Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Были ли когда-нибудь потеряны десять колен Израилевых?

Нападение ассирийцев на город

Нападение ассирийцев на город
с лучниками и колесным тараном, 865–860 гг. до н.э.


При изучении тайн 8-го века до нашей эры все, что нужно сделать, это заглянуть в Библию или древнюю книгу по истории, чтобы понять, что Ассирии не было никаких внешних угроз. Хетты и египтяне были лишь оболочкой их былой славы и не представляли угрозы границам Ассирии. Когда-то могущественное Соединенное Королевство Израиля под правлением царя Давида, а затем его сына Соломона, после смерти Соломона разделилось на два отдельных царства. Цари Израиля были слишком заняты борьбой между собой. Сирия к северо-западу от Ассирии также не представляла угрозы для ассирийской экспансии. Что касается Финикии, то они были нестабильны на суше и не имели реальной постоянной армии, кроме тех, на которых они полагались добровольцами. Остальные более мелкие племенные группы были просто княжествами или городами-государствами, подобными Финикии.

Так как же поссорились Ассирия и Северное Израильское царство? А что случилось с десятью племенами древнего Израиля, которые, как говорили, исчезли во времени после завоевания их Ассирийской империей?


🔵 Сбор у израильских царей

В 738 г. до н.э. царь Тиглатпаласар отправился на запад, чтобы собирать дань и расширять постоянно растущую Ассирийскую империю. Он начал свое региональное турне, начав с того, что осталось от раздробленных царств бывшей Хеттской империи. Вернувшись на юг, в Сирию, а затем направившись на запад, к городам-государствам Финикии, он подчинил себе граждан без боя, собрав почти все, что могли предложить отдельные царства. Это удерживало Ассирию от их земель, превращая их в вассалов Ассирии.
Тиглатпаласар III

Тиглатпаласар III:
Фрагмент стелы со стен его дворца


Следующим в списке Ассирии было Израильское царство. Менаем был царем Израиля в то время, когда Тиглатпаласар III подошел к их границе. Задолго до ассирийской угрозы еврейские пророки Осия, Амос и Иоиль предсказывали грядущую гибель Израиля, если они не покаются в своих грехах и не вернутся к богу Яхве:

19 Тогда пришел на землю Фул, царь Ассирийский, и дал Менаем Фулу тысячу талантов серебра, чтоб рука его была за него, и чтоб царство утвердить за собою.
20 Чтоб отдать царю Ассирийскому, Менаем наложил это серебро на Израильтян, на всех людей, славившихся богатством, на каждого человека по пятидесяти сиклей серебра. И пошел назад царь Ассирийский, и не стал стоять там в земле.
2 Царей, 15

Иллюстрация царя Менахема из северного израильского царства

Иллюстрация царя Менахема
из северного израильского царства >


Надвигалась буря, и пришло время расплачиваться деньгами, ибо царь Менахем дал тысячу талантов серебра Тиглатпаласару, взяв по 50 сиклей с каждого богатого человека. Огромные 60 000 состоятельных горожан отдали свои деньги в ассирийскую казну. Получив дань, Феглатпаласар покинул пределы Израиля, оставив царство в целости и сохранности в руках Менахема. Можно только догадываться, была ли это разовая дань уважения или несколько раз из года в год. В любом случае Менахем только что выставил свое царство бессильным перед царем Ассирии. Тем не менее, что мог сделать царь Менахем? Все, что нужно сделать, это прочитать 2 Царств 15:16 и понять, что большинство его людей в любом случае не будут сражаться за него.

Царь Менахем оставался на троне еще шесть лет до своей смерти. Его сын Пекахия занял трон и правил всего два года, прежде чем был убит во дворце Пекахом и 50 галаадитянами в Самарии (4 Царств 15:23-26). Похоже, Пеках убил Пекахию, потому что Пекахия продолжал позволять Ассирии господствовать над Израилем. Это привело народ Израиля в бешенство, и в результате военный убил царя.

