Символы
оберегов от Дурного глаза - ворон, трезубец, меч, скорпион.
Мозаика из "Дома дурного глаза". Антиохия II век н.э. |
Средневековый человек — это прежде всего христианин. Но, несмотря на это, его жизнь была пронизана магическими практиками. Лучшее свидетельство тому — сохранившиеся до нашего времени амулеты, призванные избавить владельца от напастей, привлечь возлюбленного или навредить сопернику. Такие предметы воспринимались как волшебные и высоко ценились, независимо от материалов, времени и труда, потребовавшихся для их изготовления.
Шкурка
ласки, акульи зубы и другие амулеты,
популярные
в Средние века и раннее Новое время
От обычных украшений амулеты чаще всего отличаются специфическими формами и надписями. На кольце, найденном в английском городе Ковентри, снаружи выгравирован Христос с орудиями страстей, стоящий в своем гробу, и пять ран с каплями крови, нанесенных Ему во время распятия. Внутри на латыни написано:
«Пять ран Божьих мое лекарство, святой крест и страсти Христовы мое лекарство, Гаспар, Мельхиор, Бальтазар, ананизапта, тетраграмматон».
Итак, для избавления от болезней призываются Христос, его раны, три волхва, тетраграмматон и ананизапта .
Кольцо Ковентри.
Англия, конец XV века
|
Кольцо Ковентри.
Англия, конец XV века
© Trustees of
the British Museum
|
Помимо привычных материалов, для создания амулетов могли использоваться зубы или когти разных животных, клешни краба, красные ленточки, разноцветные бусинки, камни и кусочки природных материалов — например, коралла. Амулеты могли представлять собой заклинания, написанные на листке пергамента. Иногда их писали прямо на страницах книг — как религиозных, так и светских, — и тогда сами книги превращались в амулеты.
Золотой
амулет. Англия, XIII век
Это брошь XIII века, на которой тоже
хорошо читаются буквы AGLA — Atha Gebri Leilan Adonai. Видимо, брошь
использовалась как талисман.
Walters Art Museum
|
Амулеты, по мнению средневекового человека, выполняли множество функций: они могли принести удачу, защитить от сглаза, избавить от лихорадки и даже обнаружить в напитке яд. Но главным образом они использовались для защиты матери и младенца, поскольку беременность, роды и послеродовой период были особенно опасны для обоих.
Шкурка ласки
Согласно бестиариям, ласка зачинает через рот, а рожает через ухо. Считалось, что оба эти процесса проходят у ласок легко и безболезненно, и поэтому в позднее Средневековье шкурка куницы или ласки стала популярным амулетом и одновременно аксессуаром. По законам симпатической магии ласка должна была передать женщине, которая носит ее мех, способность легко зачинать и вынашивать детей.
Коралл
Вера в чудодейственные свойства коралла была распространена еще в античности: Плиний Старший уверял, что порошок коралла избавляет от желудочных колик, а коралловая ветвь служит надежной защитой ребенку. Поэтому уже в Древнем Риме детям для защиты от напастей надевали на шею коралл. Христианские авторы, восприняв древние представления о медицинском применении коралла, обратили внимание на то, что формой он напоминает крест, а цветом — кровь Христову, и предположили, что поэтому демоны должны его ненавидеть.
Аньоло
Бронзино. Портрет Джованни Медичи. Италия, 1545 год
На цепочке у маленького
герцога висит сразу несколько амулетов, в том числе веточка коралла.
Galleria degli Uffizi
|
Барнаба
да Модена. Мадонна с Младенцем. 1367 год
Крупный коралл, оправленный
в золото, свисает с шеи Иисуса.
