Термин «Темные века» в том виде, в котором мы его понимаем, впервые ввел итальянский ученый Петрарка. Полимат XIV века, сетуя на то, что он считал недостатком культурного прогресса и литературного качества после падения Западной Римской империи, сравнивал эти времена с славными днями прошлого и находил их несовершенными.
Концепция «Темного века», как он ее видел, была концепцией Европы, окутанной культурной и интеллектуальной тьмой после падения Римской империи . Классический век был веком прогресса, культуры и цивилизации. Взгляд Петрарки на позднюю европейскую историю был таким, где вещи были забыты, где многое хорошее было потеряно.
Почти любой современный читатель, который попытается применить эту дихотомию к 21 веку, придет к выводу, что мы живем в эпоху просвещения. Наша утонченность, наше мастерство в науке и естественном мире , чистая сумма человеческих знаний, которые мы накопили, не должны допускать никаких других выводов.
Верно?
☘️ Эволюция мысли Петрарки
Собственные сочинения Петрарки, наполненные ностальгией по славе Рима и Греции , часто противопоставляли величие античности тому, что он считал культурным упадком своего времени. Он придумал концепцию «Темных веков» , чтобы описать период между падением Римской империи и его собственным настоящим, который он считал периодом тьмы по сравнению со светом классического знания.
Но это Петрарка смотрит на свой мир, и поэтому рассмотрение того, что такое «Темный век», не может ограничиваться исключительно тем, что видел Петрарка. Для начала, современные историки в целом согласны, что Петрарка был прав в этой идее, и определенно существуют периоды культурного упадка. И они также согласны, что мы можем применить его мышление к другим периодам истории: было не одно Темное время.
Самым известным из остальных является Греческий Темный Век, который охватывает микенские царства Бронзового Века и мир Гомера до поздней Эллинской Греции. В течение столетий после краха Бронзового Века примерно с 1200 г. до н. э. Греция потеряла большую часть того, чем она была.
Великие дворцы, города и королевства пали. Торговля внутри Греции свелась к ручейку товаров первой необходимости. Торговля между тем, что осталось от греческих государств, и окружающими цивилизациями практически сошла на нет. Их культура была в руинах, греки Темных веков даже разучились читать, и им пришлось заново учиться секрету письма гораздо позже у финикийцев.
И все же эта новая, аграрная реальность существования не была лишена своих прелестей. Во времена без записей многие смотрели бы на руины, которые их окружали, и ощущали бы большее потерянное прошлое, запечатленное и сохраненное в их великих историях и устных записях. Но они не обязательно чувствовали бы себя обедневшими.
Прибрежный город Лефканди на греческом острове Эвбея имеет поселение на мысе, известном как Ксерополис, окруженное греческими кладбищами Темного века. Здесь греки хоронили своих мертвецов с помпой и пышностью, и в центре этих останков лежит нечто необычное: херён, могила героя.
Внутри двое людей, мужчина и женщина. Мужчина был кремирован, его прах завернут в льняную ткань и находится в кипрской амфоре.
Женщина, однако, не была кремирована, а лежит в своем наряде, окруженная сверкающими артефактами из драгоценных металлов. Она носит горжет из Вавилонии, которому было тысяча лет, когда ее похоронили, но сама она не может быть из того времени: железные удила во рту четырех лошадей, похороненных вместе с парой, не оставляют сомнений.
☘️ «Разбросанные свечи в ночи» –
Цивилизация в период Темных веков
Греции (ок. 1100-750 гг. до н.э.)
Субтитры на youtube
Это были могущественные и богатые люди. Эти люди не считали себя живущими в Темном веке, борющимися за выживание, пока знания человечества рушились вокруг них. Те, кто живет в Темном веке, редко осознают это сами.
☘️ Время непостоянства и время забвения
Итак, на что же указал Петрарка, когда увидел свой Темный век, чего не хватало грекам? Есть два ключевых аспекта, которые оба согласны определить как Темный век, один от тех, кто жил в то время, и один от тех, кто оглядывается назад.Первое заключается в том, что Темный Век — это время фрагментации, когда многое забывается. По мере того, как рушатся великие, сплоченные общества, акцент делается на выживании и практичности, или, точнее, на том, что те, кто контролирует общества, считают практичностью.
Так что религия часто овладевает в Темные века, привлекая людей своим обнадеживающим очарованием, что есть более масштабный план, что временные страдания приведут к конечному вознаграждению. Неграмотные общества также рассчитывают на то, что священнослужители будут вести свои записи, и такие записи могут быть подделаны для обогащения тех, кто у власти.
Это приводит к концентрации богатства, поскольку те, кто владеет знаниями, стремятся сохранить их для себя. Те, кто контролирует поток информации, могут решать, кто что увидит, и, следовательно, какова «истина» нашего общества. Чем менее объективно это точно, тем больше фактических знаний теряется.
Следует также отметить, что потеря знаний связана со вторым аспектом, определяющим Темные века: такие века являются «темными» с точки зрения тех, кто оглядывается назад. Дело не в том, что в те времена не было ничего великого, как доказывает захоронение в Лефканди. Дело в том, что мы просто не знаем, что происходило в те времена. Записи, если они вообще велись, были утеряны.
Так как же это применимо к нашему современному обществу? Концентрацию богатства легко увидеть, она обусловлена капитализмом и интеллектуальной собственностью, которой владеют бессмертные, неосязаемые корпорации. Это не значит, что капитализм «плох», скорее, он направляет наши широкомасштабные усилия на цели, которые не оставляют постоянного следа.
Что касается потери знаний, наши записи являются электронными, состояние более эфемерное, чем когда-либо в истории. Наше понимание вселенной может быть непревзойденным, но все это может быть утрачено в одно мгновение катастрофы, унося с собой как структуру и иерархию нашего мира, так и большую часть нашей коллективной памяти.
Мы также обнаруживаем, что все больше и больше зависим от созданных нами инструментов, используя машины для создания все более сложных машин. Так много в нашем обществе зависит от этой структуры, и чем сложнее мы становимся, тем больше будет потеряно, когда мы больше не сможем воспроизводить такую сложность. У нас не будет ни знаний для создания наших машин, ни машин для их создания.
Наше общество также не может оставить после себя ничего осязаемого. The Shard в Лондоне , его самое высокое здание и самая внушительная достопримечательность, спроектировано так, чтобы прослужить всего 75 лет, это сборное убежище из стекла и металла, построенное для зарабатывания денег, а затем снесенное.
Причина, по которой Петрарка помнил римлян, тесно связана с тем фактом, что они строили из камня. Большая часть осязаемой структуры римского общества, их дорог и населенных пунктов , сохранилась после того, как они ушли. Ни один из так называемых «варваров» не считался равным Риму, возможно, несправедливо. Но ведь они строили из дерева .
Наш современный мир кажется необычным, и во многом так оно и есть. Но согласится ли какой-нибудь будущий историк, оглядываясь на наш век из своего?
Записи нашего времени будут забыты, наши недолговечные здания обратятся в пыль. Наши культурные достижения, скомпрометированные в своем художественном стремлении, как и все остальное, необходимостью быть «прибыльным», будут отвергнуты.
Они придут к выводу, что это был не Золотой Век, а Темный Век.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Вy Joseph Green,
«An Uncomfortable Thought: Are We Living in a Dark Age?»