Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Миф о грязной Европе

Средневековые бани. Европа
Что вы знаете про бани Средневековья или вам действительно известно, когда Европа была немытой?
Сегодня все мы стали рабами стереотипа, мифа, согласно которого западноевропейские путешественники 17 века, побывав на Московии, дико диву дивились, что на Московии бани повсеместно распространены, в то время как сама Западная Европа ходила грязная завсегда и отродясь не мылась, чем даже гордилась.

Якобы принцы да принцессы ихние друг перед дружкой ходили павлинами да хвалились, кто из них менее всего с мылом в своей жизни встречался, и дико престижно было быть мытым единожды и то вынужденно – в момент крещения.

Это, конечно же, ложь, сказка, вымысел.

В Европе высокая банная культура существовала уже давно, на протяжении многих веков, задолго до того как на Московии появилась.

Только царь Петр Первый, в 17 веке, московитов не только алкоголизму, но и чистоте европейской научил, заставляя повсеместно их и мыться и бриться. Говорят даже что тех, кто бриться особо не хотел, царь брил сам, отрезая бороду вместе с головой.

Вообще, конечно, исторические мифы России, которая Московия, всегда дико забавны и удивительны, а все, потому что любят московиты на свое немытое московское тело историю Руси натягивать и потом с пеной у рта доказывать, что они и есть русские, наследники культуры, истории и традиции Киевской Руси.

Это, понятно, очередная ложь, часть московской мифологии.

Начнем мы с того, что чума, более известная как «Черная смерть», пришла в Европу в 1348 не потому, что значительная часть общественности европейской относительно гигиены имела мнение специфическое, а говоря попросту – пренебрегала ею. А потому что Европейская жизнь по сравнению с Московской - кипела.

Московию чума не задела, опять же, не потому что та чистой была, а потому что на отшибе стояла, на окраине цивилизованного мира, или даже скорее за его краем.

«Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси», - так обычно начинают свои тексты, большие московские знатоки истории.

Ложь конечно, не было на Московии традиции такой, и любой среднестатистический московский князь был ничуть не чище бомжа из подворотни, а пахнул….

В то время как от европейского феодала, пахло, может не ландышами, но весьма достойно.

А все, потому что в то время банное ремесло в Европе весьма развито было, и мастерства в нем Европа достигла немалого.

К примеру: вы в курсе, что в Европе издревле существовали различные курортные зоны, к примеру: вот герб города Бадена - Baden bei Wien, дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году.

Обратите внимание, что изображено на гербе, чем гордился город?

Герб города Бадена - Baden bei Wien, дарованный городу
императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году
На гербе австрийского города Бадена, практически центра Европы - мужчина и женщина в купальной кадушке!

То и есть посреди грязной и немытой Европы близ Альп Швейцарских грязные европейцы посадили в ванную женщину с мужчиной и? Гордились этим, но мыться не мылись?

Откуда же герб такой у города?

Оказывается, как описывал в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII, в поездке в Баден, в городе уже тогда было порядка 30 роскошных бань!

А для простолюдинов обычных действовали два открытых бассейна.

Идем дальше?

1400 год, «Wenzelsbibel»: как вы можете обратить внимание,
банщица в руке держит «исконно московитский» веник
Послушаем историка Фернана Броделя, который, в книге "Структуры повседневности: возможное и невозможное", пишет:
"Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе – как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку".

"Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви, и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных".

"Что касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах, тут находились парильня и кадки – обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном в 1476году ее обнаружили в герцогском лагере".
То есть, не любивший процедуры гигиенические, монарх возил с собой предмет огромного веса – для того чтобы - что? Огурцы солить?

Идем дальше:

В эпоху Филиппа IV Красивого, а это начало 1300 годов, в отчете парижского прево, упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом.

Они работали ежедневно, кроме воскресенья.

1470 год "Публичная баня", Франция
С ними правда была некоторая проблема, ибо церковь смотрела на эти заведения весьма косо, и ее можно понять, ибо бани эти и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались местными жителями для различных утех плотских, вперемешку с которыми купание находило весьма полезным и далеко не лишним.

