Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Херсона

1912_Адам и Ева
Владимир Баранов-Россине родился в Одессе, уехал в Париж, и погиб в Освенциме. Работы художника поражают разнообразием: сегодня они находятся в престижнейших музеях, а аукционные цены перешагнули за миллионный порог. Предтеча скульптурных экспериментов Пикассо и изобретатель уникального «светозвукового» писанино — оптофона, Баранов-Россине — яркая фигура эпохи новаторства в искусстве.
О сподвижнике Потемкина, основателе израильской оперы, агенте 007, создателе камуфляжа, еврейском джазе и многом другом

По сравнению с доброй половиной других областных центров Украины, Херсон — город в плане еврейства довольно молодой. Иудеи стали селиться на этих территориях около 250 лет назад, но за два с половиной века дали Украине, Израилю и всему миру в целом столько интересных личностей, что остается только удивляться. Например, тут родился изобретатель знаменитого камуфляжного рисунка и второй премьер-министр Израиля. 

Поговорим о том, кто еще появился на свет на херсонской земле и что еще тут происходило (в еврейском контексте, конечно же)...

1. Еврейский город

Город Херсон был заложен в 1778 году — и свою роль в этом сыграл еврей. Соратником фактического основателя Херсона, фаворита императрицы Григория Потемкина, был иудей – торговец Иошуа Цейтлин, который родился в 1742 году в белорусском Шклове. История не сохранила деталей их знакомства с Потемкиным, но было известно, что тот доверял Цейтлину и пользовался его услугами как подрядчика и поставщика, а затем сделал его управляющим своими имениями.

По историческим сведениям, Цейтлин во время военных походов Потемкина брал займы деньги, на которые покупалось все необходимое для армии, а со временем был назначен управляющим Крымским монетным двором. Отмечается, что при закладке Херсона этот еврей присутствовал в свите Светлейшего князя и, вероятнее всего, обсуждал с князем финансовые вопросы будущего управления этими землями.

Современники отмечали, что «Цейтлин расхаживал вместе с Потемкиным, как его брат и друг», но при этом своей национальной идентичности не терял. Он не стал христианизироваться — Иошуа всегда носил еврейскую одежду, соблюдал кашрут и прекрасно знал Талмуд, будучи учеником раввина и талмудиста Арье Лейба.

2. Потенциальный городской голова — из евреев


Синагога «Хабад» была построена в 1895 году на месте более старой, обозначенной на плане 1855 года по улице Виттовской д. 21 (ныне ул. Горького д.27). В начале ХХ века ее посещало 1500 человек. По этому адресу был большой комплекс общины «Хабад», в глубине двора левее синагоги, располагалась малая синагога «Хабад II» («Вторая комната»), предназначенная для ревнителей веры. Её посещало 300 человек. Справа от главного входа большой синагоги располагался Дом Еврейского благотворительного общества (Горького, 29), теперь в нём контрольно-ревизионный отдел.
В 1920-1921 годах синагога «Хабад 1» имела на текущем счету в Первой Херсонской Судсберкассе 35000 рублей капитала специального назначения (больницы для больных) – 100000 рублей. Всего 135000 рублей.
Действовала синагога до 1941 года. Во время оккупации города немцами оба здания синагог были разрушены (сожжены).
В 1947 году здание синагоги «Хабад 1» было восстановлено и переоборудовано в 1952 году под общежитие завода Петровского. Использовалась она и для нужд других учреждений, в частности лечения алкогольных больных.

Осенью1990 г. синагога возобновила свою деятельность. Помещение было передано иудейской религиозной общине «Хабад». В ней находился областной центр возрождения еврейской культуры и религии.
Первые евреи поселились в Херсоне в последние годы XVIII в. — это были переселенцы с северо-запада, сначала из Могилевской, Витебской, Виленской и Минской губерний, а потом с Волыни и Подолии. В плане застройки Херсона 1782 года уже значились кварталы для поселения евреев, а чуть раньше — в 1780 году — там открылась Старо-Николаевская синагога, которую посещали 2 тысячи человек.

Заселение города евреями пошло очень быстро — в 1803 году в Херсоне проживало 36 еврейских купцов и 344 мещан-иудеев. Они активно развивали торговлю в городе и были известны хорошим образованием и высоким уровнем культурного развития. Местные власти настолько доверяли евреям и были уверены в их умении преуспеть не только в торговле, но и в муниципальном управлении, что даже рекомендовали их на руководящие госдолжности. Так, в 1862 году херсонский губернатор Клушин обратился к министру внутренних дел Валуеву с просьбой о том, чтобы одного из евреев-купцов (к сожалению, его имени не сохранилось) допустили к избранию на должность городского головы — хотя это и противоречило закону.

