Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Двуречье. Шумерская и аккадская мифология (часть -2)

Символы божеств с кудурру Мардук-апла-иддина I: 1 — Син, 2 — Иштар, 3 — Шамаш, 4 — Ану, 5 — Энлиль, 6 — Эа, 7 — Нинкарраг (Гула), 8 — Ишхара, 9 — Нергал, 10 — Забаба, 11 — Набу, 12 — Нинурта, 13 — Нуску, 14 — Адад, 15 — Мардук, 16 — Бау, 17 — Шукамуна (касситское божество), 18 — Иштаран.


Боги аккадской, ассирийской, шумерской, вавилонской, зороастрийской мифологии


Адад

Адад
Рельеф, базальт
VIII век до нашей эры


Адад, Ишкур ("ветер"), в шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану. Бог олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения и плодородный дождь; в его же ведении — засоление почв; если бог-ветер забирал дождь, начинались засуха и голод.

Согласно мифам об Ададе, потоп начался не из-за наводнения, а был результатом дождевой бури, поэтому понятен один из постоянных эпитетов бога — "господин плотины небес". С образом бога бури связывался бык как символ плодородия и неукротимости одновременно. Эмблемой Адада служил двузубец или трезубец молнии. В семитской мифологии ему соответствует Баал, в хуррито-урартской — Тешуб.



Ану
Боги Ану (слева) и Энлиль
Вавилонский камень, около 1120 года до нашей эры

Ану, Ан ("небо"), в шумеро-аккадской мифологии бог неба, верховное божество, правившее на небесах, сын Аншара и Кишар, один из триады богов-создателей, наряду с Энки, богом пресных и плодотворных вод, и Энлилем, или Белом, повелителем ветра. Как "отец богов", он судил божеств, совершивших дурные поступки, призывая их предстать перед его троном. Он никогда не спускался на землю и не имел дел с людьми, а пребывал на небесах и занимался судьбами вселенной.

Ану, почти не упоминается как главный персонаж мифа. Он скорее является символом высшей власти. Наиболее деятельным он проявляет себя в мифе, связанном с праздником лунного затмения, когда боги — олицетворения светил — хотят заставить Ану поделиться с ними властью. Тогда верховный бог создал семерку злобных демонов и наслал их на бога луны, чтобы затмить его сияние. Богиня Инанна-Иштар, перейдя на сторону Ану, способствует тому, что луна попала в плен и освободилась лишь благодаря вмешательству бога Энки-Эйи. Символом Ану была так называемая "рогатая тиара", чьи изображения сохранились на древних вавилонских пограничных камнях кудурру.

Бог Ахурамазда и львы Рельеф, V—VI столетия до нашей эры.
Ахурамазда
Бог Ахурамазда и львы
Рельеф, V—VI столетия до нашей эры.

Ахурамазда, Ормазд ("господь премудрый"), в древнеиранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов, жрец, творящий мир усилием или посредством мысли; он требовал себе молитвы, произнесенной перед священным огнем; жертвоприношением в честь бога Ахурамазды могло быть лишь возлияние сока хаомы (обожествленного галюциногенного напитка) с молоком.

В учении Заратуштры (Заратустра) Ахурамазде отводится важнейшая роль посредника между небом и землей, судьи на последнем страшном суде. О грядущей победе бога и его приверженцев над силами зла и об ответственности каждого живущего существа перед Ахурамаздой говорят многие мифы, причем видимым его воплощением называют огонь, небесные воды именуют его женами и величают Ахурамазду отцом низших божеств Аши, Митры, Рашну и Страоши. Судя по письменным источникам и рельефам, бога можно трактовать как царя-миродержца, "всемогущего. Великого, победоносного", и как олицетворение небесной звездной тверди.

Бог Ашшур, рельеф, IX век до нашей эры

Бог Ашшур,
рельеф, IX век до нашей эры

Ашшур, в аккадской мифологии центральное божество ассирийского пантеона, первоначально — покровитель города Ашшур. Его именуют "владыка стран", "отец богов" и считают отцом Aнy; его жена — Иштар Ашшурская или Энлиль. Ашшур почитался как вершитель судеб, военное божество и божество мудрости.

Эмблемой бога служил крылатый солнечный диск над священным древом жизни, а на памятниках II — I тысячелетий до нашей эры Ашшура изображали с луком, наполовину скрытого крылатым диском солнца, он словно парит в его лучах.

