Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Эти секс-работники из Библии были любимцами Бога

Иллюстрация Элизабет Броквей/The Daily Beast

Иллюстрация Элизабет Броквей/The Daily Beast


Христианство и секс-позитивизм вряд ли совместимы. Христианство вызывает в воображении идеи о вечных девственницах, строгих сексуальных кодексах, пугающе больших семьях, культуре чистоты, угрозах вечного суда и общем отсутствии веселья. Поэтому может показаться некоторым сюрпризом осознание того, что Божественный План включал в себя больше соблазнительниц, чем съеживающихся желтофиолей.

Начнем с Раав — женщины, которая помогла разрушить город Иерихон. Освободившись из египетского рабства и 40 лет скитаясь по пустыне, израильтяне оказались в Ханаане (он же Святая Земля). Ханаан не был пуст, и поэтому начался период жестоких и кровавых завоеваний. Согласно еврейской Библии, Иисус Навин (сменивший Моисея на посту народного вождя) послал двух шпионов разведать военные ресурсы хорошо защищенного города Иерихон. Их коварный план был быстро раскрыт, и двое шпионов укрылись в доме секс-работницы по имени Раав. Вместо того чтобы передать соглядатаев соседям, Раав спрятала их под связками льна, сушившимися на крыше ее дома.

В обмен на ее помощь шпионы пообещали спасти Раав и ее семью от надвигающегося вторжения. Их пощадили, когда, согласно книге Иисуса Навина, все в городе – мужчины, женщины, дети и домашние животные – были убиты (если эта часть истории заставит вас задуматься, то некоторым утешением станет отсутствие археологических свидетельств).

Секс-работница Раав помогла спрятать шпионов в своем доме

Секс-работница Раав помогла
спрятать шпионов в своем доме


Хотя некоторые христиане могут возразить, что профессия Раав не имеет отношения к этой истории, по этому поводу ведутся научные дебаты. В одной из недавних статей доктор Алексиана Фрай задается вопросом: «Встречались ли шпионы с Раав потому, что они искали секса?» Если Джеймс Бонд нас чему-то и научил, так это тому, что у шпионов ненасытный сексуальный аппетит. Если это так, то профессия Раав имеет решающее значение.

Еще есть более запутанная и менее известная история Фамари в книге Бытия. Фамарь вышла замуж за Эра, сына Иуды (одноименного основателя колена Иуды), но Эр умер, прежде чем у них родились дети. Иуда приказал Фамари выйти замуж за брата Эра Онана, заключив так называемый левиратный союз (Левират — это традиция, относящаяся к посмертным бракам или призрачным бракам. В левирате брат умершего обязан жениться на вдове покойного брата). При такой договоренности, когда мужчина умирал без детей, его брат производил потомство от его вдовы, и полученное потомство мужского пола становилось законными наследниками умершего. (Да, вы правильно прочитали. В Новом Завете даже есть история, в которой Иисуса спрашивают о гипотетической ситуации, когда женщина вышла замуж за семь братьев подряд).

Онан, младший брат Эра, был совершенно счастлив заняться сексом с Фамарь, но он не хотел терять свою дополнительную долю наследства Эра из-за нового ребенка. Итак, в первом библейском примере контрацепции он удалился и «пролил свое семя на землю».

Бога это не впечатляет, и он убивает Эра, оставляя Фамарь снова овдовевшей. Есть третий брат, Шела, но он слишком молод, чтобы жениться, и поэтому Фамарь ждет в доме своего тестя, пока мальчик достигнет зрелого возраста. Когда он это делает, Иуда нарушает свое обещание. Одинокая, использованная и обманутая, Фамарь берет дело в свои руки. Сам Иуда недавно овдовел, и когда Фамарь узнала, что он отправляется в путешествие, она нарядилась секс-работницей, закрыла лицо и встала на его пути.

Иуда не узнал свою невестку на обочине дороги и сделал ей предложение. В ходе переговоров о цене секса Фамарь приняла предложение молодого козла, но попросила печать, веревку и посох Иуды (эквивалент его водительских прав) в качестве залога до прибытия козла. Иуда согласился, и они обменялись товарами. Когда Иуда возвращается, чтобы обменять козу на свои личные вещи, «святая проститутка» исчезла. Смущенный Иуда решает обо всем промолчать.

Иуда и его невестка Фамарь

Иуда и его невестка Фамарь


Однако, как и следовало ожидать, Фамарь беременеет, и ее родственники-мужчины собираются сжечь ее заживо. Тогда она достает печать, посох и веревку. Иуда признает свою собственность и приходит к выводу, что ее обман и проституция были честной игрой: «Она праведнее меня, — говорит он, — поскольку я не отдал бы ее сыну моему Шеле». Фамари больше не нужно было спать со своими родственниками, и ее сыновья-близнецы стали наследниками Иуды.

