Блюда для
церемоний бывают разные. А когда речь идёт о свадьбе, меню стоит продумать
особенно тщательно. Африканские аристократы отдают предпочтение отечественным
производителям: слоновьему мясу. И дело не только во вкусе — кушанье это
призвано способствовать продолжению королевского рода. Аппетитным рецептом
делится Flavoristka.
Разное
пишут про африканскую еду. Продуктов там навалом растёт и по лесам и саваннам
бродит — знай рви и отлавливай и практически всё уже написано и рассказано в
интернете. Но мало кто пробовал кенийское королевское блюдо под таким родным
нам названием «колбаса». Мне посчастливилось откусить кусочек этого шедевра
африканской кулинарии, а как и из чего колбаса эта приготавливается, расскажу
подробно.
Колбасина
эта африканская подаётся на стол исключительно в день королевского
бракосочетания, причём только на свадьбах, где выходит замуж особа царских
кровей и только в Кении, где я по долгу службы прожила несколько лет.
Само
блюдо является тотемным. Оно предназначено зарядить новую ячейку общества на
воспроизводство многочисленного потомства, и если в течение трёх лет
королевишна не родит здорового ребёнка, то шеф-повару не поздоровится.
Сам процесс от начала до конца занимает трое суток.
Ранним
утром лучшие охотники племени уходят добывать ингридиенты.
Наловить
и доставить к костру требуется:
—
двух-трёх летнего слонёнка;
—
пять зайцев;
—
одну дикую козу или оленя какого-нибудь;
—
змею какую-то особенную, у неё шкура голубая, название забыла…
Женщины,
проводив мужиков, чешут рысью к реке, ибо нужна рыба, желательно толстые сонные
карпы в количестве двадцати штук. Другая группа дам идёт в другую сторону
собирать корешки и травы, потом к обеду они встречаются и начинают готовку.
Здоровенный
чан подвешивают над костром, наливают водой. Туда в строгой последовательности,
с песнями, кидают собранные растения, причём каждый вид протаскивают между ног
невесты, которая стоит рядом растопырив для удобства ноги. После этого начинают
чистить рыбу и кидать её целиком в кипящий отвар — рыбу не обрабатывают,
так кидают. Когда всех рыб забросили, ждут пока закипит и приглушают костёр,
чтобы томилось. Так томится до следующего утра.
Утром
с провизией возвращаются мужчины. Всё племя приступает к самому важному моменту
— копчению слоновьего хобота. Его приносят уже отрезанным. Бабы с песнями несут
его к реке, там моют, скоблят поверхность и потом натягивают на толстую палку,
обмазывают глиной разведённой козьим молоком и волокут обратно в деревню.
Мужики
тем временем выкопали траншею, накидали туда веток и поленьев, подожгли, сидят
рядом, поют, собак слонятиной кормят. Тут бабы приходят, отдают хобот мужикам:
те его обмазывают толстенным слоем опилок акации, заворачивают в гигантские
лопухи, закладывают в тлеющие угли.
Пока
хобот томится, все вместе готовят начинку. Всё, что поймано, кроме змеи, рубят
на мелкие кусочки и раскладывают по разным мискам, а в это время самая старая
тётка берёт ещё живую змею и топит её в местной самогонке. Бутылку затыкает
листьями а потом банально закручивает COCAколовой пробкой, бормочет что-то над
ней не менее получаса, потом зовёт детей, и те начинают по очереди трясти эту
бутыль.
Через
полчаса бабка у них её (бутыль) отнимает и топает к тарелкам с начинкой, открывает и
опять с бормотанием начинает поливать мясо. Я спросила — зачем змеятиной-то
поливать, - мне сказали:
—
Тут Африка и холодильников нет, а змеятина сохраняет продукты.
—
Как нет? Есть же холодильники, поставили бы туда...
—
Ну ты глупая мзунгу*, это ж традиция,
надо соблюдать все исторические инструкции.
Как
только мясо полили консервантом, стали доставать хобот. Он имел вид намокшего
валенка и выглядел неаппетитно. Его стянули с полена и набили травами, потом
согнули в дугу, перевязали верёвками и опустили в томящийся со вчера отвар в
чане, перекусили и пошли и спать.
На
дежурстве у чана остаются мальчишки. Они всю ночь тыкают палками в хобот, который
почему-то периодически всплывает, и вылавливают ошмётки рыбы, которые с
удовольствием поедают. За пять минут до восходя солнца приходит старуха и начинает кричать. Никто не реагирует, только я выбежала из дома и спрашиваю:
—
Что случилось? Хобот не удался? Пацаны его поели?
—
Ничего не случилось, бабушка просит прощения у слоновьего Б-га.
—
А что громко-то так?
—
Он-то на небесах, расстояние большое, надо докричаться.
С
первыми лучами вышли все, вытянули хобот, пока он остывал, водили вокруг него
хороводы. Потом стали набивать начинками, не
перемешивая их, а по очереди.
Я не думала, что столько здоровенных тазов влезет
в хобот, не так он велик был, но то ли от молитв, то ли от варки, он стал
растягиваться как колготки и вся начинка в него уместилась
Толстенный,
с человеческое тело пятьдесят шестого размера, хобот поместили между тремя
брёвнами, перевязали какими-то растительными канатами и начали крутить на
вертеле. Крутили медленно и не переставая до ночи.
С хобота капал сок и
фантастический его аромат заставлял в джунглях плакать хищников, и плач их
тоскливым воем мы слушали весь вечер.
Как снимали с костра хобот, я не видела,
потому что уснула прямо у костра с куском жареного зайца в руках.
Утром
началась свадьба. Молодые и все мужики укатили на кайенах и ферарях в город
расписываться, а по месту тётки начали накрывать на стол.
Гвоздём программы
была конечно хоботная колбаса, вкус которой я помню до сих пор.
Через
год царевна родила двойню, так что шеф остался жив и работал ещё на многих
свадьбах и корпоративах, пока не уехал по возрасту туда, где живёт слоновий
Б-г.
*
мзунгу — (суахили) — белый человек, европеец