Бог Баал

Бог Баал
Бронза, золото, XV-XIII века до нашей эры

Баал или Балу ("хозяин", "владыка"), в западносемитской мифологии одно из самых употребительных прозвищ разных богов. Наибольшим распространением пользовался культ Баала — бога бури, грома, молний, дождя, связанного с влагой плодородия. Древнесемитский Балу — сын Илу и Асират, владычицы сущего.

Мифы упоминают и трех дочерей бога: Падарай ("питательница"), Талай ("росная") и Арцай ("земля"). Сестрой и возлюбленной Баала считалась Анат, богиня охоты и битвы. Владыка земли и плодородия, Баал предстает как умирающий и воскресающий бог, чей главный враг — бог смерти и подземного мира Муту. Баал погиб, признав над собой власть Муту. Анат потребовала у бога смерти возвращения мужа, а получив отказ, уничтожила Муту, разрубила, размолола и сожгла его тело, а пепел рассеяла по полю. Баал, однако, воскрес и вернул себе власть.

Схватка богов постоянно возобновлялась; гибель бога вызывала увядание и засуху, а воскрешение влекло за собой расцвет природы. Баал боролся и с богом морской стихии Йамму, который требовал, чтобы Баал стал его рабом. Однако победа осталась за богом бури, грома и молний. В египетской мифологии древнесемитскому Балу соответствует Сет, в эпоху эллинизма Баал отождествлялся с греческим Зевсом.

Бог Зерван

Бог Зерван,
каменная статуя, V век до нашей эры

Зерван, в древнеиранской мифологии верховный бог, воплощение времени и судьбы. Зерван мыслился как бесконечное время, существующее изначально. Согласно мифам, Зерван был двуполым божеством; долгие века он совершал жертвоприношения, вымаливая себе сына Ахурамазду, призванного сотворить мир. Поскольку Зерван до конца не верил в пользу жертвоприношений, от этих сомнений вместе с Ахурамаздой у него зародился и Ахриман, верховное божество зла. Бог времени дал обет даровать власть над миром тому из них, кто первым появится на свет.

Бог Ахриман

Бог Ахриман,
рельеф, серебро, VIII столетие до нашей эры

Ахурамазда предугадал мысли Зервана и поделился ими с Ахриманом, а тот, разорвав чрево отца-матери, родился преждевременно, причем назвал себя именем брата. Увидев это отвратительное существо и распознав его неудержимое стремление ко злу, Зерван отверг свое порождение. Однако когда родился прекрасный ликом Ахурамазда, бог вынужденно на 9000 лет уступил власть над миром Ахриману. По прошествии этого срока на земле должен был воцариться Ахурамазда и исправить все содеянное духом зла. Так ход борьбы добра и зла и все, что происходит в этом мире, владении "князя тьмы", в том числе и жизнь человека, предопределены Зерваном.

Ирра

Ирра или Эрра, в аккадской мифологии бог войны и чумы. Имя засвидетельствовано со староаккадского периода в теофорных именах собственных. Вплоть до старовавилонского времени писалось без детерминатива бога, видимо, как имя чужеземного божества. Возможно, с его именем связано имя хеттского бога чумы Иарри. Ирра близок богу подземного мира Нергалу, который тоже считался богом чумы; у обоих богов был общий храм Эмесалам в городе Кута на севере Месопотамии. По принятии Ирры в вавилонский пантеон его отцом был объявлен Ану. Супругой бога чумы считалась богиня Мами, которая была идентична, видимо, богини подземного мира Мамиту, а не с богини-матери Мами. Иногда супругой Ирры называют владычицу подземного мира Эрешкигаль.

Аккадский миф об Ирре, засвидетельствованный, видимо, с 11 столетия до нашей эры, описывает, как Себитти, созданная Ану и землей, подстрекает Ирру на злобные дела. Ишум, герольд и советчик Ирры, отговаривает его от преступлений и пытается умилостивить его, но Ирра решает уничтожить людей, ибо те забросили его культы. Обманным путем он отбирает у "отца богов" Мардука власть - тот должен очистить при помощи бога огня Гирру свои загрязнившиеся инсигнии, для чего Мардук оставляет свой трон и передает временно власть Ирре уверенный, что тот не допустит никаких злоупотреблений, а сам спускается в подземное царство. Ирра нарушает слово и несет на землю чуму, хаос и разруху. Пострадала вся Вавилония, и даже сам Вавилон, город Мардука, не избег этой участи. Только насытившись бедой, Ирра внемлет, наконец, увещаниям Ишума, прекращает погром и даже признает в конце концов свою вину.