Städel Museum
|
Считалось, что коралл в первую очередь защищает от сглаза: он привлекает взор завистника-колдуна, отвлекая его от глаз жертвы. Поскольку особенно подверженными сглазу считались дети, для их защиты часто покупали коралловые подвески и бусы. Предпринимались даже попытки запретить дарить кораллы новорожденным — например, в 1708 году епископ Бамберга выступил против таких подарков, так как это ересь и суеверие, — но амулеты с кораллом можно встретить на детских портретах, написанных в Европе и США вплоть до ХХ века.
Восковой агнец
Одним из амулетов «широкого спектра», особенно активно использовавшимся для защиты новорожденных, был так называемый восковой агнец — диск из воска, на одной стороне которого изображался Агнец Божий, а на другой — папские инсигнии. С XIV века папы римские в первую неделю после своего избрания освящали такие диски, а затем повторяли этот ритуал каждые семь лет.
Бартоломео
Фалети. Папа Пий V освящает восковых агнцев. 1567 год
На гравюре изображен процесс
производства и освящения восковых агнцев в промышленных
масштабах.
© Trustees of the British Museum
|
Французский
футляр для воскового агнца (оборот). XIV век
The Metropolitan Museum
of Art
|
Пьетро
ди Джованни д’Амброджо.
Поклонение
волхвов. Фрагмент.
Италия,
1440–1449 годы
Fondazione
Musei Senesi, Siena
|
В 1470 году папа Павел II издал буллу, в которой провозгласил чудодейственные свойства восковых агнцев, в том числе — способность помогать женщинам быстро и безболезненно производить на свет потомство. Формально Церковь продавала не их, а футляры, в которых хранились восковые диски. Агнцы были очень популярны — их давали в качестве приданого и покупали детям, прежде чем отправить их к кормилице. Помимо агнцев, освященных папой, были также распространены подделки.
Сами агнцы до нас не дошли: воск — очень недолговечный материал. Но осталось множество футляров, в которых они хранились, а также изображений и упоминаний в письменных источниках. Восковой агнец появляется даже в религиозных сценах — как амулет, защищающий самого младенца Иисуса.
Сами агнцы до нас не дошли: воск — очень недолговечный материал. Но осталось множество футляров, в которых они хранились, а также изображений и упоминаний в письменных источниках. Восковой агнец появляется даже в религиозных сценах — как амулет, защищающий самого младенца Иисуса.
Волчьи зубы
Клыки волка, крупного и сильного хищника, высоко ценились: считалось, что они (по принципу симпатической магии) передают зубам ребенка волчью силу и крепость. Поэтому такой клык был популярным амулетом для совсем маленьких детей, у которых только появлялись зубы. Кроме того, обработанный волчий зуб служил отличным прорезывателем — дети могли его грызть и тереть им воспаленные десны.
Акульи зубы
Помимо волчьих зубов защитные свойства приписывались также зубам вымершей акулы мегалодона (Carcharocles megalodon), которые начали находить еще в древности. Долгое время их природа была неизвестна, и на ее счет существовали разные версии. Плиний Старший называл акульи зубы glossopetrae («языки-камни») и считал, что они упали с неба во время лунного затмения.
В Средние века их продолжали называть языками — но уже языками змей. А на Мальте их считали чудесно появившимися изображениями языка святого Павла. В Деяниях апостолов говорится, что после того, как Павел потерпел кораблекрушение у Мальты, на него напала змея, но апостол удивительным образом не пострадал. Мальтийцы дополнили библейскую историю новыми деталями: якобы после этого Павел изгнал всех ядовитых змей с острова, а изображения его чудодейственного языка появились в скалах. Впрочем, полного согласия между мальтийцами по этому поводу не было — некоторые считали, что это языки тех самых изгнанных змей.
«Языкам» приписывалось множество чудодейственных качеств: способность снимать судороги, помогать в родах, отвращать злой глаз и излечивать хвори, уже наведенные колдунами и ведьмами. В измельченном виде они использовались для лечения лихорадки и болезней желудка. Помимо прочего, «языки» помогали уберечься от отравления: считалось, что, дотронувшись до ядовитого продукта, амулеты меняют свой цвет или «потеют».
