Массовые сожжения евреев во
время эпидемии чумы в Кельне.
|
В сентябре 1348 года тысячи живших в Европе евреев были сожжены после обвинений в заговоре и распространении страшных болезней.
Слухи о неизвестной страшной болезни, от которой люди умирали в течение нескольких дней, а их трупы покрывались черными пятнами, стали проникать в Европу летом 1346 года. Об этом рассказывали вернувшиеся с Востока купцы, которые воспринимали неведомый мор как обрушившуюся на грешников божью кару.
Весной 1347 года чума появилась на Крымском полуострове и стала распространяться по побережью Черного, а затем и Средиземного моря, поражая жителей Фракии, Македонии, Греции, Италии, Турции, Египта, Ливии, Иудеи и Сирии. В ноябре 1347 года болезнь добралась до Марселя, еще через несколько месяцев — до Авиньона, и стала распространяться вглубь Франции. К началу следующего года чумой была захвачена Испания.
Папа Климент VI, выкупивший Авиньон с намерением превратить его в культурную столицу, заперся во дворце и постоянно жег в помещениях огонь, чтобы выкурить инфекцию. Для определения причины болезни он повелел анатомировать трупы, а когда их стало так много, что никто не успевал их хоронить, папа освятил реку, и тела умерших стали сбрасывать прямо в нее.
Из европейских портов чума распространялась вглубь континента. К весне 1348 года она добралась до Флоренции. В Средиземном море было множество дрейфующих кораблей, на борту которых не осталось ни одного живого человека. Летом болезнь достигла атлантического побережья и с одним из торговых судов попала в Англию.
В начале сентября по пути в Кастилию от чумы скончалась дочь английского короля Эдуарда III Джоанна Плантагенет. Через десять дней в Париже умерла королева Франции Жанна Бургундская.
Одним из следствий страшного мора стало усиление религиозного фанатизма среди европейцев. Одни считали болезнь наказанием свыше и пытались вымолить у бога спасение с помощью публичного бичевания. Другие искали источник болезни во внешней среде и изобретали различные заговоры против христиан, в организации которых обвиняли евреев.
Тогда о чуме мало что знали и ошибочно принимали ее за новый вид проказы, пик распространения которой в Европе пришелся на XIII век. Стоило кому-то заразиться проказой, как он становился изгоем: больного лишали гражданства и собственности, а затем бросали в него горсть земли, после чего он считался фактически мертвым как перед людьми, так и перед церковью.
Слухи о сотрудничестве евреев и прокаженных начали распространяться в начале XIV века. Якобы король мавров был недоволен тем, что христиане постоянно одерживают над ним победу, и решил уничтожить их, сговорившись с евреями. Те, в свою очередь, с помощью дьявола убедили прокаженных заразить своей болезнью всех христиан, превратив их в отбросы общества. За оказание этой услуги евреи якобы обещали инфицированным щедрое вознаграждение.
У этой теории было множество «свидетелей» и «доказательств». Многие из них брали начало в 1321 году, когда был «раскрыт» подобный заговор прокаженных.
Во главе римской католической церкви тогда стоял Иоанн XXI, испытывавший страх перед колдовством и с самых первых дней на своей должности ведший охоту на ведьм. Среди поступавших папе доносов было письмо от графа Филиппа Анжуйского, в котором содержался отчет об обыске в доме еврея Бананиаса после затмения. В одном из его ларцов инквизиторы обнаружили пергамент, написанный на иврите. Все допрошенные евреи переводили содержание этого письма одинаково невинно, однако, когда нашлись знатоки языка среди христиан, оказалось, что оно написано королю сарацин. Евреи якобы хотели заключить с ним сотрудничество и в обмен на возвращение себе Иерусалима предоставить сарацинскому правителю престол в Париже. В этом же послании говорилось о подкупе прокаженных с целью отравления водоемов. «Мы торжествуем, ибо эти христиане отравили своих братьев, — значилось в переводе писцов-богословов, — это верный признак их раздоров и несогласий».
Очевидцы рассказывали, что для заражения воды прокаженные использовали мешочки, в которых была «голова ящерицы, лапы жабы и что-то вроде женских волос, намазанных черной, вонючей жидкостью». Смесь не горела в огне, что считалось доказательством того, что это — сильный яд. По другой версии, отрава состояла из высушенной и стертой в порошок человеческой крови и мочи с примесью тела Христова.
К 1346 году, началу эпидемии «черной смерти», помимо новой волны слухов об антихристианском заговоре, антисемитские настроения росли на почве обвинения евреев в смерти Иисуса Христа. Кроме того, европейцы недолюбливали евреев за их род занятий — торговлю и ростовщичество, которые, во-первых, обеспечивали им некоторое влияние на местную политику за счет предоставления городам крупных займов, а во-вторых, доводили бедных должников до полной нищеты.
