Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Библейский бестиарий: דבורה – ‘двора’


Двора - пчела. Рис. Иры Голуб
Несмотря на то, что собственно двора (мн. число – дворим; перевод во всех случаях одинаков – «пчела») упоминается в текстах Библии редко, присутствие ее можно обнаружить и опосредованно. Во-первых, в Писании многократно повторяется слово «мед», ставшее даже частью идиомы, характеризующей Землю обетованную, – «страна, текущая молоком и медом» (правда, под словом «дваш», обозначающим «мед», принято также понимать и фруктовую патоку). Во-вторых, такое важное для человека насекомое не могло не повлиять на библейскую ономастику, и в результате имя Двора (Дебора) присваивается одному из самых ярких библейских персонажей – единственной женщине-судье, пророчице и воительнице, впоследствии став распространенным именем у разных народов.

В двух случаях из четырех непосредственного упоминания пчел, наблюдается характерный по отношению к животным прием – метафоризация:
  • «И выступили эмореи, жившие в тех горах, против вас, и преследовали вас, как делают дворим, и поразили вас…» (Дварим/ Второзаконие, 1:44);
  • «Окружили (народы) меня, как дворим…» (Теилим/  Псалмы Давида (букв.- «Восхваления»), 118 (117):12).
Еще раз пчела необходима для пророческого предсказания:
  • «И будет в тот день: кликнет Господь звув (муху), которая в устье рек египетских, и двора, что в земле Ашура» (Йешайа/ Исаия, 7:18).
И, наконец, в последнем случае пчелы становятся действующими персонажами в сюжете про Шимшона (Самсона) и льва:
  • «…И свернул он посмотреть на труп арье (льва), и вот, рой дворим в трупе арье (льва) и мед» (Шофтим/ Книга Судей, 14:8).
Мед этот Самсон вычерпывает из столь оригинального улья, ест сам и угощает им родных. Правильному же устройству «кошерного» улья посвящены некоторые фрагменты Вавилонского Талмуда (Баба Батра 86-б, Шабат 43-а и др.).

В апокрифической иудейской литературе пчела упомянута два раза. Во-первых, в не вошедшем в канонический текст продолжении 8-го стиха 6-ой главы Притч Соломоновых:
  • «Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена».
Подобное отношение к пчеле мы видим и в Коране, где 16-я сура, так и называющаяся – «Пчёлы», является, по сути, изложением нравоучительных идей Притч Соломоновых:
  • «И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют!» (68-69)
И, во-вторых, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова:
  • «Мала пчела среди летающих, но плод ее – источник сладостей» (11:3).
Данные тезы сильно повлияли на формирование системы символических значений пчелы в бестиарной литературе, где пчела отождествляется с правдой, справедливостью, Божественной искрой и стремлением к праведной жизни.

Пчела медоносная (Apis mellifica)

Вид общественных пчел семейства пчелиных (Apidae). Тело черное, покрытое рыжеватыми волосками, выполняющих функции осязательных органов. Живут семьями, в которых фигурируют: 
  • одна самка («царица» или «матка»); 
  • от 10 до 30 тысяч рабочих пчел (недоразвитых самок); 
  • несколько сот самцов («трутни»). 
Отдельные экземпляры не могут жить вне улья. 
Из оплодотворенного яйца через трое суток вылупляется личинка, из которой может развиться любая из трех форм пчел, в зависимости от того, какой корм она получит. Маточная личинка получает самый питательный корм в течение всей жизни – пищевую кашицу; трутневые личинки получают сначала кашицу и мед, а потом наполовину переваренную пыльцу и чистую пыльцу; личинки рабочих пчел вначале получают только кашицу, а затем кашицу с большой примесью меда. 
Все пищевые продукты, воск, воду и пчелиный клей (прополис) добывают исключительно рабочие пчелы. Мед получается из нектара цветов медоносных растений. Все, что добывают рабочие пчелы вне улья, называется взятком. Кроме вылета за взятком пчелы (рабочие) заняты постройкой сотов, кормлением личинок и матки, очисткой улья. 


Михаил Король,
культуролог, поэт, эссеист, краевед, гид