Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Притча о добром самарянине и прочие религиозные мифы



Если хорошенько углубиться в историю человечества, то можно увидеть, что естественный отбор пошел весьма неожиданным путем. Выживали не только самые сильные, но и вдобавок самые хитрые. Вот этот фактор и определил развитие всех гомосапиенсов на долгие века. Со временем смекалку и хитрость человек начал использовать не только для того, чтобы выжить, но и для обмана себе подобных (что, в принципе, тоже делалось для того чтобы «выжить» лучше других). Однако большая часть человеков-разумных такой способ «выживания» не приветствовала, прозвав таких ловкачей мошенниками.

Результаты некоторых опытов свидетельствуют о том, что, вообще говоря, религиозные люди часто подают нуждающимся. Однако более изощренные исследования в этой области ставят под сомнение альтруизм верующих.

В 1970-х годах психолог Гордон Форбс и его коллеги из Университета Милликина, штат Иллинойс, задались целью выяснить, какие религиозные группы отличаются наибольшей и наименьшей готовностью совершать добрые поступки.

Сразу было ясно, что выйдет мало толку, если исследователи начнут спрашивать разных прихожан, усердно посещающих церковь, хорошие ли они люди, поскольку каждый скорее всего ответил бы «да». Вместо этого психологи попросили одного знающего теолога назвать им десять самых либеральных и десять самых консервативных конфессий в регионе. Получив соответствующую информацию, экспериментаторы, пока в церквах шла воскресная служба, на цыпочках фланировали снаружи, подбрасывая письма в дверной проем и на парковки. Все послания были запечатаны, но без штампа, и адресованы местным жителям «М-ру и миссис Фред Гатри».

В итоге прихожанами церквей каждой конфессии оказалось возвращено примерно по 40 процентов писем. Поскольку все конверты были без штемпеля, люди, которые их подобрали, вставали перед выбором: они могли или поставить на письмо штемпель, оплатив почтовый сбор, или просто бросить находку в почтовый ящик. Католики и либералы показали себя наиболее щедрыми и благородными, проставив штемпель на 89 и 87 процентах конвертов соответственно, и лишь 42 процента прихожан консервативной церкви совершили этот добрый поступок.

Как заметили авторы:

«Полученные данные говорят о том, что члены консервативной церкви так же охотно помогают незнакомым людям, как и члены либеральной и католической общин, однако они в гораздо меньшей степени расположены тратить на это несколько центов».
 
Это не единственный эксперимент, который ставит под сомнение альтруистическую ориентацию тех, кто объявляет себя глубоко религиозными людьми. В 1973 году психологи из Принстонского университета Джон»Дарли и К. Дэниел Бэтсон сообщили о весьма любопытном исследовании на тему «Религия и помощь ближнему». В начале их эксперимента группу священников-стажеров в одном из ведущих теологических учебных заведений попросили подготовить проповедь, взяв за основу притчу о добром самаритянине.

Как повествуется в этом широко известном библейском предании, некий человек был зверски избит разбойниками и оставлен едва живым на улице. Священники наталкивались на этого бедолагу, но проходили мимо. В конце концов самый обычный человек, добрый самарянин, свернул со своего пути, чтобы оказать этому несчастному помощь. Притча заканчивается призывом оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

После того как священники-стажеры подготовили свои проповеди, им сообщили, что их выступления будут засняты на пленку в соседнем здании, и они отправились в путь. За каждым их шагом во время этого короткого путешествия тайно наблюдали экспериментаторы.

По дороге каждый священник встречал человека (естественно, актера), которому со всей очевидностью требовалась помощь. Он сидел, привалившись к дверной притолоке, с опущенной головой и закрытыми глазами и, как только кто-то из респондентов проходил мимо, испускал хорошо отрепетированный стон и громко кашлял. Все священники направлялись каждый в свою церковь читать проповедь о том, насколько важно быть добрым самаритянином, однако более половины из них равнодушно прошли мимо человека, явно испытывающего физические страдания.

На следующем этапе исследования экспериментаторы несколько изменили требования и объявили второй группе священников-стажеров, что им надо прийти в другое здание как можно быстрее. На этот раз при прочих равных условиях объем помощи сократился всего до десяти процентов. Итак, эксперимент многое сказал о человеческой природе, включая ужасающее расхождение между словами и делами, а также продемонстрировал, что быстрый темп жизни содействует сердечному очерствению.

Ранее в этой главе я описал ряд исследований, проведенных телевизионной программой «Мир в действии» для проверки честности нации. Эксперименторы также выполнили сравнительный анализ честности двух профессиональных групп, пользующихся наибольшим и наименьшим доверием в обществе: священников и торговцев подержанными автомобилями. Согласно опросу общественного мнения, проведенному Институтом Гэллапа, 59 процентов респондентов не сомневаются в честности духовного сословия, тогда как в честности продавцов автомобилей уверены лишь 5 процентов опрошенных.

Но как на самом деле обстоят дела с порядочностью у тех и других? Чтобы это выяснить, исследователи организовали липовую компанию по производству и продаже декоративных тканей под названием «Честность» и послали группе священников и торговцев подержанными автомобилями письма от имени этой фирмы. В письмах выражалась благодарность за их недавнюю покупку и был приложен чек на десять фунтов в качестве возврата переплаты. Все получатели знали, что ничего не покупали у этой компании, но сколько человек из них оказались достаточно нечестными, чтобы получить наличные по чеку? В итоге обнаружилось, что обе профессиональные группы очень мало отличались друг от друга: получили чужие деньги примерно по 50 процентов священников и торговцев автомобилями.

Дойл Артур Конан
(из книги "Новое Откровение")