16 сентября 1560 года в небольшом сельском французском городке Артигат человек по имени Арно дю Тиль был казнен через повешение за самое необычное преступление: более трех лет он принимал чужую личность, живущий как Мартин Герре, уроженец Артигата, пропавший без вести восемь лет. Арно шагнул в деревню и в жизнь Мартина, с распростертыми объятиями встреченный семьей Герр и женой Мартина, Бертрандой, которая взяла Арно как своего давно потерянного мужа и жила с ним как супружеская пара, даже родив двух его сыновей. детей, из которых один выжил.
Эта история может показаться эксцентричным сюжетом к голливудскому фильму, и действительно, по делу были сняты два фильма («Возвращение Мартина Герра» и «Соммерсби»), но судебные протоколы из Тулузы содержат неопровержимые доказательства того, что этот странный случай с украденной личностью был на самом деле. Итак, кем был Арно дю Тиль и почему он решил жить как самозванец в чужой жизни? Возможно, что более важно, почему никто не осознавал, что он мошенник, до драматического возвращения настоящего Мартина Герра? Читайте дальше, чтобы узнать причудливые подробности того, что судебный секретарь Тулузы назвал «потрясающей историей нашего времени».
В течение следующих восьми или более лет брак Мартина и Бертранды оказался бесплодным из-за импотенции Мартина. Утверждалось, что пара находилась под злыми чарами, хотя более вероятное объяснение состоит в том, что пара была просто слишком молода, чтобы заключить брак, и ее семья настаивала на том, чтобы она расторгла брак и положила конец ее унижениям. Однако Бертранда была верна ему и оставалась с Мартином до тех пор, пока в 1548 году пара не была вознаграждена рождением своего первого ребенка, сына, которого они назвали Санси.
Их радость была недолгой. Всего семь месяцев спустя Мартин украл у своего отца небольшое количество зерна, и из-за стыда и страха перед последствиями Мартин бежал из города, оставив свою жену и семью. От него не было вестей более восьми лет, пока в город не прибыл человек, назвавшийся давно пропавшим Мартином Герром. Сначала Бертранда не была уверена, принимать ли утверждения мужчины о том, что он ее муж, пока он не рассказал ей слова, которые они сказали друг другу в ночь их свадьбы, и не напомнил ей о паре белых штанов (шортах), которые он оставил в сундуке в день своего отъезда.
Точно так же, когда «Мартин» воссоединился со своей семьей и другими жителями деревни, многие не решались принять его, хотя он приветствовал каждого человека по имени без представления. Он завоевал их доверие, рассказав каждому из них подробности общих воспоминаний из прошлого, о том, что они делали вместе, или о местах, где они были, и о разговорах, которые происходили между ними. Как мог этот человек не быть Мартином? Его встретили с распростертыми объятиями, и он занял свое место в семье и деревенской жизни, прожив как Мартин Герре более трех счастливых лет.
Отношения между «Мартином» и его дядей разорвались, когда самозванец потребовал свою долю в семейном бизнесе за годы отсутствия Мартина и когда он пригрозил подать в суд на своего дядю, Пьер попытался убить его. Пьер и его зятья избили мужа Бертранды чуть ли не до полусмерти, и только Бертранда, бросившись через его тело, чтобы принять удары, спасла его от смерти.
Так начался тяжелый судебный процесс, кульминацией которого стало решение суда Тулузы от 12 сентября 1560 года: человек, называвший себя Мартином Герром, на самом деле был самозванцем, и в качестве компенсации за свои преступления он был приговорен к смерти, а его тело впоследствии быть сожженным. Однако загадка, представленная этим испытанием, заключалась в том, как установить истинную личность человека в эпоху, когда программное обеспечение для распознавания лиц еще не могло быть изобретено. Как кто-то может доказать, что он на самом деле был самим собой?
16 сентября 1560 года Арно дю Тиля провели по улицам Артигата с петлей на шее, а затем отвели в дом Мартина Герра, где для казни была построена виселица. На самых ступенях своей виселицы Пансетт раскрыл свой обман: семь лет назад, вернувшись из Пикардии, некоторые близкие друзья Мартина Герра приняли Арно за Мартина, и поэтому, имея репутацию обманщика и сам в большом личном долгу, Арно решил подыграть и обманул мужчин, получив от них информацию о жизни Мартина, которую он использовал, чтобы выдать себя за него.