Свое решение губернатор объяснял тем, что никто из местных купцов христианкой веры не имеет достаточного образования и не развит настолько, чтобы взять на себя заботу жизни города во всех проявлениях. В своем прошении губернатор отмечал, что «имея значительное состояние, получив воспитание и неоднократными поездками за границу приобретя разнообразные познания, пользуются общественным уважением; избрание из среды их вполне достойного лица в должность городского головы принесло бы существенную пользу». Но положительной реакции сверху не последовало. И хотя новороссийский генерал-губернатор прошение поддержал, петербургские власти оказались против.

3. Основатель израильской оперы

Мордехай Голинкин (1875–1963)
Мордехай Голинкин (1875–1963) родился в селе Излучистом, которое сейчас входит в Днепропетровскую область, но в раннем детстве вместе с мамой переехал в Херсон (его отец умер еще до появления Мордехая на свет). Будущий знаменитый дирижер познакомился с музыкой рано: с малых лет он учился играть на фортепиано, пробовал сочинять и однажды показал свой религиозный распев на четыре голоса хаззану (кантору) Пинхасу Минковскому — и его приняли в хор синагоги. В 15 лет он, немного проучившись в Одессе, поехал в Варшавскую консерваторию осваивать мастерство игры на контрабасе и фортепиано.

Его карьера стремительно пошла вверх. С 1896 по 1911 годы Голинкин выступал в качестве дирижера в операх Киева, Харькова, Тифлиса, Казани и Саратова, а также ездил на гастроли в Петербург. Туда он окончательно перебрался в 1911 году и шесть лет был главным дирижером оперной труппы Народного дома. Но даже для самых талантливых людей иудейского вероисповедания в Российской империи существовал стеклянный потолок: друг Мордехая, Федор Шаляпин, рекомендовал его в Мариинский театр, но Голинкину отказали из-за вероисповедания. Тогда Шаляпин порекомендовал ему оставить Россию — но не просто посоветовал, а и помог.

Голинкин организовал сбор средств на строительство оперного театра в Эрец-Исраэль, и большой вклад в это дело сделал Шаляпин. В Петрограде были развешаны афиши:
«21-28 апреля 1918 года концерты в пользу Фонда образования театра в Палестине при благосклонном участии Ф.И. Шаляпина». 
Знаменитый бас принципиально не работал бесплатно, но Голинкин попросил его поучаствовать в добром деле, а отказать другу Шаляпин не мог. Билеты стоили невероятно дорого (а для того революционного времени — особенно), но в зале не хватало мест — люди стояли. В тот вечер Шаляпин пел на иврите песню «Ха-Тиква» — гимн современного Израиля.
 

Голинкин получил предложение стать главным дирижером Мариинского театра в 1918 году, но его мечтой была опера в Эрец-Исраэль, и ни на какие компромиссы идти он не хотел. Своей цели он достиг в 1923 году — только тогда ему выдали загранпаспорт для гастролей. В том же году он уже дирижировал первым симфоническим концертом в Эрец-Исраэль. За четыре года — с 1923 по 1927 гг. — оперный театр под руководством Голинкина поставил более 15 спектаклей оперной классики на иврите. Мордехай Голинкин отклонял все предложения от иностранных театров — в том числе и предложение Шаляпина занять должность дирижера в Русской опере, которую он собирался открыть в Париже.

4. Агент 007

Наверно, более запутанной биографии, чем у британского разведчика Сиднея Рейли (Соломона, или Шломо, или Самуила, или Зигмунда Розенблюма) ни у одного украинского еврея не было. Историки даже не могут с точностью установить дату и место его рождения. Одни говорят, что он родился 24 марта 1874 года вне брака и воспитывался у двоюродного дяди по отцу в Одессе, другие — что появился на свет на год раньше в Херсоне. Сам же Рейли утверждал, что родился в Ирландии в дворянской семье.

Сидней Рейли
В юности Сидней Рейли был отчаянным революционером и неоднократно попадал под арест. Меняя имена, как перчатки, он сумел сбежать в Южную Америку, устроиться там поваром в экспедиции британской разведки. Однажды во время экспедиции Рейли спас агента Чарлза Фотергилла, который через время в знак благодарности помог ему получить британское гражданство. Из Британии Рейли переехал в Австрию, где начал изучать химию и медицину, а затем — уже завербованный британской разведкой — вернулся в Лондон.