Такой инструмент был совершенно необходим кредентарию — специальному человеку в штате аристократических домов XIII–XV веков, который во время пиров сидел за отдельным столом и пробовал всю еду, чтобы узнать, не отравлена ли она.
В Средние века их продолжали называть языками — но уже языками змей. А на Мальте их считали чудесно появившимися изображениями языка святого Павла. В Деяниях апостолов говорится, что после того, как Павел потерпел кораблекрушение у Мальты, на него напала змея, но апостол удивительным образом не пострадал. Мальтийцы дополнили библейскую историю новыми деталями: якобы после этого Павел изгнал всех ядовитых змей с острова, а изображения его чудодейственного языка появились в скалах. Впрочем, полного согласия между мальтийцами по этому поводу не было — некоторые считали, что это языки тех самых изгнанных змей.
«Языкам» приписывалось множество чудодейственных качеств: способность снимать судороги, помогать в родах, отвращать злой глаз и излечивать хвори, уже наведенные колдунами и ведьмами. В измельченном виде они использовались для лечения лихорадки и болезней желудка. Помимо прочего, «языки» помогали уберечься от отравления: считалось, что, дотронувшись до ядовитого продукта, амулеты меняют свой цвет или «потеют».
Такой инструмент был совершенно необходим кредентарию — специальному человеку в штате аристократических домов XIII–XV веков, который во время пиров сидел за отдельным столом и пробовал всю еду, чтобы узнать, не отравлена ли она.
Истинная природа окаменелостей была открыта только в XVII веке: в 1616 году итальянский ботаник Фабио Колонна, а затем, в 1667 году, датский анатом и геолог Нильс Стенсен доказали, что glossopetrae на самом деле являются зубами акул. Будучи анатомистом и врачом при Фердинанде II, Стенсен уже изучал волшебные «языки», когда ему на стол попала голова гигантской белой акулы — высушенная и без зубов. Несмотря на это, ему удалось восстановить структуру челюсти и понять, что glossopetrae и есть акульи зубы.
Розарий
Довольно часто в качестве амулетов использовались предметы, изначально предназначенные для отправления религиозного культа. Вообще, отличить магию от религии не всегда просто. Считается, что религиозный человек верит, что Бога и святых можно умилостивить, уговорить помочь или дать желаемое. Между тем человек, который прибегает к магическим практикам, полагает, что сверхъестественными силами можно управлять, — например, произнося определенные слова, выполняя ритуалы и используя предметы, обладающие волшебными свойствами.
В этом смысле характерный пример — розарий. Так называются четки, состоящие из разных по размеру и материалу бусин и задающие определенную последовательность молитв. Перебирая бусины, человек должен читать «Аве Мария» или «Отче наш», в зависимости от того, какую бусину сдвинул. Когда в Европе появилась практика чтения розария, неизвестно; по легенде, первые такие четки Дева Мария подарила святому Доминику.
В этом смысле характерный пример — розарий. Так называются четки, состоящие из разных по размеру и материалу бусин и задающие определенную последовательность молитв. Перебирая бусины, человек должен читать «Аве Мария» или «Отче наш», в зависимости от того, какую бусину сдвинул. Когда в Европе появилась практика чтения розария, неизвестно; по легенде, первые такие четки Дева Мария подарила святому Доминику.
Петрус
Кристус. Святой Элигий в мастерской.
Фрагмент. Нидерланды,
1449 год
The Metropolitan Museum
of Art
|
Герард Давид. Благовещение.
Фрагмент. Нидерланды, 1506 год
The Metropolitan Museum of Art
|
Казалось бы, это обычная молитвенная практика. Но по крайней мере в некоторых случаях чтение розария явно принимало характер магического действия. Тем, кто читал розарий, часто обещали индульгенции — так, в 1476 году папа Сикст IV официально объявил, что эти индульгенции касаются даже тех, кто уже пребывает в чистилище. Получалось, что от количества прочитанных молитв прямо зависело, на сколько лет меньше молящийся (или те, за кого он молится) проведет в чистилище.
