На дне многих пресных водоемов — чистых быстрых ручьев и заросших прудов — можно обнаружить удивительные существа, которые живут в трубчатых домиках, сооружаемых ими из различных мелких частиц, лежащих на дне.В зависимости от того, какие мелкие предметы лежат на дне, и в зависимости от вида насекомого домики могут быть построены из разного материала. У одних это сооружение из крупных песчинок, у других из камешков или раковинок мелких моллюсков, нередко это трубочка, состоящая из небольших обломков веточек или отмерших частей водных растений. «Строительный материал» прочно скреплен паутинными нитями.
На фото — личинка ручейника в необычном домике из золота, жемчуга и бирюзы. Личинки ручейника, ведущие водный образ жизни, знамениты тем, что строят своеобразные домики, которые защищают этих мягкотелых существ от врагов и препятствуют их сносу течением. Такая постройка имеет вид трубки, открытой с обоих концов, — через нее осуществляется ток воды, омывающей жабры личинки. Передний конец обычно расширен: по мере роста, насекомые достраивают и удлиняют трубку.
Взрослые ручейники — невзрачные насекомые, напоминающие ночных бабочек. Сходство это неслучайно, поскольку отряд ручейники (Trichoptera) — ближайшие родственники отряда чешуекрылых (Lepidoptera). Вместе эти отряды объединяют в надотряд Amphiesmenoptera («покрытокрылые»), однако у ручейников крылья покрыты не чешуйками, как у бабочек, а хитиновыми волосками, которые хорошо видны под лупой. Эти волоски, в отличие от чешуек, не могут обеспечить того разнообразия всевозможных расцветок, которым славятся бабочки.
Как и личинки чешуекрылых — гусеницы, — личинки ручейников способны вырабатывать шелк. Ручейники некоторых семейств создают подводные ловчие сети из шелковых нитей, которые одновременно служат и укрытием. У этих видов нет домиков, а хитиновый покров прочнее, нежели у домоседов. Домик тоже может быть целиком сделан из шелка, но чаще шелк служит связующим материалом для песчинок, растительных остатков, мелких раковин и другого подручного (или подлапного?) материала.
Взрослые ручейники — невзрачные насекомые, напоминающие ночных бабочек. Сходство это неслучайно, поскольку отряд ручейники (Trichoptera) — ближайшие родственники отряда чешуекрылых (Lepidoptera). Вместе эти отряды объединяют в надотряд Amphiesmenoptera («покрытокрылые»), однако у ручейников крылья покрыты не чешуйками, как у бабочек, а хитиновыми волосками, которые хорошо видны под лупой. Эти волоски, в отличие от чешуек, не могут обеспечить того разнообразия всевозможных расцветок, которым славятся бабочки.
Как и личинки чешуекрылых — гусеницы, — личинки ручейников способны вырабатывать шелк. Ручейники некоторых семейств создают подводные ловчие сети из шелковых нитей, которые одновременно служат и укрытием. У этих видов нет домиков, а хитиновый покров прочнее, нежели у домоседов. Домик тоже может быть целиком сделан из шелка, но чаще шелк служит связующим материалом для песчинок, растительных остатков, мелких раковин и другого подручного (или подлапного?) материала.
Личинка ручейника в более привычном
домике
Как и ручейники, французский художник Юбер Дюпра (Hubert Duprat) создает абстрактные скульптуры из всевозможных и подчас довольно неожиданных предметов.
Впрочем, наибольшую известность получили творения художника, созданные в кооперации с ручейниками.
Дюпра задался вопросом: а что если личинке ручейника попадется россыпь золотого песка? Конечно, в природе такое случается редко, и скульптор поставил прямой эксперимент: перенес личинок в специальный резервуар, где предоставил в их распоряжение исключительно драгоценные и полудрагоценные материалы. Недолго думая, ручейники принялись строить домики из золота и жемчуга — да и что еще оставалось им делать, если художник извлек их из построенных ранее укрытий?