Сидней Рейли
Далее в жизни Рейли было множество темных и откровенно криминальных эпизодов — узнать правду о его делах уже невозможно, ведь многое остается не до конца понятным. С точностью можно сказать лишь о том, что в 1897–1898 годах он работал в английском посольстве в Санкт-Петербурге, торговал строительным лесом и оружием с армейскими закупщиками Российской империи и ловко выведывал секретные данные у российских военных, всегда выступая на британской стороне.

В революционной России Рейли вел подрывную деятельность на стороне «белых». В Москве он был известен под именами Сиднея Релинского, сотрудника УГРО Константинова, турецкоподданного негоцианта Массино, антиквара Георгия Бергмана — в общем, умел с легкостью входить в любой образ. Кстати, Рейли стал прототипом знаменитого Агента 007 — был настолько же ловок, умен и безумно нравился женщинам.

Сидней Рейли с одной из жен
После неудачного покушения на Ленина в 1918 году Рейли приговорили к расстрелу — но заочно, самого Сиднея в их руках не было. Он сбежал в Лондон и стал консультантом Уинстона Черчилля по вопросам России, а также возглавил организацию борьбы с советской властью. В 1919 году он вернулся в Россию в качестве эмиссара, и на него началась охота. ГПУ устроило запутанную акцию по поимке Рейли и — обманув британскую сторону — в 1925 году схватило агента. Рейли держали в застенках и бесконечно долго допрашивали. Его казнили, расстреляв в лесу, 5 ноября 1925 года по личному приказу Сталина. Как оказалось, Сидней вел дневник (писал на папиросной бумаге и прятал в кирпичную кладку), но эти записки были обнародованы только после развала СССР, в 2000 году году в Англии.

                    Вот цитата из этого дневника:
Меня посадили в машину. В ней были палач, его молодой помощник и водитель. Короткий путь до гаража. В это время помощник просунул свои руки через мои запястья с наручниками. Шел дождь, знобило, было очень холодно. Палач куда-то ушёл, ожидание казалось бесконечным. Мужчины травят анекдоты. Водитель говорит, что в радиаторе машины какая-то неисправность и ковыряется там. Затем снова поехали немного дальше. ГПУшники, Стирн (В. А. Стырне) с коллегами пришли и говорят, что казнь отложена на 20 часов. Ужасная ночь. Кошмары. 30 октября 1925 года.
5. «Бриллиантовая» эсерка, которая сошла с ума

Дора Вульфовна Бриллиант (1879—1909) была одной из многих революционерок, в чьих жилах текла еврейская кровь. Эта молодая и ревностная эсерка принимала участие в организации успешных покушений на министра внутренних дел Вячеслава Плеве и великого князя Сергея Александровича. Дора Бриллиант (это ее настоящая фамилия) появилась на свет в Херсоне в семье еврейских торговцев.

Дора Вульфовна Бриллиант (1879—1909)
В юности Дора увлеклась врачебным делом, даже пошла на акушерские курсы, но революционные идеи захватили ее больше, чем медицина. Бриллиант вступила в партию социалистов-революционеров, когда ей было 23 года. Она очень тесно сошлась с боевыми организациями и отдельными ее представителями — в частности, состояла в отношениях Алексеем Покотиловым, который умер в результате несчастного случая в 1904 году.

Революционеры привлекли Дору к созданию взрывчатки для будущих убийств: с начала 1904 года Бриллиант работала в динамитной мастерской под Женевой. Ее руками были сделаны устройства, которыми были впоследствии убиты Плеве и князь — она всегда просила отвести ей роль того человека, который бросит в «приговоренного» бомбу. И вместе с тем Дора всегда очень тяжело переживала смерти своих жертв. «Коллеги» Бриллант описывали ее как женщину, которая очень редко смеялась, «молчаливую, скромную и застенчивую, жившую только своей верой в террор».

В 1905 году Дору, 26 летнюю девушку, арестовали в тайной химической лаборатории эсеров в Санкт-Петербурге — и за участие в покушениях посадили в Петропавловскую крепость. Ее жизнь прервалась в 1909 году: она умерла, уже утратив к тому времени рассудок.

6. Джаз и Скоморовский

Руководитель знаменитого джаз-бенда Утесова — Яков Скоморовский (1887–1955) — появился на свет в Херсоне. Мальчик с детства проявлял прекрасные музыкальные способности. В возрасте 10 лет Скоморовский поступил в Одесское музыкальное училище по классу трубы, а впоследствии закончил еще и Петербургскую консерваторию — по тому же классу.

Яков Скоморовский (1887–1955)
Играя в столичных классических оркестрах, Скоморовский параллельно развивается и как джазмен. Он организовал один из первых джаз-коллективов в Ленинграде, в 1929 году стал музыкальным руководителем знаменитого Теа-джаза, созданного другим украинским евреем, Леонидом Утесовым.

