Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Библейский бестиарий: חסידה – ’хасида’


Хасида- аист. Рис. Иры Голуб
Хасида упоминается в книгах Вайикра и Дварим при перечислении летающих тварей, которыми по закону Торы следует гнушаться, ибо «мерзость они», и которые, соответственно, запрещены для употребления в пищу:
«И хасида, анафа (цапля) по роду ее, и духифат (удод), и аталеф (летучая мышь)» (Вайикра 11:19, Дварим 14:18).
С идентификацией этой птицы сложностей почти нет: несмотря на разночтения в переводах, современные исследователи считают, что речь идет о белом аисте. В Ближневосточном регионе эта перелетная птица издревле привлекала внимание своим красивым видом, что отразилось и в Писании:
  • – «Даже хасида в небесах знает сроки свои, и тор (горлица), и сис (стриж), и агур (журавль) – время прилета своего, а народ Мой не знает закона Господня» (Йирмеягу 8:7);
  • – «И поднял я глаза свои и увидел: и вот две женщины выходят, и ветер – в крыльях их, и крылья у них – как крылья хасиды; и понесли они эйфу (мера для сыпучих тел – М.К) между небом и землей» (Зехариа 5:9);
  • – «Насыщаются деревья Господни, кедры Леванона, которые насадил Он, В которых гнездятся птицы; хасида – кипарисы дом её» (Теилим 104(103):16-17).
  • – «Кнаф ренаним (дословно: «крыло радости», но возможное значение – «страус» – М.К) веселится с крылом хасиды и пером» (Ийов 39:13).
Слово хасида в Талмуде толкуется следующим образом:
«Потому что творит «хасидут» (благочестие) по отношению к своему обществу» (Хулин 63-а).
В чем именно это выражается, Талмуд умалчивает. Однако бестиарная литература, явно опираясь на опыт талмудической, развивает образ аиста. В «Византийском Физиологе» говорится:
«Аист чадолюбивая птица. (…) Самец и самка по очереди кормят птенцов. И сторожат гнездо свое. Так и ты, человек, ни вечером, ни утром не забывай молиться, не забывай и церкви. И никогда не одолеет тебя дьявол».
В том же сборнике рассказывается, что в награду за «счастливое детство» выросшие птенцы заботятся о родителях до глубокой старости: переносят их с места на место, а когда престарелые птицы слепнут, кладут пищу им в клюв…

Именно такое представление о благочестивом аисте и лежит в основе поздней «родительской сказки» о том, что детей приносит сия птица.

А в славянском «Сказании о птицах» с помощью аиста высказываются идеи фатализма:
«Аист молвит: «Что есте прежде Бога судите и гадаете: что Бог даст, то и будет».
В «Византийском Физиологе» также содержится рассказ о ежегодной великой битве аистов (во главе перелетных птиц) и воронов (во главе хищных птиц) на реке Ксанфон в Малой Азии, к которой птицы готовятся шесть месяцев:
«Если аистово воинство победит, то будет изобилие пшеницы и прочих всех злаков. Если же вороново воинство победит, то будет множество овец, и коров, и других четвероногих».
В этом предании об исконной борьбе света и тьмы сохранено влияние аттических представлений об аисте, как солярной птице и спутнике богини Геры (Юноны).


Белый аист (Ciconia ciconia)

Крупная белая птица семейства аистовых. Концы крыльев – черные. Красноватого цвета клюв – длинный и тонкий. Размах крыльев – до двух метров. Ареал обитания – вся Азия и Европа. Зимует в Индии и тропической Африке. Предпочитает низины и заболоченные местности. Основной пищей аистов являются мелкие позвоночные и насекомые. Устраивают гнезда либо на высоких деревьях, либо заброшенных человеческих постройках, типа башен, вышек, фабричных труб. Одно гнездо может использоваться несколько лет. В кладке обычно около 5 яиц белого цвета. Высиживание – 33 дня. Из гнезда молодые особи вылетают спустя 55 дней после появления на свет.

Михаил Король,
культуролог, поэт, эссеист, краевед, гид