Впрочем, эта процедура не нанесла им особого вреда: ведь подобные ситуации возможны и в природе. Зато получилось множество самых разных домиков, каждый из которых неповторим. У каждого ручейника была россыпь из нескольких предметов на выбор, и разные особи предпочитали создавать свою конструкцию из разных материалов. Зато видно, что каждый «кирпичик» бережно подогнан к соседнему.
Личинка, которая питается планктоном и мертвой органикой, нередко активна даже в холодное время года подо льдом незамерзающих рек и ручьев. Впрочем, зимовка может приходиться и на покоящуюся стадию куколки. Перед окукливанием личинка строит кокон из шелка, сходный с коконом бабочек. После превращения насекомое прогрызает стенку укрытия, сбрасывает хитиновый покров, а вместе с ним и ненужные теперь челюсти и жабры, расправляет крылья и отправляется в недолгую взрослую жизнь. Вылет ручейников, как и многих других водных насекомых, обычно происходит синхронно, что облегчает поиск партнера. В это время крылатые имаго роятся у берегов рек, словно живые облака. После одной-двух недель, реже — месяцев, самка откладывает яйца на подводную растительность, и цикл повторяется снова.
Интересно, что домики, оставленные личинками, могут сохраняться в ископаемом виде: благодаря этому палеоэнтомологи установили, что строительным навыкам ручейников не меньше 250 миллионов лет — их домики известны с пермского периода, тогда как отпечатки самих насекомых — с триасовых времен. Что же касается ювелирных домиков от Юбера Дюпра, то они с успехом расходятся по всему миру, становясь экстравагантными украшениями и сувенирами. Но не менее прекрасны и сами фотографии, запечатлевшие многоногих строителей, столь неуместных среди сверкающих драгоценностей.
Впрочем, наибольшую известность получили творения художника, созданные в кооперации с ручейниками.
Дюпра задался вопросом: а что если личинке ручейника попадется россыпь золотого песка? Конечно, в природе такое случается редко, и скульптор поставил прямой эксперимент: перенес личинок в специальный резервуар, где предоставил в их распоряжение исключительно драгоценные и полудрагоценные материалы. Недолго думая, ручейники принялись строить домики из золота и жемчуга — да и что еще оставалось им делать, если художник извлек их из построенных ранее укрытий?
Впрочем, эта процедура не нанесла им особого вреда: ведь подобные ситуации возможны и в природе. Зато получилось множество самых разных домиков, каждый из которых неповторим. У каждого ручейника была россыпь из нескольких предметов на выбор, и разные особи предпочитали создавать свою конструкцию из разных материалов. Зато видно, что каждый «кирпичик» бережно подогнан к соседнему.
Личинка, которая питается планктоном и мертвой органикой, нередко активна даже в холодное время года подо льдом незамерзающих рек и ручьев. Впрочем, зимовка может приходиться и на покоящуюся стадию куколки. Перед окукливанием личинка строит кокон из шелка, сходный с коконом бабочек. После превращения насекомое прогрызает стенку укрытия, сбрасывает хитиновый покров, а вместе с ним и ненужные теперь челюсти и жабры, расправляет крылья и отправляется в недолгую взрослую жизнь. Вылет ручейников, как и многих других водных насекомых, обычно происходит синхронно, что облегчает поиск партнера. В это время крылатые имаго роятся у берегов рек, словно живые облака. После одной-двух недель, реже — месяцев, самка откладывает яйца на подводную растительность, и цикл повторяется снова.
Интересно, что домики, оставленные личинками, могут сохраняться в ископаемом виде: благодаря этому палеоэнтомологи установили, что строительным навыкам ручейников не меньше 250 миллионов лет — их домики известны с пермского периода, тогда как отпечатки самих насекомых — с триасовых времен. Что же касается ювелирных домиков от Юбера Дюпра, то они с успехом расходятся по всему миру, становясь экстравагантными украшениями и сувенирами. Но не менее прекрасны и сами фотографии, запечатлевшие многоногих строителей, столь неуместных среди сверкающих драгоценностей.