Их ждала бешеная популярность — новые ритмы сводили с ума советскую молодежь (и не только ее). Но вскоре с Утесовым они расстались: если он как шоумен большее значение придавал зрелищности, то Скоморсковский хотел сделать акцент на музыкальной части. В 1930–40-е годы Яков Скоморовский, трубач-виртуоз, возглавлял свой собственный коллектив «Концертный джаз-оркестр», который выступал на Ленинградском радио и записывал пластинки.

Яков Скоморовский
День и ночь (М.Блантер) Blues


Оркестр, которым дирижировал Скоморовский, был выбран для записи песен к таким легендарным фильмам, как «Волга-Волга», «Цирк», «Вратарь», «Девушка спешит на свидание», а музыку ко всем этим картинам сочинил знаменитый композитор Исаак Дунаевский, который родился под Полтавой.

7. Переводчица из Херсона

Рита Райт-Ковалева (1898–1988), в девичестве Раиса Черномордик, родилась в селе Петрушево под Херсоном в семье военного врача. Разумеется, отец хотел, чтобы его дочь выбрала практичную профессию и, желательно, в медицинской области. Так Раиса отправилась получать медицинское образование — сначала в Харькове, где она познакомилась и сдружилась с поэтом Велимиром Хлебниковым и даже начала переводить его стихи, а потом в Москве.

Она честно занялась медицинской карьерой: переехала в Ленинград и устроилась в лабораторию к легендарному физиологу Ивану Павлову, где проработала целых 7 лет. Но литературный мир ее не отпускал — в Москве она познакомилась с Владимиром Маяковским, Бриками и Леонидом Пастернаком и…. началось.

Рита Райт-Ковалева (1898–1988)

Раиса решила не смешивать медицинскую профессию с литературной — поэтому выбрала для своей писательской работы псевдоним Рита Райт. По просьбе Лили Брик она взялась за документирование жизни Маяковского и в 22 году перевела на немецкий его «Мистерию-буфф» — Раиса отлично владела немецким и французским, а со временем выучила английский.

Скромная и хрупкая херсонская барышня переводила на русский современную классику — именно в ее переводе читатели Союза впервые увидели произведения Генриха Бёлля, Франца Кафки, Джерома Сэлинджера, Уильяма Фолкнера, Курта Воннегута, Натали Саррот, Анны Франк и Эдгара По. Помимо написания воспоминаний о Маяковском, она также рассказывала читателям о жизни Хлебникова, Ахматовой и Пастернака.

Но ее путь переводчика и литератора гладким назвать нельзя. Был период, когда Райт пытались отстранить от литературной деятельности, связанной с зарубежными авторами, и тогда она начала учить «близкий» болгарский, чтобы переводить с него.

Рита-Райт Ковалева и и Курт Воннегут
на фоне портрета Владимира Маяковского

В своей среде Райт стала настоящей легендой. О ней писал и Сергей Довлатов — вот как он говорит о ней в книге «Соло на ундервуде: Записные книжки»:
Когда-то я был секретарем Веры Пановой. Однажды Вера Федоровна спросила:
— У кого, по-вашему, самый лучший русский язык
Наверно, я должен был ответить — у вас. Но я сказал:
— У Риты Ковалевой.
— Что за Ковалева?
— Райт.
— Переводчица Фолкнера, что ли?
— Фолкнера, Сэлинджера, Воннегута.
— Значит, Воннегут звучит по-русски лучше, чем Федин?
— Без всякого сомнения.
Панова задумалась и говорит:
— Как это страшно!..
8. Многогранный Голышев

Ефим Голышев (1895–1971) был, что называется, специалистом широкого профиля — он реализовался в живописи и графике, так и в музыке, и даже… в химии. В совсем юном возрасте он стал учиться игре на скрипке и затем выступал с концертами, а потом учился рисованию в Одесском училище.

Jefim Golyscheff, String Trio (1914?)


По историческим справкам, Ефим Голышев уже с 1911 года концертировал в Германии как скрипач и дирижер — хотя в это время ему было всего около 15 лет, — и через пару лет он уже объехал с концертами Египет, Индию, США, Бразилию и другие уголки планеты. Тогда же он увлекся химией, в течение последующих 10 лет уже не гастролировал, а писал музыку. После Певрой мировой он увлекся творчеством Василия Кандинского, друга своего отца, и занялся изобразительным искусством и скульптурой.