Царь Пеках заключил союз с царем Рецином из Дамаска. Это указывало на то, что Пеках срезал ассирийское ярмо с шеи Израиля. Пеках также обращался к эдомитянам и филистимлянам за их поддержку совместной коалиции или союза, чтобы остановить ассирийскую военную машину от расширения дальше на запад или юг. Этот союз был на самом деле попыткой уравновесить ассирийскую мощь на востоке, и как только Ассирия узнала о том, что происходит, их царь Тиглатпаласар III принял меры.

🔵 Первый плен

Когда ассирийцы двинулись вдоль побережья, наиболее вероятно, что вторая волна вторжения была задержана на некоторое время, прежде чем силы продолжили свой марш с севера, продвигаясь вглубь суши, как описано во 4 Царств 15:29. Эта вторая волна атаки, которую послал Тиглатпаласар, была острием меча. В то время как прибрежное вторжение продвигалось на юг, можно предположить, что части армии повернули вглубь страны от побережья, продвигаясь на восток и окружая тамошнее население, в то время как большая северная армия начала свой спуск на юг в племенные земли Дана и Неффалима и вне.

Карта, показывающая завоевания Тиглата

Карта, показывающая завоевания Тиглата (зеленый цвет) и депортацию израильтян. Тиглатпаласар III препятствовал восстаниям против ассирийского владычества с использованием насильственной депортации тысяч людей по всей империи.


Тиглатпаласар упоминает завоевание Неффалима и завоевание им побережья в своей надписи:

На границе Земли Омри [т.е. Израиль] ... обширную землю Неффалимовскую целиком я ввел в пределы Асирии . Моего чиновника (тартана) я поставил над ними как наместник. Ганнон из Газы бежал от моего оружия.
Эта надпись показывает два разных события одновременно. Обратите внимание, что Тиглатпаласар III упоминает о взятии «Неффалима целиком» и о том, что он привел их в Ассирию. Обратите внимание, что он должен сказать в конце. «Ганно из Газы бежал от моего оружия». Эта надпись может указывать на то, что в то время, когда армия Тиглатпаласара только что завершила захват Неффалима, она могла также завершить заключительную фазу завоевания Газы, которая была городом филистимлян. Эта надпись, по-видимому, показывает нам, что перед взятием Неффалима армия Тиглатпаласара завоевывала прибрежные районы Леванта, пока не достигла границы с Египтом.

Иллюстрация ассирийского рельефа Тиглатпаласара III, осаждающего город.

Иллюстрация ассирийского рельефа Тиглатпаласара III, осаждающего город.



Хотя Тиглатпаласар взял в плен многих людей, он не взял их всех. Однако о взятых в плен он также упоминает в своих военных ежегодниках взятие израильских войск:

«увели [в] Асирию, землю Бит-Хумрия (Израиль). [... его] «вспомогательная [армия»] [...] весь его народ».
Из этого небольшого фрагмента Тиглатпаласар III сообщает нам не только о том, что он депортировал большое количество израильского народа, но и о том, что он взял израильскую армию и включил ее в состав ассирийской армии в качестве вспомогательных средств.

🔵 Второй плен

Это было началом девятилетнего правления царя Осии в 4 Царств 17:1.

Осии пришлось заплатить дань Тиглатпаласару за то, что он посадил его на трон и снова сделал Израильское царство вассалом Ассирии. Когда Тиглатпаласар умер около 727 г. до н.э., мы можем предположить, что Осия, вероятно, перестал платить ежегодную дань. Это означало бы, что новый царь, Салманасар V, также пытался взимать дань с Осии (4 Царств 17:3). Из свидетельств во 4 Царств 17: 3 можно сказать, что либо царь Салманасар V, либо ассирийский чиновник начали в это время наносить визиты не только Израилю, но и всем вассалам Ассирии. Появившись со своей армией, он позаботился о том, чтобы те, кто в прошлом присягнул ему на верность, продолжали чтить эту верность Ассирии. Можно также сказать, что он просто ходил по городу, собирая подарки, поскольку он был новым королем в городе.

Иллюстрация Осии, последнего царя израильского царства

Иллюстрация Осии,
последнего царя израильского царства


Царь Салманасар вторгся в то, что осталось от Израиля. Он разграбил и разрушил город Сихем и старую израильскую столицу Фирцу. Он также поразил Хацор, разрушив стены города, прежде чем в течение трех лет осаждал Самарию, столицу Израиля. Некоторые говорят, что он умер незадолго до или после падения Самарии, хотя записано, что Салманасар захватил Самарию. «27-го числа тебеета Салманасар взошел на престол в Ассирии и Вавилонии. Он разрушил Самарию ».

Первая надпись больше о его военных кампаниях на протяжении всего его правления, найденная на призме, известной как MS 2368, в которой Саргон упоминает завоевание Израиля и, таким образом, называет их «Бит-Хумрия» (Дом Омри). Вторая надпись наиболее знакома, когда речь идет о падении Самарии:

Я осадил и завоевал Самерину.
27 290 человек, живших в его среде, я унес.
Я собрал из их среды 50 колесниц.
Скорбящих я учил правильному поведению.
Я назначил над ними своего комиссара.
Сбор бывшего короля
Я положил на них.

Читая упомянутую выше надпись, многие не замечают, а может быть, и не понимают, что на взятие города ушло три года. Это говорит о том, что Самария была либо хорошо защищена большим количеством войск, либо что Ассирия привела лишь небольшие или средние силы для осады города.

По прошествии многих лет люди в Самарии устали, проголодались и, что самое главное, в какой-то степени сошли с ума. Психологическое воздействие на этих людей, живущих с мертвыми, разлагающихся в течение трех лет и вынужденных нюхать их за холодной едой, заставило их предпочесть умереть, чем сдаться. В конце концов, после трех лет и нового ассирийского царя город пал. к осаждающим. Вместо того, чтобы убивать защитников, король Саргон II приготовил для них кое-что получше.

Саргон II [справа] и сановник.

Саргон II [справа] и сановник.
Барельеф со стены дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
в Ассирии (ныне Хорсабад в Ираке), ок. 716–713 гг. до н.э.


Интересно отметить, что Саргон использовал людей, которых он захватил в Самарии, для управления захваченными колесницами. Для 50 колесниц требовалось сто человек. Остальные 27 190 человек, скорее всего, стали вспомогательной частью ассирийской армии. Кроме того, в той же надписи, найденной на призме Нимруда, говорится, что Саргон захватил 200 колесниц и снарядил их пленными людьми:

[Жители Са]мерины, которые договорились [и замышляли] с царем [враждебным] мне, не служить и не приносить дани [Ашшуру] и которые сражались, я сражался против них силой великие боги, милорды. Я посчитал добычей 27 280 человек вместе с их колесницами и богами, на которых они надеялись. Я сформировал отряд из 200 [их] колесниц для моего царского войска. Остальных я поселил посреди Ассирии . Я заселил Самерину больше, чем раньше. Я привел в него людей из стран, покоренных моими руками. Я назначил своего евнуха правителем над ними. И я считал их ассирийцами.

Тем не менее, что интересно (на что Стефани Далли указывает в своей статье об ассирийских табличках «Иноземные колесницы и кавалерия в армиях Тиглатпаласара III и Саргона II»), так это то, что Саргон, похоже, позволил израильским колесничим сохранить свою индивидуальность! Этот отряд израильских колесничих, возможно, был единственным иностранным подразделением, сохранившим свое национальное название в главной царской армии Ассирии, и, похоже, это подразделение либо находилось в Калахе, либо располагалось недалеко от Калаха. Саргон, должно быть, очень их уважал, раз дал им такое положение. Ниже приведен список колесниц, в котором указаны имена израильтян, которых Саргон II захватил и включил в свою царскую армию.

16 Иб-ба-да-ла-а Да-ла-ПАП
17 Джа-у-га-а А-там-ру
18 ПАП?-ид-ри Аб-ди-мил-ку
19 EN-BAD На-ар-ме-на-а
20 Габ-би-э Сама?-а
21 ПАПид-ри Ба-хи-э
22 ПАП-иу АП(гимир)13 уру СА-мири-ни
23 СУ пдПА.У.ГИН-в

Автор Боб Бекинг предполагает:

«Самаритянские когорты, согласно строке 23, находятся под контролем «Небу-белу-укин» и могут рассматриваться как остатки отрядов колесниц, захваченных Саргоном. По словам редакторов, все личные имена в этом фрагменте являются западно-семитскими. Это мнение должно быть изменено». Интересной частью этого списка является имя Сама. Предполагается, что Сама является формой слова или имени «Самария», который оказался израильтянином, который был командиром отрядов царской ассирийской армии. Он имел значительное влияние с семьей Саргонидов, поскольку его имя появляется в административных и экономических надписях.»
Стефани Далли говорит о Саме следующее:

«Исходя из этих свидетельств, разумно предположить, что Сама', самарский командир отрядов, который служил Саргону в качестве надежного профессионального солдата в царской армии Ассирии, был близким другом царя и имел доступ к членам и, возможно, влияние на них. Королевская семья. Таким образом, у него была бы возможность близко познакомиться с визирем Саргона Набу-белу-укином, который, вероятно, был первым командиром самарского отряда. Независимо от того, действительно ли Сама участвовал в переговорах о преференциальном режиме для Самарии, свидетельства его карьеры свидетельствуют о важной роли, которую играли самарцы в Нимруде и Ниневии в конце восьмого и начале седьмого веков».
Сцена из кампании Ашшурбанипала (668-627 гг. до н.э.) против эламского города Хамару

Сцена из кампании Ашшурбанипала (668-627 гг. до н.э.) против эламского города Хамару показывает ассирийскую колесницу с возничим и лучником, защищенную от нападения врага щитоносцами. Ассирийская помощь из Ниневии. Алебастровый рельеф, изготовленный около 650 г. до н.э.


Тем не менее, имена мужчин, которые занимали колесницы самарянской когорты, вызывают вопросы, но не полностью. В списке самарянской когорты мы находим имя Джа-у-га-а. Это иврит и означает «ЯХВЕ (или Яхве) превознесен». Кроме того, мы встречаем имя Ад-ди-мил-ку, которое, по-видимому, имеет ханаанское происхождение. Имя также, кажется, имеет еврейский элемент. Остальные имена в списке делятся на две категории: некоторые из них относятся к западно-семитским, а другие кажутся ассирийскими или вавилонскими.

Тайна утраченных десяти колен Израилевых сохранилась в легендах и сегодня, но предоставленные свидетельства действительно показывают, что те, кто имел военную оккупацию и служили ассирийской армии в качестве вспомогательных подразделений, похоже, сохранили свою идентичность. Что же касается всего израильского населения, то его тоже можно найти, но в индивидуальном порядке, исходя из того, кто занимал разные должности невоенного характера.

Похоже, что так называемые «потерянные десять колен Израиля» никогда не были потеряны. Вместо этого они служили и в течение одного или двух поколений интегрировались в местное ассирийское население, в конечном итоге потеряв свою идентичность.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Cam Rea*,
«Were the Lost Ten Tribes of Israel Ever Lost?»



* Кэм Ри — военный историк и писатель. Кэм Ри опубликовал несколько книг и написал множество статей для Strategy & Tactics Press и Classical Wisdom Weekly. Его последняя публикация — «Еврейские войны: военная история древнего Израиля от Авраама до судей». В настоящее время он работает над «Войнами Израиля: военная история от конца Судей до Соломона».

(Примеч. Louiza Smith)