Симеон Столпник |
6 июня Православная церковь вспоминает святого Симеона Столпника — чудотворца и аскета, который сорок лет провел, стоя на каменной колонне.
Как начиналась история столпничества и почему она сошла на
нет.
Видение
Столп его год от года
рос. Сначала был он высотой в четыре локтя, то есть два метра. Затем высота его
выросла до двадцати локтей. Через несколько лет, чтобы увидеть его, стоящего
наверху, паломником приходилось задирать головы так высоко, как они могли:
высота столпа, сообщает житие, была уже около сорока локтей, сейчас сказали бы
«высота в пятиэтажный дом».
На двенадцатый год стояния было ему видение. Вблизи столпа на огненной колеснице спустился к нему некто в виде ангела и сказал:
«Слушай, Симеон! Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы взял я тебя, подобно Илие, пророку, на небо — ибо ты достоин такой чести за святость жития своего».
Тогда поднял Симеон
правую ногу, чтобы ступить на колесницу, но вместе с тем — перекрестился. В
этот момент колесница исчезла как пыль. И понял Симеон, что был то не ангел, но
дьявол.
Так описывает искушение
Симеона-столпника его житие. «Столпником» этого сирийского монаха, жившего в V
веке, прозвали потому, что он первым взошел на столп — возвышение из камней, и
простоял на нем, согласно разным версиям жития, от 37 до 70 лет, не сходя на
землю.
То, что Симеон пойдет
по пути аскезы — радикальной и невиданной прежде, было ясно уже в его юношеские
годы. Восемнадцати лет от роду юноша принял монашеский постриг. Но даже в
монастыре его стремление «утомлять тело», как называет это духовный писатель
XVIII века Димитрий Ростовский, вызывало ужас монахов.
В один из дней Симеон
обвязал себя колючей веревкой так сильно, что «рассекла она плоть до костей».
Это увидела братия, которая возмутилась перед настоятелем: «Откуда ты привел к
нам сего человека? Мы не можем воздерживаться от пищи, как он; к тому же от
тела его исходит тяжелейшее зловоние, так что никто не может стоять рядом с
ним».
Настоятель, узнав об
этом, возмутился и изгнал Симеона из монастыря: «Почему ты желаешь разрушить
правила монастырские? Уходи же, прошу тебя, и продолжай делать, что хочешь».
Потом, сообщает житие,
Симеону позволят вернуться в монастырь. Но вскоре молодой монах покинет обитель
сам — уйдет тайно, в одну из ночей. Когда в следующий раз настоятель услышит о
нем, звать монаха будут уже Столпником — слух о нем, как о чудотворце и
исцелителе будет идти по всей Малой Азии.
Камень
на камне
На первом столпе
простоял Симеон четыре года, как пишет Димитрий Ростовский в «Житиях святых»:
«Изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской. Для того чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем».
В монастыре города
Калат-Семан в Сирии, построенном в память о чудотворце, стоят остатки одного из
столпов — валуны на каменной плите. Высокие колонны в двадцать и выше локтей,
для которых требовались большие камни, устраивали Симеону люди.
Кадр из фильма Луиса Бунюэля «Симеон Столпник» |
Наверху столпа часто
ставили небольшую хижину, причем крышу в ней делали не всегда. Иногда хижина
имела окно, которое аскет мог открывать по своему желанию. При столпнике почти
всегда жил подопечный, он приносил подвижнику пищу и воду, остальное время
оставаясь на земле, пишет иеромонах Алексий (Кузнецов), исследователь
столпничества.
Стояние Симеона
удивляло святых отцов-пустынников, которые прежде не видели такой формы
подвижничества. Стремясь испытать его, они отправили посланников с просьбой к
Симеону слезть со столба и «следовать житию древних». Если он откажется, решили
пустынники, значит, подвиг его от лукавого, «ибо нет в нем послушания». Симеон
прошел испытание с честью. «Когда посланные пришли к нему и возвестили решение
собора святых отцов, то он тотчас ступил ногою на лестницу, желая сойти вниз.
Видя это, посланные закричали: «Нет, не сходи, святой отче, но пребывай на
столпе. Теперь мы знаем, что начатое тобой дело — от Бога. Да будет же Он тебе
помощником да конца», — пишет Димитрий Ростовский.
В общей сложности
Симеон Столпник простоял на каменной колонне около 40 лет. Вокруг нее всегда
были люди, просившие у святого исцеления и избавления от бед. Паломничество к
столпам Симеона не прекращалось и после его кончины.
