Киевское
восстание 1113 года
|
Все население Киевской Руси делилось на три категории: свободные, несвободные и полусвободные люди.
Верхушку свободных людей составляли князь и его жена
(княжеские мужи)
Среди них князь выбирал воевод и других чиновников. Сначала правовой статус "княжеских мужей" отличался от земской верхушки - родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI в. эти две группы слились в одну - боярство. Бояре принимали участие в боярских советах князя, в глаза, в администрации, где занимали высшие должности.
Боярство делилось на разные группы. Все они были привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, по Руськой (от слова Русь) правде, жизнь бояр охранялась двойной верой (вера - уголовный штраф за убийство свободного человека). По церковному уставу Ярослава, честь жен и дочерей бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, а простых людей - в 1 гривну серебра. Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов.
Боярство не было замкнутой кастой. За определенные заслуги в боярство мог попасть смерд и даже иностранец - варяг, половец и другие.
В Киевской земле боярство НЕ отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах образуется патрициат, который был более связан с городом, чем с лицом князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была из евреев.
Украинские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы как с княжеской властью, так и городским патрициатом. Так, ростовщичество Свя-тополка и лихоимства городского патрициата привело в 1113 году к восстанию* в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.
___________________________
* Киевское восстание 1113 года —
выступление в столице Киевской Руси после смерти великого князя
Святополка Изяславича против его ближайших соратников и евреев. В
результате восстания по приглашению киевского боярства престол занял
Владимир Мономах, который издал «Устав Владимира Всеволодовича»,
облегчивший положение низов.
История
Основной
причиной восстания была финансовая политика администрации Святополка, в
частности, введённый им соляной налог. Были разграблены дворы тысяцкого
Путяты Вышатича и дворы сотских.
Опасаясь за судьбу семьи покойного Святополка, а также разграбления
своих дворов и монастырей, собравшиеся в Софийском соборе бояре призвали
на княжение популярного своими победами над половцами переяславского
князя Владимира Мономаха, сына третьего Ярославича Всеволода в нарушение
прав сыновей второго Ярославича Святослава: Давыда Черниговского, Олега
Новгород-Северского и Ярослава Муромского.
Согласно
изданному новым князем «Уставу…», устанавливалась предельная общая
сумма процентных платежей по долгам (в зависимости от суммы основного
долга). Фактически это избавляло бедноту от угрозы длительной или вечной
кабалы.
По мнению доктора исторических наук Игоря Фроянова,
причиной бунта, начавшегося вскоре после смерти князя Святополка,
явилось противоборство партий — сторонников вокняжения Владимира
Мономаха и сторонников Давыда и Олега Святославичей.
Партия «за» Святославичей имела большую поддержку со стороны еврейской
общины, интересы которой Святославичи, как тесно связанные с Тмутараканью**,
в свою очередь, всячески оберегали. Защита интересов «казарской»
корпорации (а иудеи в правление Святополка «получили многие пред
христианы вольности») оборачивалась против христиан, ибо многие из них
«торгу и ремесл лишились».
Поэтому простые киевляне решили самым
решительным образом не допустить до правления Святославичей. Они напали
на двор Путяты, человека близкого к Святополку, на дворы сотских и
еврейский квартал. Этот грабеж свидетельствовал о поражении политических
противников Владимира Мономаха, о крушении их планов. Таким образом, по
мнению Фроянова, грабеж носил прежде всего политический характер.
Профессор
Джон Клиер, напротив, считает, что мотивы нападений на богатых бояр и
евреев были чисто экономическими. По мнению Клиера, это был бунт против
«ненавистной соляной монополии, установленной Святополком».
В
то же время доктор исторических наук Владимир Петрухин полагает, что
еврейский погром был связан с религиозными наветами на евреев, в
частности, с легендой о Евстратии Печерском, якобы убитом
евреем-работорговцем за отказ от принятия иудаизма.
Петрухин считает, что представления о покровительстве Святополка
ростовщикам как причине погрома основаны исключительно на
«реконструкции» Василия Татищева, который использовал для этого
известную ему ситуацию Речи Посполитой XVII века.
Киевская
Русь 1015-1113 г.г.
|
**Тмутарака́нь — один из древнейших городов Таманского полуострова, был расположен на территории нынешней станицы Тамань Краснодарского края. Это название носил, когда входил в состав Киевской Руси.
Эксклавы Белая Вежа, Олешье и Тмутаракань на карте Киевской Руси XI века.
Эксклавы Белая Вежа, Олешье и Тмутаракань на карте Киевской Руси XI века.
- В античное время он назывался Гермонасса.
- В тюркско−хазарский период (VI−X вв.) — Тумен-Тархан, Тумантархан.
- В Византии — Тама́тарха (Ταμάταρχα), Та́ Ма́тарха (Τά Μάταρχα).
- В позднехазарское правление (IX−X вв.), иногда — Самкерц.
- В древнерусский период (X−XI вв.) — Тмутаракань.
- В XII−XIII столетиях — Ма́тарха (Μάταρχα), Ма́траха (Μάτραχα).
