Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Библейский бестиарий: זאב – ‘зеэв’


Зеев - волк. Рис. Иры Голуб
Переводчики единодушно признают в зеэв’е (мн. число – зеэвим) обыкновенного, или серого, волка, некогда широко распространенного в Ближневосточном регионе.

О характере этого зверя мы можем судить по следующим библейским стихам:
  • «…Как зеэвим, терзают добычу, (дабы) пролить кровь, погубить души, чтобы насытить корысть свою» (Йехэзкэйл 22:27);
  • «…судьи его – зеэвим вечерние, не оставляют кости до утра» (Цфанйа 3:3).
  • «За это убивает их арйэ (лев) из леса, зеэв из пустыни нападает на них, подстерегает их намер (леопард) близ городов: кто выйдет оттуда, будет растерзан, ибо многочисленны стали грехи их и усугубилась их необузданность» (Йирмейа 5:6).
Особенности поведения волка всегда вызывали у человека особо эмоциональное восприятие.  
Помимо хищнических повадок волкам издревле приписывались самые немыслимые, порой даже мистические свойства. Иррациональная связь человека и волка отражена в мифологиях многих народов как в виде сказаний об оборотнях (волкодлаках, вилктаках, вурдалаках и пр.), так и в виде чрезвычайно распространенных легенд о воспитании волками человеческих детей. И хотя в еврейских источниках редко встречается трансляция чужеземных преданий, одна такая история с зеэв’ом удостоилась этой чести: в «Ялкут Шимони» (Теилим, 10) упоминается легендарная римская волчица, вскормившая Рома и Ромула.

Тотемическая связь этого зверя с родоначальниками племен отражена и в Библии – в благословлении, которое дает своим детям праотец Йаков:
«Биньямин – зеэв хищный: утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (Берешит 49:27).
Причем это имя (как топоним тоже) было распространено и у других народов, населявших Ближневосточный регион: 
«И поймали двух князей Мидйанских: Орэва и Зеэва, и убили Орэва в Цур-Орэве, а Зеэва убили в Йэкэв-Зеэве, и преследовали Мидйанитян; а головы Орэва и Зеэва принесли к Гидону за Йардэн» (Шофтим 7:25).
Имя Зеэв и ныне весьма популярно в еврейских общинах, а в ашкеназской среде вплоть до недавнего времени было распространено двойное имя, с переводом на идиш, – Зеев-Вульф. Именно с этим именем связан один топонимический казус. Один из северных районов современного Иерусалима, территориально относящийся к древнему наделу Биньямина (Вениамина, чей тотемический знак – волк), называется Писгат-Зеэв («вершина волка»), что, как ни странно, непосредственно к волкам никакого отношения не имеет. Этот район (равно как и находящееся неподалеку поселение Гиват-Зеев) назван в честь выдающегося политического деятеля и литератора Владимира Жаботинского, русское имя которого изначально имеет еврейский аналог – Зеэв-Вульф.

В пророческих текстах, посвященных наступлению счастливых времен во время пришествия Мессии, справедливого царя- Помазанника, где описывается «исправление» инстинктов диких животных, волк выводится на первое место: 
«И зеэв будет жить с кевес’ом (агнцем), и намер(леопард) будет лежать с гди (козленком); и эгел (телец), и кфир (молодой лев), и мри (буйвол) (будут) вместе; и маленький мальчик поведет их» (Йешайа 11:6).
В бестиарной литературе раннего средневековья антагонизм отношений волка и овец нашел следующее поэтическое отражение :
«Он настолько враждебен овцам, что часто, когда струна из него имеется на лире, остальные струны из овец не звучат и, когда по ним ударяют, не звенят. То же самое верно и в отношении барабанов» (Тимофей из Газы «О животных», V век).
Впрочем, в античной литературе встречается и чисто практический подход к проблеме защиты от волков. Так, в Мишне обсуждаются юридические тонкости, связанные с нанесением волками ущерба стаду во время несения пастухами караульной службы:
«Один волк – не «онес» (форс-мажор), два волка – «онес». 
Рабби Йеѓуда говорит: в час послания волков и один волк – «онес» (Бава Мециа 7:9).

Далее выясняется, что случай с волком, когда пастух освобождается от ответственности, приравнивается к аналогичным случаям с разбойниками, львами, медведями, леопардами и змеями.

В мидрашистской литературе описывается и способ охоты на волков:
«На волка, который мучается жаждой, расставляют силки прямо у источника» (Эстер Раба, 3:2)
Знаменитое выражение по отношению к лицемерам «волк в овечьей шкуре» имеет новозаветные корни и восходит к стиху из Евангелия от Матфея:
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (7:15).
В бестиарной литературе, во многом благодаря вышеприведенной цитате, образ волка приобретает достаточно широкий спектр символических обозначений. Чаще всего волк призван символизировать:
  • – еретиков,
  • – лихоимцев,
  • – лжепророков,
  • – разбойников.
Однако в некоторых случаях сакральный смысл образа волка носит и положительный характер, символизируя отказ от соблазнов, самонаказание и молитву (в последнем случае за основу символа берется щемящий душу волчий вой).


Серый волк (Canis lupus)

Это животное, представитель рода волков, является прямым предком домашней собаки. Самый крупный представитель семейства псовых: длина тела – до 160 см, вес – до 60 кг, высота в холке – до 90 см, длина хвоста – до полуметра.

По оценкам исследователей, в исторические времена ареал волка среди наземных млекопитающих занимал второе место по площади после ареала человека, включая и Ближневосточный регион. Ныне популяции волков сильно сократились, находясь во многих местах на грани исчезновения. Предпочитает степи, полупустыни, лесостепь.


Михаил Король,
культуролог, поэт, эссеист, краевед, гид