Битва при Пуатье |
Большое количество народов древности окутано тайной, их имена и культуры поглощены прошедшим временем. Но имена тех, кто был могущественен, тех, кто боролся за свое выживание, высечены на страницах истории.
Сегодня мы собираемся поразмышлять о германских племенах, которым это удалось. Племя, которое дало Франции ее имя, способствовало ее важности и значительной части ее самобытности, — франки. Мы коснемся всех самых больших вех этого гордого и экспансионистского воинственного племени, из династий которого произошли самые ранние французские короли.
От поражения к триумфу: ранняя история франков
Некоторые из самых ранних упоминаний о «франках» были написаны известными римлянами той эпохи — Аммианом Марцеллином, Клавдианом, а также Сидонием Аполлинарием. Из этих источников мы можем заключить, что франки и подобные им германские племена, которые римляне считали крайне варварскими, были настоящим бельмом на глазу Римской империи.
В «Historia Francorum» Грегори, «Истории Франции», |
Они жили на границах империи, процветая в долинах рек Вессер, Рейн и Мозель, постепенно расширяясь на запад и занимая также долину реки Шельда. Эта среда обитания приобрела довольно большие размеры, и теперь франки были разделены на несколько обозначений в зависимости от их дома. На западе вокруг Шельды жили салианские франки .
На севере, на оконечности Рейна, жили прибрежные франки, а мосанские франки - на юге. А на востоке, между Рейном и Вессером, жили гессенские франки. Последние дают свое название и современной области Германии – Франконии – в плодородных долинах Мозеля и Рейна.
На самых ранних стадиях франки считались гораздо более варварскими, чем некоторые близкородственные германские племена, такие как остготы или вестготы . Франки все еще придерживались своей языческой религии и не имели более сложной организации. На самом деле они все еще опирались на древнюю систему многочисленных подплеменных вождей, которая быстро слабела и устарела.
Когда они начинают появляться в римских историях, франки подвергались нападению. Римский император Максимиан после своих побед над повстанцами в Галлии сосредоточил свое внимание на рейнских племенах, которые он считал самой большой угрозой.
Битва на Каталаунских полях. |
Эта кампания в Германии в 287 году нашей эры была сосредоточена на двух ключевых племенах того времени - бургундах и алеманнах. В следующем году он обратил свое внимание на их союзников, франков, племя, которое сеяло хаос вдоль Рейна.
Впоследствии они потерпели поражение, а их лидер присягнул на верность Римской империи , превратив таким образом франков в федерации — в основном наемников. В качестве федераций франкам — в основном салианскому племени — было разрешено постоянно селиться в пределах границ Римской империи. Они поселились в Нижней Германии, которая сегодня состоит в основном из Бельгии и северной Франции.
После подчинения римлянам франки вступили в совершенно новую эру в своей истории. В некотором смысле они ассимилировались довольно быстро — или, возможно, ассимилировались лишь частично — интегрируясь в римское общество с удивительной легкостью и скоростью.
Не прошло и века после того, как им был предоставлен статус федерации, франки приспособились к использованию латинского языка, развитию законов и постепенному обращению в христианство . Но в первые дни их жизни в качестве союзников и наемников Рима именно их воинственный характер приносил им наибольшую пользу.
Они служили генералами Рима, и некоторые из них были очень искусны в этой роли. Менее чем через 50 лет в качестве союзников франки предоставили империи выдающегося полководца - Флавия Арбогаста. Первый франкский римский консул был назначен в 351 году, а в последующие годы за ним последовали многие другие.
Флавий Арбогаст, франк, стал генералом в Римской империи |
Начало франкской династии Меровингов
Но воинственную кровь германских племен было нелегко контролировать. Вскоре это вышло на первый план, поскольку франкам было разрешено создавать свои собственные мелкие королевства в пределах империи. И как только это произошло, они росли в силе, используя возможности там, где им предоставлялись.В северной Галлии среди римских войск этой провинции выделялся один король — король всех франков. Его звали Хлодио, отец Меровига и, возможно, первый правитель знаменитой франкской династии Меровингов .
Во времена Хлодиона Западная Римская империя находилась на последнем издыхании и вскоре должна была пасть под постоянным натиском варварских племен. Фактически, Хлодион Длинноволосый воспользовался своим шансом и расширил франкские территории за счет северной Галлии, поскольку римские войска были вынуждены сражаться на юге.
Его преемники, скорее всего, его внук и те, кто после него, постепенно завоюют все франкские племена в Рейнской области и Галлии, установив династию Меровингов как единоличного правителя над объединенными франками. К 509 году нашей эры все франки и те галло-римляне , которые остались в провинции, находились под властью этой династии.
Завоевания франков между 481 и 511 годами |
Они стремительно ворвались к власти и всего за несколько десятилетий сумели покорить бургундов, вестготов и установить свою власть над аламаннами, саксами и баварцами. Когда Западная Римская империя пала, она оставила после себя могущественное королевство, которое за очень короткое время поднялось до невероятных высот, а также крупнейшее государство в Западной Европе — то, что мы знаем сегодня как Франкское королевство.
Примерно через два века династия Меровингов истощала свою власть и быстро теряла влияние. Так было до прихода к власти очень важного человека, безжалостного лидера, пришедшего к власти в результате борьбы младших дворян Меровингов. Его звали Чарльз Мартель, и он стал фактическим правителем Франции, также известной как Франкская империя.