Розарий могли читать и мужчины, и женщины, но в молитве «Аве Мария» речь идет о Марии как матери: она начинается со слов, которые во время Благовещения сказал архангел Гавриил («Радуйся, Мария, благодати полная, Господь с тобою»). Вторая строка — это слова праведной Елизаветы, узнавшей о беременности Марии («Благословенная ты в женах и благословен плод чрева твоего»). Из завещаний и переписей имущества XV–XVI веков известно, что матери дарили свои четки-розарии дочерям, а женихи — невестам. Кроме того, была распространена практика держать четки в руках или класть их на кровать во время родов. Таким образом, четки-розарии использовались одновременно и для молитвы, и как «семейный» амулет, способный помочь в трудную минуту.
Розарий могли читать и мужчины, и женщины, но в молитве «Аве Мария» речь идет о Марии как матери: она начинается со слов, которые во время Благовещения сказал архангел Гавриил («Радуйся, Мария, благодати полная, Господь с тобою»). Вторая строка — это слова праведной Елизаветы, узнавшей о беременности Марии («Благословенная ты в женах и благословен плод чрева твоего»). Из завещаний и переписей имущества XV–XVI веков известно, что матери дарили свои четки-розарии дочерям, а женихи — невестам. Кроме того, была распространена практика держать четки в руках или класть их на кровать во время родов. Таким образом, четки-розарии использовались одновременно и для молитвы, и как «семейный» амулет, способный помочь в трудную минуту.
Источники:
- Мусин А. Е. Кораллы в христианской культуре Восточной Европы и Средиземноморья.
- Археологический ежегодник. № 4. 2014.
- Bozoky E. Les Moyens de la protection privée.
- Cahiers de recherches médiévales et humanistes. № 8. 2001.
- Callisen S. A. The Evil Eye in Italian Art.
- The Art Bulletin. Vol. 19. № 3. 1937.
- Cherry J. Healing Through Faith: The Continuation of Medieval Attitudes to Jewellery into the Renaissance.
- Renaissance Studies. Vol. 15. № 2. 2001.
- Jones P. M., Olsan L. T. Performative Rituals for Conception and Childbirth in England, 900–1500.
- Bulletin of the History of Medicine. Vol. 89. № 3. 2015.
- Kieckhefer R. Magic in the Middle Ages.
- Cambridge, 1989.
- Lavin M. A., Redleaf M. I. Heart and Soul and the Pulmonary Tree in Two Paintings by Piero della Francesca.
- Artibus et Historiae. Vol. 16. № 31. 1995.
- Lymant B. Entflammen und Löschen. Zur Ikonographie des Liebeszaubers vom Meister des Bonner Diptychons.
- Zeitschrift für Kunstgeschichte, 57. № 1. 1994.
- Musacchio J. M. The Art and Ritual of Childbirth in Renaissance Italy.
- New Haven, London, 1999.
- Musacchio J. M. Lambs, Coral, Teeth, and the Intimate Intersection of Religion and Magic in Renaissance Tuscany.
- Images, Relics, and Devotional Practices in Medieval and Renaissance Italy. Tempe, 2006.
- Rudy K. M. Kissing Images, Unfurling Rolls, Measuring Wounds, Sewing Badges and Carrying Talismans: Considering Some Harley Manuscripts through the Physical Rituals They Reveal.
- Electronic British Library Journal. 2011.
- Sessin S. Gems in Renaissance Material Culture. MA Thesis.
- University of London, 2014.
- Skemer D. C. Binding Words: Textual Amulets in the Middle Ages.
- University Park, 2006.
- Wise R. A. Blooming Vines, Pregnant Mothers, Religious Jewelry: Gendered Rosary Devotion in Early Modern Europe. MA Thesis.
- Brigham Young University, 2013.