О смерти святого народу
объявил его ученик Антоний. Встревоженный тем, что наставник в течение трех
дней не выходил к людям, Антоний поднялся на столп и нашел в хижине его тело,
навеки замершее в молитве. На месте смерти Симеона позже выстроили монастырь.
Последователи
Аскетический образ
жизни святого Симеона привлек много последователей. Так появилось и развилось
столпничество как явление. Влияние столпников исследователи видят в действиях
«пещерных» отшельников Феодосия и Антония Печерских, основателей
Киево-Печерской Лавры, и в молитвенном 1000-дневном стоянии на камне святого
Серафима Саровского.
Интересно, что церковь,
прославляя древних подвижников-столпников, рекомендовала молодым монахам,
решившим повторить их подвиги, подходить к делу с осторожностью и не всем
дозволяла это. Причиной было то, что не все могли выдержать аскезу и обратить
ее себе на пользу, а не во вред. Так, постепенно, столпничество уходило из
церковной жизни. Одно из последних свидетельств «моления на камне» относится к
деяниям преподобного Серафима Вырицкого, то есть к 30-м годам XX века. Сегодня
столпничество практикуют некоторые старцы-отшельники святой горы Афон.
История же с видением
дьявола, который искушал Симеона-Столпника во время первого стояния, имела
продолжение. Согласно житию, когда поднял Симеон правую ногу, чтобы ступить на
огненную колесницу, и перекрестился, то дьявол с колесницей исчез. Тогда
«познал Симеон бесовское прельщение, раскаялся и ногу свою, которой хотел ступить
на бесовскую колесницу, казнил тем, что стоял на ней одной целый год».
Религиозный
психоз
Современная научная
психиатрия считает, что "религиозный психоз" создается различными
патогенетическими факторами и тесно связан с религиозными переживаниями
больных. Он возникает всегда на основе какого-то психического заболевания
(эпилепсия, шизофрения, истерия и др.) и проявляется в бреде и галлюцинациях
религиозного содержания.
Дело в том, что сама по
себе болезнь не может создать ни религиозности, ни безбожия. Содержание
болезненных переживаний (бред, галлюцинации, навязчивые идеи и планы) всецело
зависят от жизненного опыта человека, от его мировоззрения и реальной
действительности. Вера в бога, если больной был до заболевания религиозным, по
миновании психоза пропадает лишь в исключительных случаях. Поэтому, если у
человека не было религиозности, то, и заболев, например, эпилепсией, он не
станет верующим. Но, с другой стороны, болезнь может усиливать уже имеющуюся религиозность,
а фанатичная религиозность—способствовать появлению психического заболевания.
В средние века
православная церковь разработала целую систему иноческого жития, которая
способствовала появлению нервных и психических заболеваний. В эту систему входили: столпничество
(обет непрестанного стояния на столпе), отшельничество
(удаление от общения с людьми), затворничество
(заключение в тесную келью или пещеру), молчальничество (обет молчания, отречение
от речи), юродство ради Христа (притворство лишенным разума, дурачком),
постничество (максимальное воздержание от пищи).
В "Житиях всех
святых, празднуемых православной грекороссийской церковью" рассказывается
о многих "столпниках", "молчальниках",
"затворниках" и т. п., в которых психиатры сразу же узнали бы своих
пациентов. Так, Федор простоял на столпе 45 лет, Акиний — 53 года, Симеон
Столпник —80 лет (Симеон жил всего 103 года; на 12 году вступил в монастырь, a
на 18-м постригся в монахи, и вскоре удалился на гору близ села Таланиссы;
через 3 года потом взошел он на столп, на котором оставался до конца своей
жизни, следовательно 80 лет).
Среди
"молчальников" наиболее известны были Исхиний, Пахомий и Василий,
решившие, что богу угодны люди, не имеющие языка и замолчавшие навек. Из
"постников" упоминаются Паисий и Маланья, которые ели не чаще двух
раз в неделю. Среди юродивых особо популярен был "преподобный"
Исаакий, бывший богатый купец, решивший стать монахом и поселившийся в
Печерском монастыре. После семи лет затворничества, когда он заболел, к нему
ночью стали "являться" бесы. Два года он лежал неподвижно,
"отказывался от пищи и пития". Наконец, "оздоровев от
болезни", Исаакий стал юродивым и голый ходил по Киеву.