Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Как исчезают цивилизации

За последние несколько десятилетий количество языков в мире уменьшилось вдвое. Когда под угрозой оказывается одна из двух существующих в мире популяций серого кита, мы трубим в трубу, и правильно делаем. Ведь если популяция вымрет, вдвое уменьшится разнообразие генов серого кита, а это страшный удар по его будущему: нет источника разнообразия — нет успешной эволюции.

Сокращение разнообразия культур — никак не меньшая трагедия. Культуры похожи на живые организмы: они так же воспроизводятся в череде поколений, так же зависят от условий среды. С точки зрения антрополога, цивилизация — это и есть сумма существующих на Земле культур. И каждое слагаемое одинаково важно — и англоязычная культура, и культура носителей языка йоруба. Уменьшение количества культур — это упрощение цивилизации, выхолащивание ее настоящего и, раз так, будущего.

И вроде бы это имеет к нам гораздо более тесное отношение, чем будущее серого кита. Однако для большинства из нас проблемы шаманов из Амазонии — это экзотика, что-то из области National Geographic. И вот как раз про это говорит канадский антрополог Уэйд Дэвис (Wade Davis), один из ветеранов этого самого Национального географического общества. Он придумал понятие «этносфера», то есть «совокупность всех культур на Земле» — по аналогии с понятием «биосфера» (сумма всех живых организмов) или «ноосфера» (сумма разума). Глядя на то, как гибнет этносфера, Дэвис пытается сказать, что вся огромная индустрия National Geographic — это не развлечение где-то на 12-й кнопке ТВ, между «Дискавери» и «Формулой 1». Это окно, через которое мы можем бросить прощальный взгляд на половину своего «я», а вместе с тем и на то будущее, которое для этого «я» никогда не наступит.

Герои лекции Дэвиса — люди и их способы выживать. Рассказывая о конкретных человеческих ситуациях, он помогает нам ощутить: эти люди совершенно такие же, как мы; они не хотят и не собираются вымирать сами, они просто не могут совладать с грубым натиском превосходящей силы. В лекции много таких примеров — от геноцида тибетцев до невосполнимой вырубки лесов в краю пенан, кочевого народа Юго-Восточной Азии, свободно жившего в лесах всего поколение назад. Эти проблемы актуальны и для России. Малые культуры целенаправленно разрушались советской властью (например, принудительно осаждались кочевники — калмыки и чукчи), но в эпоху дикого капитализма ситуация не лучше. Прошлогодний пример с народом водь — жертвой строительства порта в Ленинградской области — лишь один из многих.

Говоря об уничтожении культур, Дэвис цитирует знаменитого антрополога Маргарет Мид (Margaret Mead), которая незадолго до своей смерти сказала, чего она боится больше всего: «Двигаясь к единому бесформенному мировоззрению, мы не только увидим, как все возможности человеческого воображения сужаются до одной узкой модальности. Однажды мы проснемся и не будем помнить, что были и другие возможности». Сегодняшняя лекция — шанс узнать больше об этих «других возможностях», пока они еще существуют.