- В период Золотой Орды (середина XIII−начало XVI вв.) — Матрика.
- В пору расцвета генуэзских колоний (XIV−XV вв.) — Матрега.
- В период турецкого правления (XVI−конец XVIII вв.) — Таман; тогда рядом с ним находилась османская крепость Хункала.
___________________________
К свободным людям принадлежало духовенство, составлявшее отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В настоящее время значительную роль в государстве играло черное духовенство - монахи. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимп), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Украины принадлежало Киево-Печерску. Он стал образцом для других монастырей и имел большое моральное воздействие на князей и все общество.
К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, пономаря, причетники. Количество белого духовенства была очень большой. Как уже подчеркивалось, в Киеве в начале XI в. было 400 церквей.
Христианство в Украине-Руси имело большие успехи, и это еще раз дает основание считать, что его корни здесь достигали значительно глубже времён Владимира.
Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует "Поучение детям» Владимира Мономаха. Он учил регулярно посещать церковь, молиться днем, ночью, в дороге повторять молитвы.
Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободными, даже равноправными с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.
Низшую группу свободного населения составляли крестьяне - смерды. Они владели землей и скотом.
Смерды составляли большую часть населения Киевской Руси, платили определенные налоги и отбывали воинскую повинность с собственным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Руськая (русская) правда охраняла личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против боярина.
В XIИ -XIII ст. по всей Украине-Руси распространяется боярское землевладение и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет группа смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.
2. Полусвободные люди
В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей - закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно теряли свою волю, но могли ее снова получить.
Смерд брал в долг "кучу", в которой могли принадлежать деньги, зерно, скот, и до тех пор, пока он не вернет эту "кучу", был закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему "кучу", и работать на этой земле.
Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, примененное господином к закупу, последний мог жаловаться в суд, и тогда господин нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а господин платил за это большой штраф. В случае кражи, совершенной закупом, или его побега, он превращался в холопа.
3.
Несвободные люди
назывались сначала челядью, а затем холопами.
Сначала этим термином называли лиц мужского пола (парень - холопец - холоп), а затем несвободных людей вообще.
Сначала этим термином называли лиц мужского пола (парень - холопец - холоп), а затем несвободных людей вообще.
Основными
источниками холопства были:
- плен на войне;
- брак с несвободным;
- рождения от холопов;
- продажи при свидетелях;
- продажа обанкротившегося купца;
- бегство или кража, совершенная закупом.
Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным:
- если он выкупился на волю,
- если хозяин освободил его.
Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За преступление, причиненное холопу, возмещение получал хозяин. За преступление, совершенное холопом, нес ответственность хозяин. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призвала к смягчению в отношении к холопам, советовала отпускать их на волю на "поминовение души". Такие холопы переходили в категорию изгоев.
К изгоям относили людей, которые по разным причинам выбыли из той группы, в которую входили, но не вступили в другую. В церковном уставе Владимира перечислены освобожденные рабы, обанкротившиеся купцы, сыновья священников, не научившиеся грамоте. Все эти люди переходили под защиту Церкви. Главная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получили свободу от хозяев.
Социальный строй Киевской Руси можно представить в виде следующей таблицы:
К изгоям относили людей, которые по разным причинам выбыли из той группы, в которую входили, но не вступили в другую. В церковном уставе Владимира перечислены освобожденные рабы, обанкротившиеся купцы, сыновья священников, не научившиеся грамоте. Все эти люди переходили под защиту Церкви. Главная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получили свободу от хозяев.
Социальный строй Киевской Руси можно представить в виде следующей таблицы:
Привилегированные
слои:
- князья, чей титул наследовался; были самыми землевладельцами;
- бояре - формировались из родоплеменной знати и дружинников; получали от князя землю за службу. Делились на больших (воеводы, тысяцкие) и малых (сотские, десятские)
- дружинники - профессиональные воины, занимали и правительственные должности, получали за службу денежное вознаграждение и земельные наделы;
- духовенство: образованная слой. Влияло на духовную и культурную жизнь. Делилось на верхушку (митрополит, епископы, игумены монастырей) и рядовых представителей (священники, монахи)
Непривилегированные
слои:
- мещане - жители городов, которые занимались ремеслом, торговлей. Выделялась городская зажиточная верхушка;
- крестьяне-смерды - свободные земледельцы, имевшие собственное хозяйство и землю и платили князю дань;
- батраки - свободные люди, нанимались на определенную работу;
- изгои - люди, потерявшие связь с привычной средой (князья без княжества, смерды без земли и т.п.), но охранялись законом
Зависимое
население:
- закупки - временно зависимые крестьяне, брали ссуду - «кучу» - у феодала и должны были ее отрабатывать;
- рядовичи - временно зависимые крестьяне, заключившие с феодалом договор - «ряд» - на выполнение определенных работ;
- челядь - рабы-пленники;
- холопы - крестьяне, разорившиеся и работающие в хозяйстве землевладельца, фактически рабы, но за службу могли быть отпущены на свободу.