В Новом Завете, как известно, Иисус регулярно братается с секс-работниками (правда, не так). В одной истории, которая в различных версиях встречается в Евангелиях, женщина врывается в дом Симона прокаженного в Вифании и помазывает Иисуса дорогим благовониеи -  мира. (В 591 году н. э. Папа Григорий Великий ошибочно идентифицировал эту женщину как Марию Магдалину, вызвав двухтысячелетнюю путаницу относительно профессии Марии М.) Угрюмые ученики относятся ко всему этому весьма пренебрежительно и заявляют, что это пустая трата денег, но Иисус останавливает это. Он отвечает, что она помазала его для погребения:
«Истинно говорю вам: где бы ни была провозглашена благая весть по всему миру, то, что она сделала, будет сказано в память о ней».
Как написала Сара Левин-Ричардсон в своей книге «Бордель Помпеи», клиенты часто дарили секс-работникам духи. Тот факт, что эта женщина передвигается по ночам без сопровождения и имеет доступ к парфюмерному маслу, позволяет предположить, что она была частью древнейшей в мире профессии.

Женщина, которую Папа Григорий Великий ошибочно принял за Марию Магдалину, помазывает ноги Иисуса

Женщина, которую Папа Григорий Великий ошибочно
принял за Марию Магдалину, помазывает ноги Иисуса


В версии истории Луки род занятий женщины вполне очевиден: она описана как «грешная женщина». В этой версии она омывает ему ноги своими слезами и вытирает их волосами. Иисус снова упрекает ее критиков – в данном случае фарисея. Хотя в этой версии Иисус действительно упоминает многие грехи женщины и прощает их, он не просит ее сменить профессию или прямо не называет сексуальные проступки одним из ее грехов. В этом отличие от истории из Евангелия от Иоанна, в которой он прямо говорит человеку, которого только что исцелил, «больше не грешить». Как минимум, Иисус не настолько зациклен на ее ремесле и был рад, что она использовала плоды своего труда, чтобы помазать его.

Хотя некоторые читатели могут подумать, что эти истории являются исключением из сборника старомодной патриархальной морали, женщины таковыми не являются. Слова Иисуса о женщине, которая помазывает Его, составляют одно из самых верных его пророчеств: мы, по сути, до сих пор говорим о ней.

Что касается Фамари и Раав, то в христианской традиции их помнят как игравших важную роль в истории Израиля и генеалогии самого Иисуса. Евангелие от Матфея начинается с длинного списка предков, который связывает Иисуса через Иосифа с Давидом и Авраамом. Как и следовало ожидать, это длинный список людей, рожающих друг друга. Но в этом каталоге мужчин явно названы пять женщин: Фамарь, Раав, Руфь, жена Урии (т. е. Вирсавия), и Мария, мать Иисуса. Что связывает этих женщин вместе? Что ж, хотя кто-то может утверждать, что четыре женщины, которые предшествовали Марии, были посторонними, и их включение сигнализирует о том, что послание Иисуса будет донесено как до язычников, так и до евреев, этот аргумент не совсем работает. Как эти женщины могли быть связаны с Марией, еврейкой?

Другое объяснение состоит в том, что все пять женщин были замешаны в сексуальных скандалах. Фамарь и Раав занимались секс-бизнесом; Руфь соблазнила и позже вышла замуж за своего родственника Вооза; и, по мнению древних читателей, Вирсавия была прелюбодейкой. С Марией их связывает завеса подозрений, окружавшая зачатие Иисуса. В Евангелиях она прямо описана как девственница, ни с кем не занимавшаяся сексом, но многим нехристианам в эту историю трудно поверить, а то и просто смехотворно. Североафриканский христианский писатель Тертуллиан рассказывает нам, что люди обвиняли Иисуса в том, что он «сын плотника или шлюхи». Языческий критик Цельс говорит, что видела на стороне римского солдата. Мария, возможно, и была девственницей, но у нее была плохая репутация, и критики христианства регулярно позорили ее как шлюху.

Оставляя в стороне Марию, факт остается фактом: для ранних христиан женщины, нарушавшие сексуальные правила, сыграли важную роль в истории Израиля и поколения Иисуса. Настойчивые женщины, которые использовали имеющиеся у них ресурсы для улучшения своего положения и положения членов своей семьи, безоговорочно ценятся и уважаются. Что еще более важно, они играют решающую роль в обеспечении успеха и выживания избранного Богом народа.

Генеалогия Иисуса, в которой не упоминаются послушные жены и добродетельные домохозяйки в истории Израиля, представляет собой молчаливое обвинение в стыде шлюх в целом. Оказывается, женщины с хорошим поведением редко упоминаются в истории об Иисусе.




По теме: