Как сообщает газета Ha-Aretz, в ходе раскопок храма в древнем еврейском поселении Бейт-Шемеш, в окрестностях Иерусалима, археологи обнаружили каменный стол, поразительно напоминающий другой стол, описанный в Писании и имеющий непосредственное отношение к ковчегу завета.
Эту находку можно интерпретировать по-разному. Согласно одной из гипотез, это место может быть связано с историей ковчега, в котором, согласно традиции, хранились скрижали, полученные Моше на горе Синай.
«Это может быть редкий случай, когда мы можем провести параллели между библейским нарративом и археологической находкой», – утверждает др. Цви Ледерман из Тель-Авивского университета, руководящий раскопками в Бейт-Шемеше вместе со своим коллегой профессором Шломо Бунимовичем.
«Это может быть редкий случай, когда мы можем провести параллели между библейским нарративом и археологической находкой», – утверждает др. Цви Ледерман из Тель-Авивского университета, руководящий раскопками в Бейт-Шемеше вместе со своим коллегой профессором Шломо Бунимовичем.
Если эта гипотеза – что необычный каменный стол связан с рассказом о ковчеге – подтвердится, это станет свидетельством, что Библия содержит гораздо больше достоверных исторических сведений, чем полагают многие.
Однако, прежде всего, необходимо понять, почему археологи решили, что здания, где найден загадочный стол, было именно святилищем?
Здание, датированное XII веком до н.э., было обнаружено рядом с современным городом Бейт-Шемеш, примерно в 20 километров от Иерусалима. Оно стояло отдельно от жилых кварталов, имело прочные стены и представляло собой идеальный квадрат со стороной ок. 8.5 метров и углами, сориентированными по сторонам света. К востоку, где встает солнце, здание имело выход на баму – платформу, традиционно служившую для религиозных церемоний.
Внутри здания археологи нашли два больших круглых камня, в которых были выдолблены желоба. Возможно, они служили для возлияния вина, или были миниатюрными прессами для производства священного оливкового масла. Кроме того, были найдены декоративные глиняные кувшины и чаши, а так же груда костей животных – явное свидетельство религиозных ритуалов (жертвоприношений). Словом, говорят исследователи, свидетельств, что это именно храм, более чем достаточно.
Где-то в середине XII века здание было разрушено, а керамические сосуды разбиты вдребезги. Чтобы раскопать храм, археологам пришлось пройти через несколько слоев тонкой черной породы. Изначально ученые полагали, что это пепел, образовавшийся в результате пожара, уничтожившего строение. Однако, как показал анализ, все обстояло гораздо интереснее: здание было завалено экскрементами животных!
«Вскоре после разрушения строение превратили в хлев. Полагаю, это было намеренное кощунство», – объясняет Ледерман.
Кто же позволил себе такое кощунство? Археологи подозревают филистимлян, чье ближайшее поселение, Тель Баташ, находилось всего в 7 километрах от Бейт-Шемеша.
Согласно библейской хронологии, XII век до н.э. соответствует эпохе Судей. Бейт-Шемеш упоминается в Писании в качестве порубежного города на границе между израильтянами и филистимлянами – народами, многократно воевавшими друг с другом.
Несмотря на то, что достоверность библейского повествования вызывает ожесточенные споры, археология Бейт-Шемеша однозначно свидетельствует, что город находился в горячей точке.
Исследователи обнаружили четыре отдельных поселения, построенные одно над другим на протяжение двух веков – свидетельство, что место было несколько раз захвачено и покинуто/разрушено, а затем отстроено заново. В один из моментов, когда Бейт-Шемеп переходил из рук в руки, святилище, вероятно, и было разрушено, скорее всего – захватившими город филистимлянами.
Однако почему этот храм был так важен для местных жителей, и почему его так ненавидели филистимляне? Хотя святилище было раскопано еще в 2012 году, только этим летом археологам удалось найти возможный ключ к этой загадке: упомянутый каменный стол, покоящихся на двух камнях меньшего размера.
«Сначала мы думали, что это упавший жертвенник. Но вскоре выяснилось, что это именно стол», – говорит Ледерман. Конструкция напоминает миниатюрный дольмен вроде тех, что находят по всему миру, включая Голанские высоты. Дольменообразных столов в храмах железного века прежде никогда не находили.
Что еще интереснее, по времени и внешнему облику загадочный стол очень напоминает «большой камень», на котором, согласно Писанию, стоял ковчег завета после того, как его вернули филистимляне.
Согласно Библии, после того, как израильтяне завоевали землю обетованную, ковчег находился в Шило, к северу от Иерусалима, и после одной неудачной битвы был захвачен филистимлянами. Однако Всевышний наказал филистимлян за гордыню, поразив из болезнями. Чтобы умилостивить вражеское божество, филистимляне поставили ковчег на телегу, запряженную коровами, и отправили обратно с богатыми золотыми дарами. В результате величайшая из еврейских святынь оказалась в Бейт-Шемеше:
Жители Бейт-Шемеша жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его. Колесница же пришла на поле… и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу. Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Бейт-Шемеша принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу.(Шмуэль I, 6:13-15)
Однако, прежде всего, необходимо понять, почему археологи решили, что здания, где найден загадочный стол, было именно святилищем?
Здание, датированное XII веком до н.э., было обнаружено рядом с современным городом Бейт-Шемеш, примерно в 20 километров от Иерусалима. Оно стояло отдельно от жилых кварталов, имело прочные стены и представляло собой идеальный квадрат со стороной ок. 8.5 метров и углами, сориентированными по сторонам света. К востоку, где встает солнце, здание имело выход на баму – платформу, традиционно служившую для религиозных церемоний.
Внутри здания археологи нашли два больших круглых камня, в которых были выдолблены желоба. Возможно, они служили для возлияния вина, или были миниатюрными прессами для производства священного оливкового масла. Кроме того, были найдены декоративные глиняные кувшины и чаши, а так же груда костей животных – явное свидетельство религиозных ритуалов (жертвоприношений). Словом, говорят исследователи, свидетельств, что это именно храм, более чем достаточно.
Где-то в середине XII века здание было разрушено, а керамические сосуды разбиты вдребезги. Чтобы раскопать храм, археологам пришлось пройти через несколько слоев тонкой черной породы. Изначально ученые полагали, что это пепел, образовавшийся в результате пожара, уничтожившего строение. Однако, как показал анализ, все обстояло гораздо интереснее: здание было завалено экскрементами животных!
«Вскоре после разрушения строение превратили в хлев. Полагаю, это было намеренное кощунство», – объясняет Ледерман.
Кто же позволил себе такое кощунство? Археологи подозревают филистимлян, чье ближайшее поселение, Тель Баташ, находилось всего в 7 километрах от Бейт-Шемеша.
Согласно библейской хронологии, XII век до н.э. соответствует эпохе Судей. Бейт-Шемеш упоминается в Писании в качестве порубежного города на границе между израильтянами и филистимлянами – народами, многократно воевавшими друг с другом.
Несмотря на то, что достоверность библейского повествования вызывает ожесточенные споры, археология Бейт-Шемеша однозначно свидетельствует, что город находился в горячей точке.
Исследователи обнаружили четыре отдельных поселения, построенные одно над другим на протяжение двух веков – свидетельство, что место было несколько раз захвачено и покинуто/разрушено, а затем отстроено заново. В один из моментов, когда Бейт-Шемеп переходил из рук в руки, святилище, вероятно, и было разрушено, скорее всего – захватившими город филистимлянами.
Однако почему этот храм был так важен для местных жителей, и почему его так ненавидели филистимляне? Хотя святилище было раскопано еще в 2012 году, только этим летом археологам удалось найти возможный ключ к этой загадке: упомянутый каменный стол, покоящихся на двух камнях меньшего размера.
«Сначала мы думали, что это упавший жертвенник. Но вскоре выяснилось, что это именно стол», – говорит Ледерман. Конструкция напоминает миниатюрный дольмен вроде тех, что находят по всему миру, включая Голанские высоты. Дольменообразных столов в храмах железного века прежде никогда не находили.
Что еще интереснее, по времени и внешнему облику загадочный стол очень напоминает «большой камень», на котором, согласно Писанию, стоял ковчег завета после того, как его вернули филистимляне.
Согласно Библии, после того, как израильтяне завоевали землю обетованную, ковчег находился в Шило, к северу от Иерусалима, и после одной неудачной битвы был захвачен филистимлянами. Однако Всевышний наказал филистимлян за гордыню, поразив из болезнями. Чтобы умилостивить вражеское божество, филистимляне поставили ковчег на телегу, запряженную коровами, и отправили обратно с богатыми золотыми дарами. В результате величайшая из еврейских святынь оказалась в Бейт-Шемеше:
Жители Бейт-Шемеша жали тогда пшеницу в долине, и взглянув увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его. Колесница же пришла на поле… и был тут большой камень, и раскололи колесницу на дрова, а коров принесли во всесожжение Господу. Левиты сняли ковчег Господа и ящик, бывший при нем, в котором были золотые вещи, и поставили на большом том камне; жители же Бейт-Шемеша принесли в тот день всесожжения и закололи жертвы Господу.(Шмуэль I, 6:13-15)
Филистимляне возвращают ковчег завета
|
Согласно Писанию, Бог так же наказал жителей города за то, что они осмелились заглянуть в ковчег:
После этого горожане решили, что недостойны столь великой святыни (или же попросту испугались), и ковчег перенесли в Кирьят-Йеарим, где он и пребывал, пока царь Давид не перенес его в Иерусалим.
Означает ли недавняя находка в Брейт-Шемеше, что библейский рассказ достоверен, по меньшей мере, частично? По словам Ледермана, доказать это археологически практически невозможно, тем более, что между библейской историей и бейт-шемешскими находками есть несколько несоответствий – к примеру, означенный камень, согласно Писанию, находился в поле, а не в святилище. Тем не менее, можно утверждать, что те, кто создавал библейский нарратив о ковчеге (возможно, через несколько веков после описываемых событий), слышали о большом бейт-шемешском камне, имевшем важное религиозное значение в стародавние времена.
Исследователи, в подавляющем большинстве, полагают, что большая часть библейских текстов была создана задолго после XII века до н.э., и что священное писание является не столько историческим, сколько идеологическим документом. Однако, как объясняет профессор Бунимович, любой исторический нарратив, если мы хотим, чтобы в него поверили, должен включать элементы истины. Соответственно, если память о том, что Бейт-Шемеш был важным культовым центром, сохранялась на протяжение столетий, упоминание об этом в рассказе о ковчеге делало эту историю более реалистичной и, следовательно, заслуживающей доверия.
Впрочем, независимо от степени исторической достоверности устных традиций, послуживших основой библейского текста, храм в Бейт-Шемеше с его загадочным столом порождает несколько важных вопросов, касающихся ранней истории израильтян.
Кто жил в Бейт-Шемеше в XII веке до н.э.? Можно ли считать их «израильтяне», или же это были представители «коренного населения» Ханаана? А главное, какому божеству они поклонялись? Однозначного ответа на эти вопросы нет. «Все, что мы можем сказать, что это местные жители, ханаанейцы, чья культура не отличалась от культуры тех, кто жил здесь на несколько веков раньше. Нет никаких свидетельств, что это какая-то пришлая группа», – говорит Ледерман.
Известно, что в XIII веке в Ханаане проживал «народ», именовавшийся Израилем. Он упоминается в надписи на знаменитой стеле Мернептаха. Однако мы понятия не имеем, действительно ли их культура напоминала ту, о которой рассказывается в Библии (написанной много позже), а так же – включала ли их территория Бейт-Шемеш. Название города означает «дом солнца». Это позволяет предположить, что его первые жители были почитателями ханаанского солнечного божества.