Исторические сведения

Инсигнии, в древности внешние знаки могущества, атрибуты власти или сана. Инсигнии римских царей, заимствованные, как предполагают, у этрусков или даже у восточных царей, состояли из золотой короны, кресла слоновой кости и сопровождавших властителей двенадцать ликторов (служители высших магистратов). Эти инсигнии сохранились и в римской республике и отличали здесь консулов и прочих высших магистратов. Инсигнии императоров Священно-Римской империи представляли полный комплект верхних и нижних одежд: широкая стола, пояс, чулки, сандалии и перчатки, корона, скипетр и держава; сюда принадлежали также три меча, рака мощей и Евангелие. Отдельные части священно-римских инсигний относились к разным временам, сотканные и вышитые части — работа сицилийских сарацин, как, например, великолепная мантия, изготовленная в 1133 году. В 1424 инсигнии были отданы на вечное хранение в город Нюрнберг; в настоящее время они хранятся в Вене.

Ицеды

Ицеды, в древнеиранской мифологии общее прозвание божественных существ, впоследствии преобразованных в особую группу низших божеств вроде ангелов, полезных духов или добрых гениев. Некоторые ицеды находятся в тесном генетическом родстве с ведийскими божествами.

В зороастрийской и ведийской мифологии таковы:
  1. Митра (Mithra = солнце), являющийся в Ригведе всегда вместе с богом вод и стражем миpa Варуной, а в Авесте один;
  2. Вайю (Vâyu), блуждающий везде дух, который соответствует индийскому богу ветра Ваю;
  3. Арьяман (Aryaman), выступающий и в Ригведе и в Зендавесте в качестве друг и союзника, а также в образе особого божества гения, покровителя брака. Арьяман, вероятно, является одним из имен-ипостасей солнца, таких как Митра, Савитри, Пушан и другие;
  4. Нарьосанха (Nârâysanhâ) — ангел, служащий послом Ахурамазды и отвечающий ведийскому божеству Нарашанса;
  5. Вересрагна (Vrtrahâ), соответствующий Вритре — эпитету Индры в Ригведе; а также другие ицеды.
Известный ученый-иранист Фридрих Шпигель в своем капитальном труде "Древнеиранские культы" ("Erânische Alterthumskunde", том II, стр. 41), изданном в 1873 году в Лейпциге, причисляет к ицедам всех гениев, не принадлежащих к архангелам Амшаспандам (Амешашпентам) и насчитывает их порядка двадцати. Сами иранцы считали что ицеды, как низшие божества и духи, составляют числом многие тысячи. Среди ицед, имеется также несколько олицетворений различных свойств огня, воды, отдельных небесных светил и других природных явлений. Источником сведений об ицедах являются гимны, заключающиеся в текстах-заклинаниях, называемых "Яшты" (или "Ешты"), священной книги зороастризма Авесты и посвященные различным древнеиранским ангелам и добрым духам.

Бог Мардук с драконом

Бог Мардук с драконом
VII век до нашей эры

Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов".

Супругой Мардука считалась Царпаниту, а сыном Набу, бог писцового искусства, писец таблиц судеб. Мифы рассказывают о победе Мардука над войском Тиамат, воплощающей мировой хаос. Бог, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал "злой ветер", и та не смогла закрыть ее. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с ее свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат), таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассек тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо.

Орнамент стен

Орнамент стен
дороги Мардука
VII-VI века до нашей эры

Причем бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему "небесный Вавилон". Символами бога шумеро-аккадской мифологии Мардука являлись мотыга, лопата, топор и дракон Мушхуш, а части тела самого бога сравнивались с различными животными и растениями: "его главные внутренности — львы; его малые внутренности — собаки; его спинной хребет — кедр; его пальцы — тростник; его череп — серебро; излияние семени вавилонского божества — золото".

Бог Митра, убивающий быка

Бог Митра,
убивающий быка
Скульптурная группа эпохи Римской империи

Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу. У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений.

Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь солнцем, создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы. Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные. Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Нергал

Нергал, в шумеро-аккадской мифологии первоначально жгучее солнце, с его разрушительной стороны, потом бог ужаса и истребления — мора, засухи и особенно войны. Он считался также богом преисподней, владыкой подземного царства, откуда, собственно, в древнем языке и произошло его имя — "владыка темного града".

Супруг богини подземного царства Эрешкигаль. Нергал почитался в городах Кута и Апиак. По шумерской традиции, Нергал был сыном бога Энлиля и богини Нинлиль, по аккадской, сын Энлиля и богини-матери Белеет-или. В шумерской традиции Нергал стоит рядом с богом подземного мира целителем Ниназу.

Имеет ряд имен или идентификаций: Месламтеа ("вышедший из святилища Меслам", главного святилища Нергала в Куте), Лугальгирра (в текстах часто брат-близнец Месламтеи), возможно также Гугальанна, Лугальапиак, "царь Куты".

Супругами Нергала, кроме Эрешкигаль, были Ласу ("не имеющая выхода", то есть символ подземного царства) и Мамиту (чаще супруга Эрры). Как надземное божество Нергал являлся олицетворением палящего солнца.

Нергал, как и Эрра, приносит людям и скоту лихорадку и чуму. Как и его брат Нинурт, Нергал был божеством войны, сокрушающим враждебные страны.

Аккадский миф о Нергале и Эрешкигаль объясняет причину попадания Нергала в подземное царство. Нергал не проявляет должного почтения к послу Эрешкигаль Намтару, явившемуся на пир богов за ее долей. Разгневанная Эрешкигаль требует прислать к ней Нергала, чтобы предать его смерти. По совету бога Энки Нергал берет с собой в подземный мир волшебные предметы-фетиши, соблазняет и овладевает Эрешкигаль, становится ее супругом и владыкой подземного царства.

Сохранилась и расширенная версия мифа, обогащенная фольклорно-сказочными мотивами: в частности, неузнанного божества, превращения возлюбленного в урода, живой воды, запрета на пищу подземного царства и другими.

Мотив захвата власти силой заменяется любовным мотивом; Нергал спускается в подземное царство, соединяется с Эрешкигаль, проводит с ней семь ночей, а затем бежит. По требованию богов, напуганных угрозой Эрешкигаль, которая пригрозила выпустить мертвецов из подземного царства на землю, Нергал возвращается в подземный мир, снова соединяется в любовной ласке с царицей; после семи дней бог Ану приказывает Нергалу оставаться под землей с Эрешкигаль навеки.

Характерно, что Нергал приходит в царство мертвых под именем бога Эрры; уходя, он снова становится Нергалом, как бы являясь заменой самого себя. Нергал изображен на одной из старовавилонских печатей с серповидным мечом и дубинкой, с двумя львиными головами; он стоит на горе, наступив ногой на поверженного врага.

В эпосе о Гильгамеше к Нергалу прибегает герой, скорбя по поводу безвременной смерти своего друга Эабани; бог разрешает ему вызвать из подземного царства тень последнего. Нергалу была посвящена планета Марс; существует выражение: "рука Нергала", как синоним несчастья.

Богини аккадской, шумерской, семитской, вавилонской, древнеиранской мифологии

Aнат

Aнат, в западносемитском мифотворчестве богиня охоты и битвы. Она почиталась как дева-воительница, сестра и возлюбленная умирающего и воскресающего бога Балу, дочь Илу и Ашеры. Кроме исполнения функций повелительницы сражений и божества успешной охоты, Aнат была правительницей вод, звезд, судьбы и священного танца. В Угарите Aнат имела титул "Невеста народа". В угаритском цикле мифов о Балу Aнат активно помогала Балу в борьбе с его врагами, прежде всего Myту и Йамму. Когда Балу погиб от руки Муту, скорбящая Aнат долго бродила в поисках его тела, и затем найдя мертвого любимого брата, устроила его погребение на горе Цапану. Она отомстила Муту, разрубив его на куски и перемолов в пыль части его тела, после чего развеяла эту пыль в поле. По исполнении этого ритуала Балу возвратился к жизни.

Aнат боролась и с другими демоническими и разрушительными силами, такими, как чудовище Латану, ради сохранения на земле жизни и плодородия. Вместе с тем в преданиях, Aнат предстает и как жестокая, необузданная богиня. Известен эпизод мифа о том, как она предавалась веселью, учинив кровопролитную расправу над бесчисленным количеством "мужей востока и запада" и, не удовлетворившись этим, обратила свой гнев на гостей, которые были у нее на пиру. Убив всех и успокоившись, она совершила омовение. Владычица зверей и птиц, Aнат погубила Акхита, не пожелавшего отдать ей свой чудесный лук.

В доиудаистическом пантеоне древних евреев Aнат являлась супругой Яхве. Aнат вошла также в египетский пантеон как супруга Сета, с которым египтяне отождествляли Балу. По египетским источникам известны мифы палестинского происхождения о священном соитии Сета и Aнат; о том, как Гор запечатал лоно у Aнат и Астарты, а Сет снял печать; о том, что Aнат и Астарта были отданы в жены Сету богом солнца Ра. Aнат почиталась также на Кипре.