Однако обладание чьими-то знаниями и воспоминаниями не приравнивается к обладанию их личностью, и при этом внешний вид не обязательно доказывает личность, как доказывает этот случай ошибочной идентификации. Однако показания, данные в ходе судебного разбирательства, сосредоточены вокруг этих аспектов личности Мартина (и Арно). Итак, что стало решающим фактором, который привел к уничтожению обмана Пансетта?
Сапожник, который шил обувь для Мартина, показал, что подсудимый был приспособлена для обуви на три размера меньше, другой свидетель также показал, что обвиняемый , похоже, не имел навыков или понимания фехтования, несмотря на то, что Мартин был знатоком этого искусства. Свидетели также пришли к общему мнению, что Мартин Герре был и выше, и темнее подсудимого, тоньше телосложения там, где обвиняемый был коренастым, с более плоским носом и шрамом на правой брови, которого у обвиняемого не было. Возможно, еще более убедительно то, что два солдата объявили обвиняемого мошенником, поскольку они сражались в Сен-Квентине с Мартином Герром, где он потерял ногу из-за пушечного ядра и заменил ее деревянной.
Несмотря на то, что доказательства его внешности были проигнорированы судом из-за противоречивых показаний свидетелей, несомненно, других доказательств против него было бы достаточно, чтобы осудить обвиняемого как самозванца. Тем не менее суд изначально был убежден, что обвиняемым самозванцем на самом деле был Мартин Герр, и заключил Бертранду в тюрьму за ложное обвинение его в самозванстве. В это трудно поверить, не понимая ключевой разницы в том, как определялась самоидентичность в 16 веке: в отличие от 21 века, идентичность не была фиксированной концепцией, а самоощущение было гибким и проницаемым, созданным и управляемым человеком. связь между внутренними мыслями и внешними отношениями.
К позднему Средневековью большинство простых европейцев жили в сельских поселениях, зависящих от аграрной экономики. Городская жизнь включала в себя коллективные обязанности, такие как налоги или ремесленные гильдии, которые определяли социальный статус и включение и создавали чувство общности, а также обеспечивали механизмы правового и морального управления. Участие в общественных институтах и ритуалах, таких как совместная еда и питье в местной таверне, определяло роль человека и его идентичность в городе, а поддержание отношений с другими членами сообщества было жизненно важным для того, как человек определял свое самоощущение.
Позднесредневековое общество основывается на доверии, основанном на ежедневном общении и ожиданиях других. Европейцы в средние века боялись неизвестного, и сила доверия, существовавшего внутри сообщества, была жизненно важна для его выживания. Понятие доверия было разделено на «тонкое» доверие, которое применялось к незнакомцам и посторонним, и «толстое» доверие, которое применялось к людям, которых вы знаете. Именно это «толстое» доверие, по сути, позволило Арно дю Тилю проскользнуть в шкуру Мартина Герра на три года, поскольку он завоевал доверие жителей деревни Артигат и семьи Герре, напомнив им о месте Мартина в их сообществе и отношениях, которые у него были. делился с каждым из них, потому что именно эти вещи определяли личность в 16 веке больше, чем размер обуви или деревянная нога.
Правда может быть немного грязнее, чем предполагают исторические записи. Хотя нет прямых доказательств, безусловно, есть некоторые аспекты дела, которые не складываются четко. Арно признается, что получил информацию о жизни Мартина от двух друзей, которых он встретил семь лет назад, но это не объясняет, как он смог с первого взгляда узнать жителей деревни Артигат и узнать личные подробности их жизни, никогда не встречаясь с ними. Помогла ли Бертранда Арно, сообщив ему эту информацию?
Есть также показания Арно, в которых он смог сообщить интимные подробности брака Мартина и Бертранды и которые полностью соответствовали показаниям, данным Бертрандой на отдельных допросах. Единственным объяснением того, что Арно знал эти факты, является то, что сама Бертранда рассказала ему, предполагая, что она на самом деле знала, что он не был ее мужем, и вступила с ним в сговор, чтобы спланировать обман, возможно, опасаясь последствий для их жизни и репутации, если Арно обманет.