Среди друзей Голышева были художники (Лисицкий и Архипенко), композиторы (Эймертом), писатели (Кафка и Манн) и кинорежиссеры (Эйзенштейн и Пудовкин). Он не только творил, но и участвовал в социальной жизни работников творческого цеха: вместе с Хаусманом и Хюльзенбеком он написал манифест «13 основ дадаизма, или Что есть “Дада” и чего она хочет в Германии?». Он активно участвовал в выставках и в 1919 году был в числе организаторов авангардистского объединения «Ноябрьская группа», как один из ее основателей участвовал в «Большой берлинской художественной выставке» (1920) и многих других экспозициях.

Ефим Голышев

С приходом ко власти нацистов Ефим Голышев переезжает в Барселону, где работает художником и химиком, а оттуда, потеряв многие свои работы в Испании во время бомбардировок, во Францию. Там он чудом пережил оккупацию и в 1956 году уехал в Бразилию. После войны у Голышева был период полного творческого отдыха, когда он занимался только химией, но потом он снова обратился к живописи и стал время от времени выставляться.

9. Авангардист и изобретатель камуфляжа

Владимир Баранов-Россине (еврейское имя — Шулим Вольф Лейб Баранов) родился в городе Херсоне (некоторые источники указывают местом его рождения село Большая Лепатиха) в 1888 году. О его семье не известно ничего, но, судя по всему, родители хоть немного, но поддерживали сына в его творческом развитии. В 1902–1903 годах Владимир обучался живописи в Одессе, а в 1903–1907 — уже в Петербургской Академии художеств.

Владимир Баранов-Россине (еврейское имя — Шулим Вольф Лейб Баранов).
Автопортрет
Молодой художник увлекся популярным в то время авангардом и со временем стал одним из главных художников отечественного течения в рамках этого стиля, а главным направлением творчества Баранова стал кубизм. В 1908 году в Киеве Баранов принял участие в выставке, которую организовали известные авангардные художники Давид и Владимир Бурлюки, а через два года уехал в Париж. Там он до 1914 года он жил и работал под псевдонимом Даниэль Россине в колонии художников «Улей» вместе со скульптором и художником Александром Архипенко, абстракционисткой Соней Делоне-Терк, Натаном Альтманом (все они тоже родились на украинской земле) и многими другими.

Поначалу Баранов принял революцию — он даже вернулся в Петроград после февральской революции и с 1918 года выставлялся там вместе с другими художниками, преподавал во ВХУТЕМАСе и сотрудничал с другими живописцами. Он видел себя не только как художника, но и как изобретателя: в 1924 году Баранов-Россине презентовал широкой общественности оптофон — синестетический инструмент, который одновременно с проигрыванием музыки проецировал изображения. Он также изобрел аппарат, который определял качество драгоценных камней, машины для изготовления и продажи газировки, а в 1939 году разработал пуантилистически-динамичный камуфляж.



В 1925 году Баранов все же оставляет советскую Россию и эмигрирует во Францию. Но выбор страны становится для него роковой ошибкой. Во время нацистской оккупации в 1943 году он был арестован гестапо и попал в концлагерь Освенцим, где погиб в 1944 году.
По всей видимости, Баранов-Россине (разумеется, посмертно) стал самым дорогим художником, родившимся в Украине: его работа «Ритм» («Адам и Ева», 1910) была продана за £2 729 250 при стартовой цене £1 400 000 — £1 800 000. 

10. Дипломат Шарет

Моше Шарет (Черток) (1894–1965) родился в Херсоне и учился в местном хедере, но уже в 1906 году его семья, в которой идеи сионизма значили очень и очень много, репатриировалась в Палестину, где он закончил традиционное еврейское образование. После школы Моше отправился в Константинополь изучать право, а затем изучал экономику в Англии.

Моше Шарет (Черток) (1894–1965)

В 1931 году Моше Черток возвращается в подмандатную Палестину и занимает должность секретаря политического отдела Еврейского Агентства Сохнут. В 1933 году его определяют на пост главы этого отдела — он пробыл им вплоть до 1948 года, когда Израиль стал независимым — в этом он также принял самое горячее участие).

После провозглашения независимости Черток переводит свою фамилию на иврит — теперь она звучит как Шарет — и становится первым министром иностранных дел Израиля. Через 6 лет после того как Бен-Гурион подал в отставку, Моше Шарет принял пост премьер-министра Израиля, но через год вернулся на свою предыдущую должность, уступив высокий пост все тому же Бен-Гуриону.

В 1955 году Шарет оставил правительство, а в 1960 году был избран на пост председателя ВИЦО и Еврейского Агентства (Сохнут), занимался литературной и переводческой деятельностью и воспитывал блестящих израильских дипломатов.