Конечно, мы никогда не узнаем имён настоящих строителей цивилизации, так как письменность появилась значительно позже многих важнейших изобретений. Простой пример — выпивка: абсолютно все люди, перейдя к земледелию, тут же стали выращивать компоненты для производства алкоголя. Одни любили пиво, другие — вино, но пили все. Кто это придумал — мы не узнаем, а ведь этот человек оставил неизгладимый след на облике всего нашего вида. Навсегда. Мы никогда не узнаем имён первых служителей культа и даже имён первых богов. В конце концов, мы не сможем узнать, кто же первым в истории решил построить себе дом, а ведь именно постоянное жилище стало предпосылкой для создания более крупных объединений, вплоть до государств.
Мы можем говорить лишь о тех людях, информация о которых дошла до нас в виде письменных источников, то есть о тех, кто жил не позднее четырёх с половиной тысяч лет назад. Знакомься: перед тобой пять выдающихся личностей, которые заложили первые кирпичики нашей цивилизации.
𝟙. Саргон Аккадский
* Евреи позаимствовали эту историю и создали собственную версию - Моисея (Моше):
Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Он усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и закабалил израильтян, отправив их на царские работы. Каторжный труд не сократил, однако, их численности, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных младенцев-израильтян мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохевед удалось скрывать младенца у себя дома в течение трех месяцев. Не имея более возможности прятать ребенка, она оставила его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание. Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх. 2:6), она, однако, сжалилась над плачущим красивым младенцем и по совету сестры Моисея Мирьям, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мирьям позвала Иохевед, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына» (Исх. 2:10). (Примечание: Louiza Smith)
Сначала Саргон стал чашеносцем при кишском дворе (это город такой — Киш), несколько позже сам занял место садовника и, наконец, воцарился на троне Аккада.** Такая головокружительная карьера объясняется покровительством богини Иштар.
** Евреи позаимствовали эту историю и создали собственную версию - Иосифа.
В заключении Иосиф добился расположения начальника тюрьмы, поставившего его над всеми узниками. Однажды Иосиф истолковал сны находившихся в заточении начальника пекарей и начальника виночерпиев фараона, первому предсказав скорую казнь, второму — освобождение и восстановление в должности. Предсказание Иосифа сбылось, однако начальник виночерпиев, несмотря на просьбу Иосифа походатайствовать за него перед фараоном, вспомнил о нем лишь через два года, когда никто из мудрецов не смог истолковать сон фараона. Доставленный ко двору Иосиф истолковал сон как предзнаменование семи лет изобилия, на смену которым придут семь неурожайных лет, и посоветовал назначить чиновника с широкими полномочиями для создания в течение изобильных лет продовольственных запасов в закромах фараона, которые позволят предотвратить голод в последующие неурожайные годы (Быт. 41:1–36). Фараон, впечатленный разумностью плана, поручил его осуществление самому Иосифу, которому тогда исполнилось 30 лет (Быт. 41:37–40, 46). Иосиф стал самым высоким сановником при дворе фараона: его предсказания сбылись и на этот раз, и план был блестяще выполнен. Благодаря ему в период тяжелой засухи Египет стал житницей для окружающих стран. За зерно землевладельцы отдавали фараону свои поля, и таким образом все земли Египта перешли в его личное владение. (Примечание: Louiza Smith)
Так или иначе, Саргон объединил Шумер и Аккад, создав доминирующий центр силы во всей Месопотамии. Этот центр просуществовал всего несколько веков, что не слишком впечатляет. Однако за это время аккадский язык распространился на значительные территории, впоследствии став главным языком Ассирии и Вавилона.
𝟚. Скорпион I
Сегодня первым полноправным правителем Древнего Египта считается фараон Скорпион I — и это нормальное имя. Его отцом, например, был фараон Бык; известен также фараон Яростный Сом и даже фараон Хватала. Впрочем, в те времена ещё не существовало данного титула, но для удобства всех правителей Египта называют фараонами.
Гробницу Скорпиона обнаружили только в 1988 году — она предстала перед археологами в разграбленном виде, тем не менее нашлись вещи, которые никак нельзя было украсть. Сквозь тысячи лет до нас дошло послание о славных завоеваниях Скорпиона, а также список покорённых городов.
Именно этого Скорпиона имели в виду сценаристы фильма «Мумия возвращается» — его сыграл Дуэйн Джонсон. Персонаж пришёлся публике по душе, в результате чего мы получили спин-офф «Царь скорпионов», ставший самостоятельной франшизой.
𝟛. Минос
𝟜. Хуан-ди
При Хуан-ди создаётся первое единое государство на территории Китая, изобретается система учёта запасов, календарь, а вскоре и полноценная письменность.Но главное — вводится разделение земли на наделы, что уже куда больше походит на мотивы и действия обычного человека.
Настоящее имя этого исторического персонажа навсегда утеряно в веках; время его правления относится к третьему тысячелетию до нашей эры. После продолжительной борьбы и победы над другими вождями племён Хуан-ди создал единое государство Куньлунь. Возможно, имя Жёлтый Император было взято для упрощения налаживания контактов с племенами в бассейне реки Хуанхэ, название которой переводится как «жёлтая река». Так или иначе, на следующие тысячи лет желтый станет цветом императорской одежды.
𝟝. Пузур-Ашшур I
Ассирия — это первое в истории (во всяком случае, известное науке) государство с протяжённой границей. То есть не просто несколько городов, объединившихся на некоторое время ради ведения совместных боевых действий, уборки урожая или строительства какого-то храмового комплекса, а государство с едиными законами и границей. Законов было немного, но наказанием за неисполнение любого из них почти всегда была смерть. Либо что-то из классики: отрезание носа, ушей, пальцев и так далее.
Впрочем, были и свои плюсы: завоёванным народам предлагалось стать ассирийцами — для этого даже были созданы глиняные таблички для ведения учёта. Требовалось взять себе новое ассирийское имя, выполнять законы страны, платить налоги и поклоняться богу Ашшуру. При этом старая личность как бы переставала существовать, и для многих такой вариант становился хорошей альтернативой. Например, это был быстрый способ списать все накопленные долги или вообще изменить социальный статус.
M. Malakhov