Вполне возможно, что Бертранда с самого начала знала, что мужчина, называющий себя Мартином, не был ее мужем. Для брошенной жены, воспитывающей маленького сына, возвращение мужа спустя столько лет было бы не чем иным, как чудом. Чтобы защитить свою семью и свою честь, Бертранда, возможно, решила помочь Арно стать Мартином. Она яростно защищала его личность как своего мужа, заявляя, что если бы кто-то был «настолько безумен, чтобы сказать обратное, она бы его убила». Конечно, это противоречит тому факту, что Бертран возбудила дело против Арно, но совершенно очевидно, что она сделала это только под принуждением Пьера Герра и угрозой потерять свой дом и семью. Ее поведение в суде, испуганное, нерешительное, слезливое, ясно показывает ее неубежденность,
Другая возможность состоит в том, что Бертранда полюбила Арно. По общему мнению, самозванец был хорошим мужем и семьянином, живущим «без обид» в мире и достатке. Нет веских доказательств того, что Арно и Бертранда любили друг друга, но настойчивое заявление Арно во время казни о том, что Бертранда не участвовала в его обмане, возможно, могло означать, что он заботился о ней и хотел защитить ее честь. Возможно, мы никогда не узнаем всей истории Мартина, Арно и Бертранды. Столько сомнений окружало это дело с самого начала и продолжает терзать историков сегодня. Почти 450 лет спустя поиски истины продолжаются.
Эта история может показаться эксцентричным сюжетом к голливудскому фильму, и действительно, по делу были сняты два фильма («Возвращение Мартина Герра» и «Соммерсби»), но судебные протоколы из Тулузы содержат неопровержимые доказательства того, что этот странный случай с украденной личностью был на самом деле. Итак, кем был Арно дю Тиль и почему он решил жить как самозванец в чужой жизни? Возможно, что более важно, почему никто не осознавал, что он мошенник, до драматического возвращения настоящего Мартина Герра? Читайте дальше, чтобы узнать причудливые подробности того, что судебный секретарь Тулузы назвал «потрясающей историей нашего времени».
🔵 Возвращение Мартина Герра
Мартин Герр родился во французской Стране Басков , недалеко от границы с Испанией, но его семья покинула этот регион, когда ему было всего два года, и в конце концов поселилась в Артигате. Он вырос как член городского сообщества, но был непопулярен среди своих сверстников, несмотря на то, что семья Герре была довольно обеспеченной, поскольку его отец Санси был наследником семейного состояния. Когда Мартину было около четырнадцати, он женился на Бертранде де Роль, которой в то время было всего девять или десять лет, из богатой семьи Рольс с другой стороны долины Лез.В течение следующих восьми или более лет брак Мартина и Бертранды оказался бесплодным из-за импотенции Мартина. Утверждалось, что пара находилась под злыми чарами, хотя более вероятное объяснение состоит в том, что пара была просто слишком молода, чтобы заключить брак, и ее семья настаивала на том, чтобы она расторгла брак и положила конец ее унижениям. Однако Бертранда была верна ему и оставалась с Мартином до тех пор, пока в 1548 году пара не была вознаграждена рождением своего первого ребенка, сына, которого они назвали Санси.
Их радость была недолгой. Всего семь месяцев спустя Мартин украл у своего отца небольшое количество зерна, и из-за стыда и страха перед последствиями Мартин бежал из города, оставив свою жену и семью. От него не было вестей более восьми лет, пока в город не прибыл человек, назвавшийся давно пропавшим Мартином Герром. Сначала Бертранда не была уверена, принимать ли утверждения мужчины о том, что он ее муж, пока он не рассказал ей слова, которые они сказали друг другу в ночь их свадьбы, и не напомнил ей о паре белых штанов (шортах), которые он оставил в сундуке в день своего отъезда.
Точно так же, когда «Мартин» воссоединился со своей семьей и другими жителями деревни, многие не решались принять его, хотя он приветствовал каждого человека по имени без представления. Он завоевал их доверие, рассказав каждому из них подробности общих воспоминаний из прошлого, о том, что они делали вместе, или о местах, где они были, и о разговорах, которые происходили между ними. Как мог этот человек не быть Мартином? Его встретили с распростертыми объятиями, и он занял свое место в семье и деревенской жизни, прожив как Мартин Герре более трех счастливых лет.
🔵 Обман Пансетта наконец-то раскрыт
В январе 1559 года Бертранда де Роль представилась в качестве истца перед судьей в Риэ, утверждая, что человек, с которым она жила как муж в течение последних трех лет, на самом деле был не Мартином Герром, а человеком по имени Арно дю Тиль, который также был известен как «Пансетт». Дело было возбуждено Бертрандой не по ее собственной воле, на нее оказал давление Пьер Герр, патриарх семьи Герр и дядя Мартина, который также был женат на матери Бертранды.Отношения между «Мартином» и его дядей разорвались, когда самозванец потребовал свою долю в семейном бизнесе за годы отсутствия Мартина и когда он пригрозил подать в суд на своего дядю, Пьер попытался убить его. Пьер и его зятья избили мужа Бертранды чуть ли не до полусмерти, и только Бертранда, бросившись через его тело, чтобы принять удары, спасла его от смерти.
Так начался тяжелый судебный процесс, кульминацией которого стало решение суда Тулузы от 12 сентября 1560 года: человек, называвший себя Мартином Герром, на самом деле был самозванцем, и в качестве компенсации за свои преступления он был приговорен к смерти, а его тело впоследствии быть сожженным. Однако загадка, представленная этим испытанием, заключалась в том, как установить истинную личность человека в эпоху, когда программное обеспечение для распознавания лиц еще не могло быть изобретено. Как кто-то может доказать, что он на самом деле был самим собой?
16 сентября 1560 года Арно дю Тиля провели по улицам Артигата с петлей на шее, а затем отвели в дом Мартина Герра, где для казни была построена виселица. На самых ступенях своей виселицы Пансетт раскрыл свой обман: семь лет назад, вернувшись из Пикардии, некоторые близкие друзья Мартина Герра приняли Арно за Мартина, и поэтому, имея репутацию обманщика и сам в большом личном долгу, Арно решил подыграть и обманул мужчин, получив от них информацию о жизни Мартина, которую он использовал, чтобы выдать себя за него.
Однако обладание чьими-то знаниями и воспоминаниями не приравнивается к обладанию их личностью, и при этом внешний вид не обязательно доказывает личность, как доказывает этот случай ошибочной идентификации. Однако показания, данные в ходе судебного разбирательства, сосредоточены вокруг этих аспектов личности Мартина (и Арно). Итак, что стало решающим фактором, который привел к уничтожению обмана Пансетта?
🔵 Идентичность крестьян
Во время суда над Арно дю Тилем многие свидетели были вызваны для подтверждения личности подсудимого, и между ними возникли большие разногласия. Были даны различные доказательства, большинство из которых основано на физических признаках, таких как его сходство с сестрами Мартина Герре и его сына Санси или то, насколько хорошо они знали и помнили обвиняемого. Свидетели, которые знали Арно в детстве или заключали с ним деловые соглашения, клялись, что обвиняемым был он, но все же другие, которые знали Мартина с детства и часто пили или ели вместе, были убеждены, что обвиняемым был действительно Мартин.Сапожник, который шил обувь для Мартина, показал, что подсудимый был приспособлена для обуви на три размера меньше, другой свидетель также показал, что обвиняемый , похоже, не имел навыков или понимания фехтования, несмотря на то, что Мартин был знатоком этого искусства. Свидетели также пришли к общему мнению, что Мартин Герре был и выше, и темнее подсудимого, тоньше телосложения там, где обвиняемый был коренастым, с более плоским носом и шрамом на правой брови, которого у обвиняемого не было. Возможно, еще более убедительно то, что два солдата объявили обвиняемого мошенником, поскольку они сражались в Сен-Квентине с Мартином Герром, где он потерял ногу из-за пушечного ядра и заменил ее деревянной.
Несмотря на то, что доказательства его внешности были проигнорированы судом из-за противоречивых показаний свидетелей, несомненно, других доказательств против него было бы достаточно, чтобы осудить обвиняемого как самозванца. Тем не менее суд изначально был убежден, что обвиняемым самозванцем на самом деле был Мартин Герр, и заключил Бертранду в тюрьму за ложное обвинение его в самозванстве. В это трудно поверить, не понимая ключевой разницы в том, как определялась самоидентичность в 16 веке: в отличие от 21 века, идентичность не была фиксированной концепцией, а самоощущение было гибким и проницаемым, созданным и управляемым человеком. связь между внутренними мыслями и внешними отношениями.
К позднему Средневековью большинство простых европейцев жили в сельских поселениях, зависящих от аграрной экономики. Городская жизнь включала в себя коллективные обязанности, такие как налоги или ремесленные гильдии, которые определяли социальный статус и включение и создавали чувство общности, а также обеспечивали механизмы правового и морального управления. Участие в общественных институтах и ритуалах, таких как совместная еда и питье в местной таверне, определяло роль человека и его идентичность в городе, а поддержание отношений с другими членами сообщества было жизненно важным для того, как человек определял свое самоощущение.
Позднесредневековое общество основывается на доверии, основанном на ежедневном общении и ожиданиях других. Европейцы в средние века боялись неизвестного, и сила доверия, существовавшего внутри сообщества, была жизненно важна для его выживания. Понятие доверия было разделено на «тонкое» доверие, которое применялось к незнакомцам и посторонним, и «толстое» доверие, которое применялось к людям, которых вы знаете. Именно это «толстое» доверие, по сути, позволило Арно дю Тилю проскользнуть в шкуру Мартина Герра на три года, поскольку он завоевал доверие жителей деревни Артигат и семьи Герре, напомнив им о месте Мартина в их сообществе и отношениях, которые у него были. делился с каждым из них, потому что именно эти вещи определяли личность в 16 веке больше, чем размер обуви или деревянная нога.
🔵 Честь Бертранды
Однако вопрос, который мучает современных историков по этому делу, заключается в том, насколько Бертранда знала об истинной личности своего мужа? Была ли она, как некоторые подозревают, полностью обманута самозванцем вместе с остальными членами ее семьи, или она действительно была замешана в его мошенничестве? Когда настоящий Мартен Герр предстал перед своей женой в суде и она со слезами просила у него прощения за свою ошибку, поддавшись лжи и уловкам самозванца, он упрекнул ее в неосторожности пословицей: «Нет ошибки в прикосновении человека к земле». женщина." Но ошиблась ли Бертранда?Правда может быть немного грязнее, чем предполагают исторические записи. Хотя нет прямых доказательств, безусловно, есть некоторые аспекты дела, которые не складываются четко. Арно признается, что получил информацию о жизни Мартина от двух друзей, которых он встретил семь лет назад, но это не объясняет, как он смог с первого взгляда узнать жителей деревни Артигат и узнать личные подробности их жизни, никогда не встречаясь с ними. Помогла ли Бертранда Арно, сообщив ему эту информацию?
Есть также показания Арно, в которых он смог сообщить интимные подробности брака Мартина и Бертранды и которые полностью соответствовали показаниям, данным Бертрандой на отдельных допросах. Единственным объяснением того, что Арно знал эти факты, является то, что сама Бертранда рассказала ему, предполагая, что она на самом деле знала, что он не был ее мужем, и вступила с ним в сговор, чтобы спланировать обман, возможно, опасаясь последствий для их жизни и репутации, если Арно обманет.
Вполне возможно, что Бертранда с самого начала знала, что мужчина, называющий себя Мартином, не был ее мужем. Для брошенной жены, воспитывающей маленького сына, возвращение мужа спустя столько лет было бы не чем иным, как чудом. Чтобы защитить свою семью и свою честь, Бертранда, возможно, решила помочь Арно стать Мартином. Она яростно защищала его личность как своего мужа, заявляя, что если бы кто-то был «настолько безумен, чтобы сказать обратное, она бы его убила». Конечно, это противоречит тому факту, что Бертран возбудила дело против Арно, но совершенно очевидно, что она сделала это только под принуждением Пьера Герра и угрозой потерять свой дом и семью. Ее поведение в суде, испуганное, нерешительное, слезливое, ясно показывает ее неубежденность,
Другая возможность состоит в том, что Бертранда полюбила Арно. По общему мнению, самозванец был хорошим мужем и семьянином, живущим «без обид» в мире и достатке. Нет веских доказательств того, что Арно и Бертранда любили друг друга, но настойчивое заявление Арно во время казни о том, что Бертранда не участвовала в его обмане, возможно, могло означать, что он заботился о ней и хотел защитить ее честь. Возможно, мы никогда не узнаем всей истории Мартина, Арно и Бертранды. Столько сомнений окружало это дело с самого начала и продолжает терзать историков сегодня. Почти 450 лет спустя поиски истины продолжаются.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Meagan Dickerson,
«Martin Guerre: A Much Celebrated Historic Tale of Stolen Identity»