Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Библейский бестиарий: דוכיפת – ‘духифат’


Духифат- удод. Рис. Иры Голуб
Духифат упоминается дважды в Пятикнижии Моисеевом, и оба раза при перечислении живых существ, запрещенных для употребления в пищу. Как и в случаях со многими другими животными, одно указание относится к книге Вайкра (Левит), а второе – к книге Дварим (Второзаконие), и оба֊ почти идентичны. 
«И хасида (аист), и анафа (цапля) по роду ее, духифат и аталеф (летучая мышь)» (Вайикра 11:19).
В переводах на современный русский язык разночтений нет: духифат – весьма распространенная на Ближнем Востоке птица удод. Лишь в Талмуде духифат, благодаря специфическому хохолку на голове, который отождествляется с петушьим гребнем (трактат Хулин, 63-а), назван «диким петухом» (трактат Гитин, 68-б).

Экзотическая внешность этой птички – отраженная впоследствии в стихах Велимира Хлебникова («огнем крыла пестрящие простор удоды») – способствовала тому, что удод является персонажем ряда восточных сказаний. Одно из преданий гласит, что птицу эту не употребляют в пищу по причине ее крайне дурного запаха, и, пользуясь тем, что никто не хочет близко к нему приближаться, удод прячет в своем гнезде клады.

Духифат как «дикий петух» упоминается и в агадической литературе – как хранитель «шамира», волшебного червя, точащего каменные глыбы. «Шамиром» пытается овладеть царь Соломон, которому червь необходим для начала строительства Храма. Поскольку хранитель ценного червя и сам не может не быть наделенным сверхъествественной силой, то и называется он «духифат-рассекающий горы». Вот как приближенные Соломона обманули сторожа:
«Отыскали гнездо Дикого Петуха. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился Дикий Петух. Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он «шамира» и положил его на стекло, чтобы оно раскололось. Бросили в Дикого Петуха комом земли, выронил он «шамира»; подобрали червя и унесли» (Танхума ѓа-кадум).
В «Таргум Шени» и в «Мидраш-Мишлэ» рассказывается, что именно «дикий петух» разыскал страну царицы Савской и выступил посредником в переговорах о ее встрече с царем Соломоном.

В христианской бестиарной литературе удоду тоже отводится специфическая ниша, и он представлен как птица-пророк:
«Удод молвит: кто будет в Христа верить, то избавлен будет от муки вечной»
(«Слово о птицах небесных», памятник литературы XVII века).
В славянских бестиариях встречаются следующие синонимы слова «удод»: одуд, удуд, оудод, вдова-птица, епос, попунац, алектор дивий (в последнем случае – явное влияние талмудической литературы, где удод называется «диким петухом»). В «Физиологе»* является также символом выполнения заповеди «почитай отца твоего и мать твою».
_____________________________
* “Александрийский физиолог” – сборники статей и всевозможных сведений о животных и каменьях , получившие начало во II или  в III в. в Александрии.
_____________________________

В мае 2008 года, в связи с 60-летием Израиля, Министерство экологии провело всенародный конкурс по выборам национальной птицы, и большинством голосов было решено, что орнитологический символ еврейского государства – удод:


Удод
Стоит также отметить, что одно из боевых подразделений Армии Обороны Израиля носит название «Духифат»:



Удод (Upupa epops)

Птица семейства удодовых (Upupidae). В зависимости от широты оседлая, кочующая или перелётная птица. Зимует в Африке, Южной Азии, на Ближнем Востоке. Населяет открытые места с редколесьем или рощами. Длина 20 – 32 см, вес 58 – 80 г. Оперение пёстрое: охристо-рыжее с чёрным и белым. На голове веерообразный хохол. Клюв длинный, загнут вниз. Питается беспозвоночными. Гнёзда устраивает, как правило, в дуплах. Кладка из 5 – 6 серовато-белых с голубым или охристым оттенком яиц. Свое русское название удод получил за характерный крик «уд-уд-уд», часто повторяемый самцами. Известны также такие народные названия как «потатуйка» и «пустошка».


Михаил Король,
культуролог, поэт, эссеист, краевед, гид