Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Душевные терзания мышей-хипстеров

Душевные терзания мышей-хипстеров

Среди мышей тоже есть хипстеры! И, оказывается, мыши тоже впадают в уныние и депрессию, спастись от которых им помогает свой маленький тренажёрный зал.

О смешном, но, конечно же, очень важном эксперименте Американской Психологической Ассоциации.

Ученые бывают не только умные, но и веселые. Попалось  на глаза на сайте APA (Американская Психологическая Ассоциация) описание эксперимента, одновременно и академически интересного, и изрядно забавного, и — жизненного.

Ученые брали мышь-хипстера — слабенькую, боязливую, неавторитетную. И заселяли с ней по соседству, через стеклянную загородочку, мышь-гопника. Большую, свирепую, склонную незамедлительно прояснить, кому тут какое место причитается в иерархии.

Мышь-гопник всячески третировала мышь-хипстера через загородочку. Орала «Ты с какова района, шо-то я тебя не припомню!», ругалась «Вот только доберусь я до тебя!», и демонстрировала попытки. Более того: время от времени между ними загородочку убирали. Пацан моментально начинал идти к успеху. Но его придерживали. За хвост, наверное, не знаю.

Продемонстрировав мыши-хипстеру такие вот совсем уже близкие перспективы, загородочку возвращали на место. И гопник снова продолжал грозиться.

Что получалось? От такой жизни мышь-хипстер довольно быстро изрядно грустнела, теряла бодрость духа. Тусила по закоулкам, шоб ее поменьше заметно было. Интерес к жизни не проявляла.

Но одновременно оказалось. Что если предварительно мышей-хипстеров делить на две группы, в одной из которых они будут проживать в клетках с, так выразиться, тренажерами: с колесиками всякими беговыми, с прочей такого рода фигней, а мыши другой группы будут жить в клетках, в которых ничего такого нет, то:
  •  во-первых, мыши-хипстеры изрядно склонны тренироваться — за ночь наматывают по 10 километров на этих беговых колесиках.
  • А во-вторых — впадают в уныние и безысходность потом, при предъявлении мышиного гопника, именно те мыши-хипстеры, которые жили в клетках без тренажеров.
А те, которые имели возможность для изрядной физической активности, — ведут себя бодро, к неистовству мыши-гопника относятся полностью пофигистично: пусть себе беснуется, лишь бы не скучал.

Вот такое вот поучительное разъяснение получили мы от ученых людей на предмет жизни мышей.

Но ученые пошли дальше.

Просканировали мышиный мозг, и обнаружили, что у тренированных мышей-хипстеров изрядно нарастает в определенной зоне мозга (в зоне, влияющей на формирование эмоций), а у нетренированных в этой зоне — не нарастает. Обрезали аккуратненько эту зону. Обнаружили, что после такой операции у тренированных хипстеров эффект рассасывается: они тоже начинают бояться мышь-гопника, как и нетренированные.

Отсюда и заключили, что именно предварительная тренировка, а не что-либо иное, приободряет мышь-хипстера перед лицом мыши-гопника.

Напрямую ассоциировать результаты этого исследования с людьми нельзя, ибо у людей именно такой зоны в мозгу нету. Но есть поводы для косвенных ассоциаций.

Ибо у нас есть эволюционно аналогичный регион, 25-ая зона по Бродману. И к моменту этого исследования уже было установлено, что оная зона, по меньшей мере, принимает участие в формировании депрессии: получалось урабатывать не поддающиеся иным способам лечения тяжелые депрессии посредством электрической стимуляции этой зоны мозга.

Соответственно, есть поводы говорить о том, что разумно организованный фитнес у человеков позволяет производить аналогичный эффект.

Таким вот образом господа ученые красиво продемонстрировали нам пользу физзарядки.

Напоследок же конкретизируем.

Другие исследования показывают, какой именно фитнес приносит пользу для улучшения бодрости духа. А именно: данные говорят о том, что если тренироваться, немного превышая так называемый респираторный порог, тогда улучшение настроения неминуемо наступает спустя примерно полчаса.

Вот такая вот замечательная история. И еще отметим: учитывая, что правильная физзарядка закономерно подымает настроение и улучшает здоровье, а люди часто пропускают, а то и вовсе бросают это дело как раз по причине плохого настроения или ухудшения самочувствия, ученые проводят весьма разумную параллель.

Они толкуют о том, что бросать упражняться по той причине, что почувствовали себя нехорошо или невесело — это примерно то же самое, что и не принимать аспирин по причине того, что у тебя разболелась голова. Безусловно имея в виду, что нездоровый фанатизм — это совершенно о другом.


Sergey Shvartsky, psychologist