Первый погром во время чумы случился в апреле 1348 года в еврейском квартале Тулона, где разгневанная толпа расправилась с четырьмя десятками иудеев прямо в их домах. Вскоре после этого волна насилия прокатилась по Барселоне и другим городам Каталонии.
Климент VI дважды выпускал буллы, пытаясь защитить еврейскую общину — в июле и в сентябре 1348 года. Он хотел объяснить своей пастве, что обвинение иудеев в распространении чумы идет от Сатаны, и просил духовенство встать на их защиту. Личный врач папы рассказал, что евреи умирали от чумы точно так же, как и остальные. В некоторых городах, где свирепствовала болезнь, евреи никогда не жили и даже не появлялись.
В сентябре слух об отравлении водоемов дошел до швейцарского Шьона. Проживавшие в городе евреи были арестованы, и один из них, врач Балавигнус, под пытками сознался, что он и еще несколько его товарищей отравили местные колодцы порошком из христианских сердец, пауков, лягушек, ящериц, человечьего мяса и освященного хлеба. Эта новость быстро стала известна в Берне, откуда ее разнесли по всей Швейцарии и Германии. 21 сентября несколько евреев были сожжены в Цюрихе, остальные подверглись изгнанию.
В первых числах января 1349 года 600 евреев были арестованы и закованы в кандалы в Базеле. Их согнали в специально построенный деревянный сарай и сожгли. Несколько выживших детей насильно обратили в христианство. После этого евреям запретили жить в городе ближайшие 200 лет. 22 января пришел черед города Шпейра, где многие кончали жизнь самоубийством, чтобы избежать крещения. Массовые погромы в еврейских кварталах также произошли в Аугсбурге, Фрейбурге, Зальцбурге, Мюнхене и других городах. Во владениях императора Священной Римской империи Карла IV имущество перебитых евреев было распродано.
Намеревавшийся поддержать иудеев бургомистр Страсбурга был отстранен от должности. В День всех влюбленных, 14 февраля 1349 года, в городе заживо сожгли 900 евреев. Легенда о заговоре достигла Аугсбурга, Вюрцбурга, Зальцбурга, Мюнхена и других населенных пунктов, в большинстве из которых происходили массовые избиения и сожжения евреев. В марте произошел погром еврейской общины в Эрфурте, в котором погибли, по разным оценкам, от нескольких сотен до трех тысяч человек. Многие их них сами поджигали свои дома и гибли в огне, не дожидаясь, когда их придут линчевать. В городах, где не было евреев, в отравлении колодцев обвиняли могильщиков.
Пандемия «черной смерти» завершилась в 1351 году. За четыре года чума истребила, по разным оценкам, от четверти до двух третьих населения Европы, а сами европейцы разгромили 50 крупных и 150 мелких еврейских общин.
Весной 1347 года чума появилась на Крымском полуострове и стала распространяться по побережью Черного, а затем и Средиземного моря, поражая жителей Фракии, Македонии, Греции, Италии, Турции, Египта, Ливии, Иудеи и Сирии. В ноябре 1347 года болезнь добралась до Марселя, еще через несколько месяцев — до Авиньона, и стала распространяться вглубь Франции. К началу следующего года чумой была захвачена Испания.
Папа Климент VI, выкупивший Авиньон с намерением превратить его в культурную столицу, заперся во дворце и постоянно жег в помещениях огонь, чтобы выкурить инфекцию. Для определения причины болезни он повелел анатомировать трупы, а когда их стало так много, что никто не успевал их хоронить, папа освятил реку, и тела умерших стали сбрасывать прямо в нее.
Из европейских портов чума распространялась вглубь континента. К весне 1348 года она добралась до Флоренции. В Средиземном море было множество дрейфующих кораблей, на борту которых не осталось ни одного живого человека. Летом болезнь достигла атлантического побережья и с одним из торговых судов попала в Англию.
В начале сентября по пути в Кастилию от чумы скончалась дочь английского короля Эдуарда III Джоанна Плантагенет. Через десять дней в Париже умерла королева Франции Жанна Бургундская.
Одним из следствий страшного мора стало усиление религиозного фанатизма среди европейцев. Одни считали болезнь наказанием свыше и пытались вымолить у бога спасение с помощью публичного бичевания. Другие искали источник болезни во внешней среде и изобретали различные заговоры против христиан, в организации которых обвиняли евреев.
Тогда о чуме мало что знали и ошибочно принимали ее за новый вид проказы, пик распространения которой в Европе пришелся на XIII век. Стоило кому-то заразиться проказой, как он становился изгоем: больного лишали гражданства и собственности, а затем бросали в него горсть земли, после чего он считался фактически мертвым как перед людьми, так и перед церковью.
Слухи о сотрудничестве евреев и прокаженных начали распространяться в начале XIV века. Якобы король мавров был недоволен тем, что христиане постоянно одерживают над ним победу, и решил уничтожить их, сговорившись с евреями. Те, в свою очередь, с помощью дьявола убедили прокаженных заразить своей болезнью всех христиан, превратив их в отбросы общества. За оказание этой услуги евреи якобы обещали инфицированным щедрое вознаграждение.
