий и Маланья, которые ели не чаще двух раз в неделю. Среди юродивых особо популярен был "преподобный" Исаакий, бывший богатый купец, решивший стать монахом и поселившийся в Печерском монастыре. После семи лет затворничества, когда он заболел, к нему ночью стали "являться" бесы. Два года он лежал неподвижно, "отказывался от пищи и пития". Наконец, "оздоровев от болезни", Исаакий стал юродивым и голый ходил по Киеву.