Зеев
- волк. Рис. Иры Голуб
|
Переводчики единодушно признают в зеэв’е (мн. число – зеэвим) обыкновенного, или серого, волка, некогда широко распространенного в Ближневосточном регионе.
О характере этого зверя мы можем судить по следующим библейским стихам:
О характере этого зверя мы можем судить по следующим библейским стихам:
- «…Как зеэвим, терзают добычу, (дабы) пролить кровь, погубить души, чтобы насытить корысть свою» (Йехэзкэйл 22:27);
- «…судьи его – зеэвим вечерние, не оставляют кости до утра» (Цфанйа 3:3).
- «За это убивает их арйэ (лев) из леса, зеэв из пустыни нападает на них, подстерегает их намер (леопард) близ городов: кто выйдет оттуда, будет растерзан, ибо многочисленны стали грехи их и усугубилась их необузданность» (Йирмейа 5:6).
Помимо хищнических повадок волкам издревле приписывались самые немыслимые, порой даже мистические свойства. Иррациональная связь человека и волка отражена в мифологиях многих народов как в виде сказаний об оборотнях (волкодлаках, вилктаках, вурдалаках и пр.), так и в виде чрезвычайно распространенных легенд о воспитании волками человеческих детей. И хотя в еврейских источниках редко встречается трансляция чужеземных преданий, одна такая история с зеэв’ом удостоилась этой чести: в «Ялкут Шимони» (Теилим, 10) упоминается легендарная римская волчица, вскормившая Рома и Ромула.
Тотемическая связь этого зверя с родоначальниками племен отражена и в Библии – в благословлении, которое дает своим детям праотец Йаков:
Тотемическая связь этого зверя с родоначальниками племен отражена и в Библии – в благословлении, которое дает своим детям праотец Йаков:
«Биньямин – зеэв хищный: утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Берешит 49:27).Причем это имя (как топоним тоже) было распространено и у других народов, населявших Ближневосточный регион:
«И поймали двух князей Мидйанских: Орэва и Зеэва, и убили Орэва в Цур-Орэве, а Зеэва убили в Йэкэв-Зеэве, и преследовали Мидйанитян; а головы Орэва и Зеэва принесли к Гидону за Йардэн» (Шофтим 7:25).Имя Зеэв и ныне весьма популярно в еврейских общинах, а в ашкеназской среде вплоть до недавнего времени было распространено двойное имя, с переводом на идиш, – Зеев-Вульф. Именно с этим именем связан один топонимический казус. Один из северных районов современного Иерусалима, территориально относящийся к древнему наделу Биньямина (Вениамина, чей тотемический знак – волк), называется Писгат-Зеэв («вершина волка»), что, как ни странно, непосредственно к волкам никакого отношения не имеет. Этот район (равно как и находящееся неподалеку поселение Гиват-Зеев) назван в честь выдающегося политического деятеля и литератора Владимира Жаботинского, русское имя которого изначально имеет еврейский аналог – Зеэв-Вульф.
В пророческих текстах, посвященных наступлению счастливых времен во время пришествия Мессии, справедливого царя- Помазанника, где описывается «исправление» инстинктов диких животных, волк выводится на первое место:
«И зеэв будет жить с кевес’ом (агнцем), и намер(леопард) будет лежать с гди (козленком); и эгел (телец), и кфир (молодой лев), и мри (буйвол) (будут) вместе; и маленький мальчик поведет их» (Йешайа 11:6).В бестиарной литературе раннего средневековья антагонизм отношений волка и овец нашел следующее поэтическое отражение :
«Он настолько враждебен овцам, что часто, когда струна из него имеется на лире, остальные струны из овец не звучат и, когда по ним ударяют, не звенят. То же самое верно и в отношении барабанов» (Тимофей из Газы «О животных», V век).Впрочем, в античной литературе встречается и чисто практический подход к проблеме защиты от волков. Так, в Мишне обсуждаются юридические тонкости, связанные с нанесением волками ущерба стаду во время несения пастухами караульной службы:
«Один волк – не «онес» (форс-мажор), два волка – «онес».
Рабби Йеѓуда говорит: в час послания волков и один волк – «онес» (Бава Мециа 7:9).
Далее выясняется, что случай с волком, когда пастух освобождается от ответственности, приравнивается к аналогичным случаям с разбойниками, львами, медведями, леопардами и змеями.
В мидрашистской литературе описывается и способ охоты на волков:
Это животное, представитель рода волков, является прямым предком домашней собаки. Самый крупный представитель семейства псовых: длина тела – до 160 см, вес – до 60 кг, высота в холке – до 90 см, длина хвоста – до полуметра.
По оценкам исследователей, в исторические времена ареал волка среди наземных млекопитающих занимал второе место по площади после ареала человека, включая и Ближневосточный регион. Ныне популяции волков сильно сократились, находясь во многих местах на грани исчезновения. Предпочитает степи, полупустыни, лесостепь.
Далее выясняется, что случай с волком, когда пастух освобождается от ответственности, приравнивается к аналогичным случаям с разбойниками, львами, медведями, леопардами и змеями.
В мидрашистской литературе описывается и способ охоты на волков:
«На волка, который мучается жаждой, расставляют силки прямо у источника» (Эстер Раба, 3:2)Знаменитое выражение по отношению к лицемерам «волк в овечьей шкуре» имеет новозаветные корни и восходит к стиху из Евангелия от Матфея:
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (7:15).В бестиарной литературе, во многом благодаря вышеприведенной цитате, образ волка приобретает достаточно широкий спектр символических обозначений. Чаще всего волк призван символизировать:
- – еретиков,
- – лихоимцев,
- – лжепророков,
- – разбойников.
Серый волк (Canis lupus)
Это животное, представитель рода волков, является прямым предком домашней собаки. Самый крупный представитель семейства псовых: длина тела – до 160 см, вес – до 60 кг, высота в холке – до 90 см, длина хвоста – до полуметра.
По оценкам исследователей, в исторические времена ареал волка среди наземных млекопитающих занимал второе место по площади после ареала человека, включая и Ближневосточный регион. Ныне популяции волков сильно сократились, находясь во многих местах на грани исчезновения. Предпочитает степи, полупустыни, лесостепь.