У этой теории было множество «свидетелей» и «доказательств». Многие из них брали начало в 1321 году, когда был «раскрыт» подобный заговор прокаженных.
Во главе римской католической церкви тогда стоял Иоанн XXI, испытывавший страх перед колдовством и с самых первых дней на своей должности ведший охоту на ведьм. Среди поступавших папе доносов было письмо от графа Филиппа Анжуйского, в котором содержался отчет об обыске в доме еврея Бананиаса после затмения. В одном из его ларцов инквизиторы обнаружили пергамент, написанный на иврите. Все допрошенные евреи переводили содержание этого письма одинаково невинно, однако, когда нашлись знатоки языка среди христиан, оказалось, что оно написано королю сарацин. Евреи якобы хотели заключить с ним сотрудничество и в обмен на возвращение себе Иерусалима предоставить сарацинскому правителю престол в Париже. В этом же послании говорилось о подкупе прокаженных с целью отравления водоемов. «Мы торжествуем, ибо эти христиане отравили своих братьев, — значилось в переводе писцов-богословов, — это верный признак их раздоров и несогласий».
Очевидцы рассказывали, что для заражения воды прокаженные использовали мешочки, в которых была «голова ящерицы, лапы жабы и что-то вроде женских волос, намазанных черной, вонючей жидкостью». Смесь не горела в огне, что считалось доказательством того, что это — сильный яд. По другой версии, отрава состояла из высушенной и стертой в порошок человеческой крови и мочи с примесью тела Христова.
К 1346 году, началу эпидемии «черной смерти», помимо новой волны слухов об антихристианском заговоре, антисемитские настроения росли на почве обвинения евреев в смерти Иисуса Христа. Кроме того, европейцы недолюбливали евреев за их род занятий — торговлю и ростовщичество, которые, во-первых, обеспечивали им некоторое влияние на местную политику за счет предоставления городам крупных займов, а во-вторых, доводили бедных должников до полной нищеты.
Первый погром во время чумы случился в апреле 1348 года в еврейском квартале Тулона, где разгневанная толпа расправилась с четырьмя десятками иудеев прямо в их домах. Вскоре после этого волна насилия прокатилась по Барселоне и другим городам Каталонии.
Климент VI дважды выпускал буллы, пытаясь защитить еврейскую общину — в июле и в сентябре 1348 года. Он хотел объяснить своей пастве, что обвинение иудеев в распространении чумы идет от Сатаны, и просил духовенство встать на их защиту. Личный врач папы рассказал, что евреи умирали от чумы точно так же, как и остальные. В некоторых городах, где свирепствовала болезнь, евреи никогда не жили и даже не появлялись.
В сентябре слух об отравлении водоемов дошел до швейцарского Шьона. Проживавшие в городе евреи были арестованы, и один из них, врач Балавигнус, под пытками сознался, что он и еще несколько его товарищей отравили местные колодцы порошком из христианских сердец, пауков, лягушек, ящериц, человечьего мяса и освященного хлеба. Эта новость быстро стала известна в Берне, откуда ее разнесли по всей Швейцарии и Германии. 21 сентября несколько евреев были сожжены в Цюрихе, остальные подверглись изгнанию.
В первых числах января 1349 года 600 евреев были арестованы и закованы в кандалы в Базеле. Их согнали в специально построенный деревянный сарай и сожгли. Несколько выживших детей насильно обратили в христианство. После этого евреям запретили жить в городе ближайшие 200 лет. 22 января пришел черед города Шпейра, где многие кончали жизнь самоубийством, чтобы избежать крещения. Массовые погромы в еврейских кварталах также произошли в Аугсбурге, Фрейбурге, Зальцбурге, Мюнхене и других городах. Во владениях императора Священной Римской империи Карла IV имущество перебитых евреев было распродано.
Намеревавшийся поддержать иудеев бургомистр Страсбурга был отстранен от должности. В День всех влюбленных, 14 февраля 1349 года, в городе заживо сожгли 900 евреев. Легенда о заговоре достигла Аугсбурга, Вюрцбурга, Зальцбурга, Мюнхена и других населенных пунктов, в большинстве из которых происходили массовые избиения и сожжения евреев. В марте произошел погром еврейской общины в Эрфурте, в котором погибли, по разным оценкам, от нескольких сотен до трех тысяч человек. Многие их них сами поджигали свои дома и гибли в огне, не дожидаясь, когда их придут линчевать. В городах, где не было евреев, в отравлении колодцев обвиняли могильщиков.
Пандемия «черной смерти» завершилась в 1351 году. За четыре года чума истребила, по разным оценкам, от четверти до двух третьих населения Европы, а сами европейцы разгромили 50 крупных и 150 мелких еврейских общин.