Черты Aнат и Астарты позднее слились в образе Атаргатис. В эллинистический период богиня Aнат отождествлялась с Афиной, позднее с Артемидой и Минервой. Известны изображения кормящей двух отроков богини Aнат, с двумя парами крыльев, с рогами, растущими из лба, и солнечным диском между ними. Ее священными животными были бык и лев.

Ардви

Ардви или Ардвисура Анахита, в зороастрийской мифологии богиня воды и плодородия, покровительница гармонии и всего живого на земле, олицетворение божественной силы и любви. В священной книге древних иранцев "Авеста" (Ешт V) Ардвисуре Анахите посвящен отдельный гимн "Ардвисур Ешт". В "Зендавесте" под Ардви понимали источник всемирных вод, стекающих с вершины священной горы "Небесные Воды" в божественном царстве света; затем так стали называть и сами источники, дающие начало всем водам и рекам на земле. У зороастрийцев считалось, что воды Ардвисуры Анахиты способствуют очищению человеческих помыслов, смывают тревоги, страхи и тьму с души, могут пробуждать скрытые возможности человека. В переводе с древнеиранского слово Ардвисура Анахита означает буквально "Ардви всемогущая непорочная".

По мнению некоторых историков, культ Ардвисуры Анахиты, как богини воды сложился у кочевых иранцев, обитавших у берегов Сырдарьи и образовавших общину Ардви, в отличие от оседлых иранцев, которые свой культ возводили к божеству Митре. В рукописи "Зендавесты" культ Ардвисуры Анахиты существует наряду с культом Митры. В священной книге религии Зороастра Ардвисура Анахита описывается как прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который будет ее боготворить и прославлять: "Всегда можно увидеть её, Ардвисуру Анахиту, в образе девушки прекрасной, сильной, стройной, высоко подпоясанной, прямой, знатного рода, благородного". Ардвисура Анахита объявляется дочерью самого Ахурамазды. Ей устраивают ритуалы жертвоприношений, просят о даровании силы и могущества знаменитые древнеиранские и туранские богатыри, но богиня удостаивает внимания только моления первых.

Асират или Ашера

Асират или Ашера, в западносемитском мифотворчестве богиня, супруга и дочь верховного бога Илу, мать богов и людей, владычица сущего. Одновременно выступала как владычица моря. Так, например, в угаритских текстах Асират упоминается как великая морская богиня. В угаритском цикле мифов о Балу Асират играла важную роль. Она, в частности, помогает добиться разрешения Илу построить для Балу дом. Вместе с тем после гибели Балу Анат упрекает Асират во враждебности к нему. По настоянию Асират Илу передает власть над миром Астару. В известном по хеттским источникам мифе Асират (Ашерту) пытается соблазнить Балу; он рассказывает о ее домогательствах Илу и по приказанию последнего всячески унижает ее; в следствие этого между Асират и Балу начинается вражда. По представлениям амореев-кочевников Сирийской пустыни, Асират является супругой бога Марту.

В йеменской мифологии Асират супруга Амма. Почиталась в государстве Катабан. Известен также храм Асират и Вадда. Вероятно, она, как верховная богиня и мать богов, считалась матерью Анбая. Асират, по-видимому, являлась одной из ипостасей богини солнца. Иногда выступала под прозвищем "всеблагая". Среди посвящений Асират важное место занимали предметы фаллического культа. Асират известна также в ассирийской и вавилонской мифологии. Богине Асират приписывалась особенная приверженность к козлам; ее символом служил фаллос, а ее капищами — густые, зеленые рощи. Лучшим средством умилостивить Асират у древних семитов считалось принесение в жертву девственности.

Астарта

Астарта
богиня любви и богиня-воительница


Астарта, в семитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Астарта играла большую роль в борьбе богов с Йамму, властелином моря. В некоторых мифах она выступала как посланница богов к владыке моря, который домогался верховной власти; она же укоряла Балу за убийство Йамму.

Астарта

Богиня Астарта
Художник Борис Валледжо

В древности Астарта почиталась как владычица лошадей и колесниц, богиня сражений и, видимо, была связана с морем и водной стихией, а также считалась богиней-исцелительницей. Со временем черты Анат и Астарты слились в образе Атаргатис, богини плодородия и благополучия, одной из наиболее почитаемых в арамейском пантеоне. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной, в ассиро-вавилонской мифологии ей соответствует Иштар.



По теме:

  • Двуречье. Шумерская и аккадская мифология (часть -1)
  • Двуречье. Шумерская и аккадская мифология (часть -2)
  • вуречье. Шумерская и аккадская мифология (часть -3)
  • Двуречье. Шумерская и аккадская мифология (часть -4)

\