С другой стороны, в груде костей в святилище – а так же во всем поселении железного века – не найдено ни одной свиной кости. Это, естественно, сразу же заставляет вспомнить о еврейском запрете есть свинину. Отсутствие свиных костей в поселениях железного века археологи традиционно считают признаком раннего израильского присутствия. Среди прочего, это табу отличало их от злейших врагов филистимлян, евших свинину много и охотно.
Тем не менее, говорят археологи, только отсутствия свиней все-таки недостаточно, чтобы однозначно признать населенный пункт израильским.
Evgeny Naumov
«И поразил Он жителей Бейт-Шемеша за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» (там же, 19).
После этого горожане решили, что недостойны столь великой святыни (или же попросту испугались), и ковчег перенесли в Кирьят-Йеарим, где он и пребывал, пока царь Давид не перенес его в Иерусалим.
Означает ли недавняя находка в Брейт-Шемеше, что библейский рассказ достоверен, по меньшей мере, частично? По словам Ледермана, доказать это археологически практически невозможно, тем более, что между библейской историей и бейт-шемешскими находками есть несколько несоответствий – к примеру, означенный камень, согласно Писанию, находился в поле, а не в святилище. Тем не менее, можно утверждать, что те, кто создавал библейский нарратив о ковчеге (возможно, через несколько веков после описываемых событий), слышали о большом бейт-шемешском камне, имевшем важное религиозное значение в стародавние времена.
Исследователи, в подавляющем большинстве, полагают, что большая часть библейских текстов была создана задолго после XII века до н.э., и что священное писание является не столько историческим, сколько идеологическим документом. Однако, как объясняет профессор Бунимович, любой исторический нарратив, если мы хотим, чтобы в него поверили, должен включать элементы истины. Соответственно, если память о том, что Бейт-Шемеш был важным культовым центром, сохранялась на протяжение столетий, упоминание об этом в рассказе о ковчеге делало эту историю более реалистичной и, следовательно, заслуживающей доверия.
Впрочем, независимо от степени исторической достоверности устных традиций, послуживших основой библейского текста, храм в Бейт-Шемеше с его загадочным столом порождает несколько важных вопросов, касающихся ранней истории израильтян.
Кто жил в Бейт-Шемеше в XII веке до н.э.? Можно ли считать их «израильтяне», или же это были представители «коренного населения» Ханаана? А главное, какому божеству они поклонялись? Однозначного ответа на эти вопросы нет. «Все, что мы можем сказать, что это местные жители, ханаанейцы, чья культура не отличалась от культуры тех, кто жил здесь на несколько веков раньше. Нет никаких свидетельств, что это какая-то пришлая группа», – говорит Ледерман.
Известно, что в XIII веке в Ханаане проживал «народ», именовавшийся Израилем. Он упоминается в надписи на знаменитой стеле Мернептаха. Однако мы понятия не имеем, действительно ли их культура напоминала ту, о которой рассказывается в Библии (написанной много позже), а так же – включала ли их территория Бейт-Шемеш. Название города означает «дом солнца». Это позволяет предположить, что его первые жители были почитателями ханаанского солнечного божества.
С другой стороны, в груде костей в святилище – а так же во всем поселении железного века – не найдено ни одной свиной кости. Это, естественно, сразу же заставляет вспомнить о еврейском запрете есть свинину. Отсутствие свиных костей в поселениях железного века археологи традиционно считают признаком раннего израильского присутствия. Среди прочего, это табу отличало их от злейших врагов филистимлян, евших свинину много и охотно.
Тем не менее, говорят археологи, только отсутствия свиней все-таки недостаточно, чтобы однозначно признать населенный пункт израильским.
«Мы не можем сказать» в 1150 году до н.э. здесь были ханаанейцы, а в 1220 – израильтяне. Мы не видим никаких резких культурных изменений. Вся археология в Бейт-Шемеше и ханаанском нагорье указывает на медленный процесс формирования идентичности, растянувшийся на столетия. Поэтому назвать местных жителей израильтянами мы не можем. Однако их идентичность уже начала меняться, частично – в качестве реакции на филистимскую культуру, чтобы в последствие они стали теми, кого мы называем народом Израиля».
Evgeny Naumov
По теме: