Рождественская елка, вероятно, является одним из самых узнаваемых символов Рождества, ее можно увидеть на поздравительных открытках, рекламе, печенье, упаковочной бумаге и в домах миллионов людей по всему миру. Должен признаться, что до недавнего времени я никогда не задавался вопросом, почему я каждый год стараюсь украшать елку, помимо того факта, что это всегда приносит немного так называемого рождественского настроения.
Хотя празднование Рождества обычно ассоциируется с христианством и рождением Иисуса (хотя многие нехристиане также празднуют Рождество), символике вечнозеленого дерева не было места в раннем христианстве. Фактически, до 1605 года в Германии он вообще не упоминался в связи с Рождеством.
Некоторые предполагают, что немецкий реформатор Мартин Лютер популяризировал использование рождественской елки. Говорят, что Лютер, вдохновленный красотой звезд в ночь сочельника, срезал вечнозеленое растение и поставил на него зажженные свечи , чтобы изобразить звездное небо над конюшней в ночь, когда родился Иисус. К началу 1600-х годов деревья, украшенные конфетами, фруктами и бумажными розами, стали частью праздничных украшений в немецких домах.
Хотя некоторые источники предполагают связь между митраистскими ритуалами и вечнозелеными деревьями, особенно во время праздника Sol Invictus в честь непобедимого солнца, эта связь не имеет надежных документов и широкого научного признания.
Легенда гласит, что украшение вечнозеленых деревьев свечами и украшениями на митраистских праздниках символизировало вечную жизнь, отражая циклическую природу солнца и его обещание обновления. Тем не менее, историческая достоверность этого утверждения остается предметом споров среди ученых. Влияние таких практик на более поздние традиции, включая использование украшенных вечнозеленых деревьев во время зимних праздников, таких как Рождество, является заманчивой гипотезой, ожидающей дальнейшего изучения.
Столетия спустя вечнозеленое дерево также стало символом особого значения в Северной Европе. Растения и деревья, которые оставались зелеными круглый год, всегда играли важную роль для древних народов, живущих в далеких северных регионах, особенно в самый темный день года – день зимнего солнцестояния , который приходится на 21 декабря в Северном полушарии.
Его начали праздновать люди, поклонявшиеся солнцу как богу. Они верили, что солнце за зиму заболело и ослабло и его нужно оживить. В древних европейских культурах это привело к практике развешивания вечнозеленых ветвей внутри и вокруг домов.
Эти чудесные пьесы часто включали реконструкцию библейской истории о грехопадении человека, когда Адам и Ева поддались искушению в Эдемском саду. В рамках этого повествования «райское дерево» будет использоваться для обозначения Эдемского сада.
Райское дерево, обычно ель, украшалось яблоками, символизирующими запретный плод, а также облатками или другими украшениями, символизирующими Евхаристию. Использование вечнозеленых деревьев в этом контексте символизировало вечную жизнь, а яблоки и украшения служили напоминанием о библейских историях.
Было ли это предшественником рождественской елки, или же Лютер был автором этих ритуалов, можно с уверенностью сказать, что к началу 17 века рождественские елки уже были явлением. Исторические записи сообщают, что в 1605 году жители Страсбурга в Германии «установили ели в гостиных… и развесили на них розы, вырезанные из разноцветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сладости и т. д.».
Хотя позже подобные чудесные пьесы были запрещены церковью, традиция эта получила широкое распространение. Многие утверждают, что эта практика в конечном итоге превратилась в традицию рождественской елки, хотя важно отметить, что прямая связь между этими двумя понятиями не является общепризнанной среди ученых.
В 1848 году широко распространенная иллюстрация в «Иллюстрированных лондонских новостях» изображала королеву Викторию вместе с принцем Альбертом и их детьми, собравшимися вокруг украшенной рождественской елки в Виндзорском замке . Немецкие иммигранты привезли в Британию обычай ставить рождественские елки в начале 1800-х годов, но только когда королева Виктория приняла эту традицию, она получила широкое признание среди английского населения.
До одобрения королевы Виктории практика украшения елей на Рождество с трудом прижилась у местного населения. Однако празднование королевой праздника с елками и подарками, вдохновленное немецким наследием Альберта, вызвало культурный сдвиг. Рождественская елка быстро вошла в моду среди мирян, а ее популярность распространилась за пределы Англии.
Традиция продолжала набирать обороты, достигнув Соединенных Штатов в конце 19 века. Первая зарегистрированная рождественская елка в Белом доме была установлена президентом Бенджамином Харрисоном в 1889 году. Впоследствии президент Кэлвин Кулидж инициировал Национальную церемонию зажигания рождественской елки на лужайке Белого дома в 1923 году, закрепив рождественскую елку как неотъемлемую часть американского праздника. праздники. Со временем влияние западной культуры и рост потребительства превратили рождественскую елку в универсальный символ, принятый людьми разных вероисповеданий во всем мире.
Хотя празднование Рождества обычно ассоциируется с христианством и рождением Иисуса (хотя многие нехристиане также празднуют Рождество), символике вечнозеленого дерева не было места в раннем христианстве. Фактически, до 1605 года в Германии он вообще не упоминался в связи с Рождеством.
Некоторые предполагают, что немецкий реформатор Мартин Лютер популяризировал использование рождественской елки. Говорят, что Лютер, вдохновленный красотой звезд в ночь сочельника, срезал вечнозеленое растение и поставил на него зажженные свечи , чтобы изобразить звездное небо над конюшней в ночь, когда родился Иисус. К началу 1600-х годов деревья, украшенные конфетами, фруктами и бумажными розами, стали частью праздничных украшений в немецких домах.
🔵 Использование вечнозеленого дерева
в древней истории
Хотя некоторые источники предполагают связь между митраистскими ритуалами и вечнозелеными деревьями, особенно во время праздника Sol Invictus в честь непобедимого солнца, эта связь не имеет надежных документов и широкого научного признания.
Легенда гласит, что украшение вечнозеленых деревьев свечами и украшениями на митраистских праздниках символизировало вечную жизнь, отражая циклическую природу солнца и его обещание обновления. Тем не менее, историческая достоверность этого утверждения остается предметом споров среди ученых. Влияние таких практик на более поздние традиции, включая использование украшенных вечнозеленых деревьев во время зимних праздников, таких как Рождество, является заманчивой гипотезой, ожидающей дальнейшего изучения.
Столетия спустя вечнозеленое дерево также стало символом особого значения в Северной Европе. Растения и деревья, которые оставались зелеными круглый год, всегда играли важную роль для древних народов, живущих в далеких северных регионах, особенно в самый темный день года – день зимнего солнцестояния , который приходится на 21 декабря в Северном полушарии.
Его начали праздновать люди, поклонявшиеся солнцу как богу. Они верили, что солнце за зиму заболело и ослабло и его нужно оживить. В древних европейских культурах это привело к практике развешивания вечнозеленых ветвей внутри и вокруг домов.
Рельефная резьба в Персеполе, церемониальной столице Империи Ахеменидов, изображающая то, что некоторые утверждали, является вечнозеленым деревом и предшественником рождественской елки (но на самом деле это кипарис). |
🔵 Чудесные пьесы и райские елки:
происхождение рождественских елок
в средневековых праздниках
Эти чудесные пьесы часто включали реконструкцию библейской истории о грехопадении человека, когда Адам и Ева поддались искушению в Эдемском саду. В рамках этого повествования «райское дерево» будет использоваться для обозначения Эдемского сада.
Как рождественские елки перестали быть
просто немецкой фишкой
Райское дерево, обычно ель, украшалось яблоками, символизирующими запретный плод, а также облатками или другими украшениями, символизирующими Евхаристию. Использование вечнозеленых деревьев в этом контексте символизировало вечную жизнь, а яблоки и украшения служили напоминанием о библейских историях.
Было ли это предшественником рождественской елки, или же Лютер был автором этих ритуалов, можно с уверенностью сказать, что к началу 17 века рождественские елки уже были явлением. Исторические записи сообщают, что в 1605 году жители Страсбурга в Германии «установили ели в гостиных… и развесили на них розы, вырезанные из разноцветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сладости и т. д.».
Хотя позже подобные чудесные пьесы были запрещены церковью, традиция эта получила широкое распространение. Многие утверждают, что эта практика в конечном итоге превратилась в традицию рождественской елки, хотя важно отметить, что прямая связь между этими двумя понятиями не является общепризнанной среди ученых.
🔵 Как королева Виктория превратила
рождественскую елку в мировую икону
В 1848 году широко распространенная иллюстрация в «Иллюстрированных лондонских новостях» изображала королеву Викторию вместе с принцем Альбертом и их детьми, собравшимися вокруг украшенной рождественской елки в Виндзорском замке . Немецкие иммигранты привезли в Британию обычай ставить рождественские елки в начале 1800-х годов, но только когда королева Виктория приняла эту традицию, она получила широкое признание среди английского населения.
До одобрения королевы Виктории практика украшения елей на Рождество с трудом прижилась у местного населения. Однако празднование королевой праздника с елками и подарками, вдохновленное немецким наследием Альберта, вызвало культурный сдвиг. Рождественская елка быстро вошла в моду среди мирян, а ее популярность распространилась за пределы Англии.
Традиция продолжала набирать обороты, достигнув Соединенных Штатов в конце 19 века. Первая зарегистрированная рождественская елка в Белом доме была установлена президентом Бенджамином Харрисоном в 1889 году. Впоследствии президент Кэлвин Кулидж инициировал Национальную церемонию зажигания рождественской елки на лужайке Белого дома в 1923 году, закрепив рождественскую елку как неотъемлемую часть американского праздника. праздники. Со временем влияние западной культуры и рост потребительства превратили рождественскую елку в универсальный символ, принятый людьми разных вероисповеданий во всем мире.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Joanna Gillan,
«From Mithraic Mysteries to Modern Mirth: Unraveling the Evergreen Christmas Tree Tradition»