При его правлении Франкская империя была самой заметной военной силой в Европе и выступала в качестве щита против мощной силы вторжения. Эта защита является одним из самых важных событий как в биографии Карла Мартеля, так и в истории франков — битва при Туре.
Чарльз Мартель, франкский государственный деятель и |
Поворотный момент для Европы: битва при Туре
Халифат Омейядов был обширным мусульманским царством, быстро завоевавшим большие участки земли по всей Европе. После молниеносного покорения Пиренейского полуострова Омейяды продолжили свой путь в материковую Европу и в регион Франции.У этой безжалостной и могущественной силы не было особых проблем с завоеванием многих городов на юге — они были в основном незащищенными или имели слабые гарнизоны. Безье , Ним, Вильнёв-ле-Магелон и Але-ле-Бен быстро пали, и губернатор Омейядской Иберии Аль-Самх ибн Малик аль-Хавлани основал свою новую столицу в городе Нарбонна на юге современной Франции.
Только в 732 году нашей эры их продвижение в сердце Франции было остановлено — они потерпели полное поражение в битве при Туре силами Карла Мартеля. После этого поражения силы Омейядов отступили через Пиренеи обратно в Иберию. Через три года они вернутся во Францию под новым руководством Укбы ибн Аль-Хаджаджа.
Второе вторжение оказалось еще более опасным, так как мусульманам удалось проникнуть глубоко, разграбить и сжечь Арль, захватить Авиньон и совершить набеги на Лион, Пьемонт и Бургундию. Только после двух атак войск Карла Мартеля и краха внутренней системы управления угроза Омейядов окончательно миновала Францию.
Правление Карла Мартеля и его победа над халифатом Омейядов были одним из поворотных моментов в современной истории Европы, и если бы исход был каким-то иным, то мы все, вероятно, сейчас писали бы на другом языке. После его смерти династия Меровингов была заменена новой династией Каролингов, которая правила примерно следующие четыре столетия.
Карл Великий и новая франкская эра
Золотая эра франкского королевства наступила в эпоху внука Карла, которого также звали Чарльз. Карлу удалось значительно расширить свое королевство после кампании против саксов и лангобардов, и он был назван Карлом Великим — Каролус Магнус — или, как мы знаем его сегодня, как Карл Великий .Его сильно расширенное царство было провозглашено Каролингской империей или империей римлян и франков после того, как Карл Великий был коронован как император римлян папой Львом III. Значение Карла Великого как преемника того, что когда-то было Западной Римской империей, заключается в том факте, что ему удалось объединить почти всю Западную Европу в единую империю, что привело к его прозвищу «Pater Europae» - отец Европы.
Коронация Карла Великого, |
Его империя позже будет известна как Священная Римская империя и просуществовала 1000 лет — до 1806 года, когда она была распущена Наполеоном после его победы при Аустерлице в наполеоновских войнах. Со времен Карла Великого франкское королевство расширилось до самой большой и развитой формы.
На протяжении целых тысячелетий они были центральной фигурой в политическом гобелене Европы и мира и имели решающее значение для развития крупных дел. Без них история всей Европы была бы совсем другой. За это время язык и культура франков развивались, и в конечном итоге родился французский язык, а также французская идентичность.
Из-за множества наций и совершенно разных языков и культур, которые со временем стали частью франкских королевств, таких как галлы и их язык, галло-римляне с латынью, окситанцы с окситанским языком и многие другие, французский язык был родился как очень эклектичная смесь всего этого и западногерманского франкского языка.
И когда мы поймем эту богатую историю, лежащую в основе современной французской нации, количество разнообразных народов, которые помогли построить основы империи, мы только тогда сможем по-настоящему оценить красоту нации, такой разнообразной и такой древней, ее культуры. богат сверх меры. Одним интересным фактом, связывающим всех европейцев с франками, является использование термина «франк» во многих преимущественно азиатских языках по всему миру — для обозначения современных европейцев.
Изображение разных франков с 400 по 600 год нашей эры |
Франкское имя и их репутация широко распространились по миру, сначала благодаря контактам с Омейядами, а затем по торговым путям. От греческого Frangos до арабского al-Faranj, вплоть до Азии и Firang на урду, Folangji на китайском и Farang на тайском. В последней культуре Фаранг обозначал любых европейцев. Некоторые ученые утверждают, что слово «франк» распространилось даже настолько далеко, что достигло далеких самоанцев, которые называют европейцев палаги.
Прочное влияние франков
Большинство людей сегодня никогда бы не связали современную Францию с полностью германским наследием. Но правда в том, что этот могущественный европейский народ, хотя его культура и язык очень романтичны по своей природе, берет свое начало в честолюбивом и воинственном германском племени. Их западногерманский язык, франкский, был утерян за столетия совместного существования вместе с более многочисленными народами в их королевстве.Но даже при этом нельзя не заметить наследие германских франков. И чтобы помочь нам вспомнить, у нас есть такие герои, как Хильдерик, Пепин, Шарль Мартель и Карл Великий, чьи подвиги постоянно напоминают нам историю возвышения франков.
( Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Aleksa Vučković,
«The Franks, Charlemagne, and the Forging of Europe»