Joseph Nicolaus Robert-Fleury,
Galileo Galilei before the Holy
Office in the Vatican,
|
Суд римско-католической инквизиции над Галилеем — такой же стойкий
околонаучный миф, как и яблоко, якобы упавшее на голову Ньютону. И, как
обычно и бывает в мифологии, к действительности эта история имеет мало
отношения. Если верить этому мифу, Галилей привел суду неопровержимые
доказательства правильности взглядов Николая Коперника на устройство
Солнечной системы, согласно которым Земля вращается вокруг Солнца, а не
наоборот, а затем был сломлен Церковью, желавшей подавить эту теорию, и
принужден публично отречься от своих взглядов. На самом же деле
Коперник, будучи весьма изощренным церковным политиком, представил свою
гелиоцентрическую теорию в таком виде, что она вполне удовлетворяла
богословские авторитеты того времени (в частности, называя её не иначе,
чем «гипотезой»). Теория Коперника широко обсуждалась до Галилея и
учеными, и даже самими ватиканскими богословами.
В 1616 году Галилей опубликовал книгу «Звездный вестник», в
которой обобщил телескопические наблюдения и привел сильные доводы в
пользу системы Коперника. Причем написана книга была на итальянском, а
не на латыни, что сделало ее доступной не только ученым, но и широкому
кругу образованных читателей. В ответ на упреки, что книга якобы
противоречит церковным канонам, Коллегия кардиналов вызвала Галилея на
свое заседание. Далее начинаются неясности, вызванные противоречивостью
дошедших до нас свидетельств участников этого заседания. Согласно
официальной версии, Галилею было указано на недопустимость дальнейших
публичных обсуждений идей Коперника в иной форме, кроме как с указанием
на то, что это всего лишь гипотеза, пока не будут представлены
неопровержимые доказательства ее правильности. Галилей же стоит на том,
что подобного предупреждения не получал.
Как бы то ни было, в 1632 году Галилей опубликовал работу «Диалог о двух главнейших системах мира»,
где привел развернутые аргументы в пользу гелиоцентрической системы
Коперника, вложив при этом официальные возражения Папы в уста персонажа
по имени Симпличо (по-итальянски «простак». — Прим. переводчика).
Вот тогда-то против Галилея и было впервые выдвинуто обвинение в
«подозрении на ересь»; при этом нужно понимать, что в устах инквизиции
это обвинение соотносится с обвинением в собственно «ереси», примерно
так же, как в современном гражданском судопроизводстве обвинение в
непреднамеренном убийстве соотносится с обвинением в предумышленном
убийстве при отягчающих обстоятельствах. От подозрения в ереси Галилей
себя очистил, публично заявив, что сам не верит в то, что написал, после
чего остаток жизни провел всего лишь под домашним арестом у себя во
Флоренции. (В 1992 году Римско-католическая церковь официально
пересмотрела приговор суда на том основании, что судьи не сумели
отделить вопросов веры от научных фактов.)
Так что мы выносим из всей этой истории? По моему личному разумению,
она описывает не более чем умышленное раскручивание маховика
неповоротливой бюрократической машины человеком, намеренно стремящимся к
конфронтации с ней. (Мне, например, представляется, что у Совета
кардиналов имелись в то время дела и поважней, чем разбирательство с
ученым по поводу абстрактной космологической теории.) Правда тут еще и в
том, что доводы Галилея в пользу системы Коперника на поверку вовсе не
являются такими уж убедительными. Более того, с точки зрения современной
науки можно сказать, что Галилей пришел к верному заключению путем
ошибочных рассуждений. Суда над ученым это, естественно, не оправдывает,
однако всё действо, в этой связи, предстает в ином — куда менее
мифологическом — свете.
Галилео
Галилей
Galileo Galilei, 1564–1642
|
Итальянский ученый. Родился в Пизе. Галилея можно
по праву назвать отцом современной экспериментальной науки. Его отец
Винченцо Галилей был известным музыкантом и со временем переехал вместе с
семьей во Флоренцию. Образование Галилео начал получать в Пизанском
университете, где он числился на медицинском факультете, хотя большую
часть времени уделял изучению математики. Его увлечение вылилось в то,
что Галилей стал заведующим кафедрой математики этого университета.
После смерти отца Галилей переехал в Падую и занял должность
профессора математики в местном университете (причина переезда, судя по
всему, была прозаичной: в университете Падуи платили лучше, чем в
Пизанском). В Падуе и определились три главных темы исследований,
которые всю жизнь потом занимали ученого. Во-первых, Галилей начал
исследование тел в состоянии свободного падения — работу, которая со
временем приведет к настоящему перевороту в механике. Во-вторых, он
заинтересовался новыми астрономическими идеями Николая Коперника. Наконец, он изобрел инструмент под названием «пропорциональный компас»,
продажами которого в основном и обеспечивал себя материально (как и
большинство изобретений Галилея, пропорциональный компас широко
используется и в наши дни).
Зимой 1609–1610 года, используя телескоп собственной конструкции,
построенный на новых идеях, зародившихся в умах голландских оптиков того
времени, Галилей увлекся наблюдением за небесными телами. Не он первый,
должно быть, занялся изучением траекторий планет, но именно он впервые
широко опубликовал результаты своих наблюдений и выводы, которые из них
следуют. Он наблюдал спутники Юпитера, горы на Луне, кольца Сатурна
(хотя и составил неверное представление об их природе), фазы Венеры...
Любого из этих открытий хватило бы, чтобы усомниться в древней теории
Аристотеля, согласно которой Земля покоится в центре Вселенной, и
поддержать новый взгляд на мир, предложенный Коперником. Его книга «Диалог о двух главнейших системах мира» —
красноречивая защита Вселенной по Копернику. Именно взгляды Галилея на
устройство мира, изложенные в этой книге, послужили основанием для его
привлечения к суду по подозрению в ереси.
Уже после суда Галилей написал еще один фундаментальный труд «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки»,
где обобщаются его открытия в областях, которые сегодня принято
называть материаловедением и кинематикой. Как и во всех других трудах
ученого, в этой работе Галилей подчеркивает важность эксперимента как
средства проверки теории.
Джеймс
Трефил