1497 год, Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане»,
пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной
Джованни Бокаччо описывает подобное времяпровождение жителей Неаполя того времени так:
"В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен"…
14 век, типичная для него картинка, на которой мы видим
весьма роскошное заведение "для благородных"
Бани были не только в Париже, Бадене и Неаполе.

В Польше в одном только Кракове к 14 веку насчитывалось 12 общественных бань, в которых, по некоторым данным, бывал сам король.

Так, по состоянию на 1340 год известно, что бани были и в таких городах как:
  • - Нюрнберге, в котором насчитывалось 9 бань;
  • - Эрфурт славился 10 банями;
  • - Вена могла похвастаться 29 банями;
  • - Бреслау/Вроцлав – 12 банями.
Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

При этом заметьте – бани строили преимущественно для низших слоев населения, богатые граждане Европы предпочитали мыться дома.

Несмотря на то, что водопровода в Париже не было, воду им доставляли уличные водоносы.

1320 год, художник Мемо ди Филипуччо,
"Супружеская ванна", фреска, городской музей Сан-Джиминьяно

Это так называемые века – Средние... А что же было раньше?

Трагичный, но факт свидетельствует, что в 1045 году несколько важных персон, а в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

А вот как, к примеру, описывает водные процедуры Эйнгард, в своем труде "Жизнеописание Карла Великого":
"Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе".
1356 год, обычная частная ванна

Немного отвлечемся от основной темы.

Чем же мылись европейцы?

Мылом! Европейцы мылись мылом, которое сами же варили.

Существует две версии появления мыла в средневековой Европе:
  • - согласно первой версии мыло производили с VIII века в Неаполе;
  • - мыло начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, а Европу с ним познакомили крестоносцы.
Существует даже трактат Аль-Рази от 981 года, где описывается способ получения мыла.

Однозначно известно, что около 1100 года мыловарни вовсю работали в: Испании, Англии, Франции, где варили мыло – из животного жира.

В Британской энциклопедии можно также найти данные о мыловаренных заводах, правда речь идет про начало 13 века.

В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, именно его мыловарню очень часто упоминают, как первую, начавшую производить именно европейское мыло. Известно также что он достиг большой известности и коммерческого успеха.

В 16 веке в Европе мылом уже торговали вовсю, особенно ценились изделия венецианских и кастильских мастеров. Следуя их примеру и многие стали заводить свое производство.

Выглядело мыло примерно так:


Подробное описание монастырской купальни вы можете найти в "Имени Розы" Умберто Эко – это отдельные ванны, разделенный занавесками, в частности, в одной из таких утонул Беренгар.

А вот цитата из устава ордена Августинцев:
"В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий".
1587 год, Ханс Бок, "Общественные бани",
 Швейцария, Художественная галерея Базеля
А эта цитата из "Валенсийского кодекса" 13 века:
"Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу. Женщины идут в понедельник и в среду. Евреи идут в пятницу и в воскресенье. Ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню, и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают. И если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи. Также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день. Также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом, а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить в пропасть".
14 век, паровая баня
Вот такая вот дивная история про немытую и отсталую Европу.

Оказывается, что в основе его, как обычно, лежала неуемная фантазия архитекторов "русского мира", и фактов, подтверждающих наличие тотальной грязищи в Европе, нет, в то время как о банях на Московии стало известно только при Петре I, и то потому, что именно он их отстроил!

До него о банях Москвы – тишина!

Современная реконструкция стандартной публичной бани 14-15 веков, эконом-класс, версия для бедных, бюджетная: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах.
Надо конечно отметить, что благодаря роли церкви, у банного дела в Европе в 16-18 веке наблюдался некоторый упадок, но опять же, католическое духовенство в основном лишь запрещало совместное мытье мужчин и женщин.

В 1526 году Эразм Роттердамский писал:
"Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них".
Чума не стало следствием игнорирования гигиенических процедур, она стала причиной их исключения из жизни людей, потому как, известно, что большинство вирусных заболеваний, как это не удивительно, особенно хорошо передаются именно в банях.