Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Мифические мегаполисы: Пифом, Пер-Рамсес и исход израильтян из Египта

Исход Израиля из Египта

Исход Израиля из Египта.
Найдут ли когда-нибудь археологи конкретные доказательства
Исхода и метрополий, построенных израильтянами в Египте?


Легендарные египетские метрополии Пифом и Пер-Рамсес впервые упоминаются в ветхозаветной истории Исхода. Одна из основ иудейской религии; она рассказывала о бедственном положении израильтян из-за их нечестивых повелителей, египетских фараонов.

Ученые придают огромное значение обнаружению их (израильтян) местонахождения по двум основным причинам: установление отправной точки маршрута Исхода и определение столицы древнего Египта при Рамсесе II, которого долгое время считали злодейским фараоном.


Исход израильтян.  Дэвид Робертс

Исход израильтян.
Дэвид Робертс

История Исхода:
использование израильского труда для строительства мегаполисов

История Исхода повествует о том, как фараон покорил израильтян в ответ на их увеличение в размерах, превратив их в рабов и приказав убить всех еврейских мальчиков при рождении. В результате мать Моисея положила своего новорожденного ребенка в корзину и сплавила его по реке, где его нашла дочь фараона, которая воспитала ребенка как своего собственного. Когда Моисей вырос, зная о своем еврейском происхождении, он убил египтянина, избивавшего израильского раба, и сразу же скрылся с места происшествия.

Именно в этот момент Бог связался с беглецом через горящий куст, приказав Моисею вернуть свой народ, израильтян, в землю обетованную Ханаанскую. Моисей организовал израильтян, став их лидером, и потребовал от фараона положить конец их принудительному труду. Несмотря на превращение своего посоха в змею, фараон остается неубежденным и предписывает несчастным израильтянам еще больше работы.

В качестве наказания Бог посылает серию из десяти разрушительных казней, чтобы нанести ущерб древнему египетскому царству. Среди этих язв Нил превращается в кровь, египетская пыль превращается в комаров, появляются полчища саранчи и уничтожают посевы, а гнойные нарывы заражают людей и животных болезнями.

После последней чумы, когда все первенцы мужского пола в Египте убиты, фараон уступает, освобождая израильтян. Странствующие евреи направляются на восток к горе Синай, а Моисей, как известно, разделил Красное море по пути. На горе Синай Бог появляется в раскате грома и молнии, давая Моисею две каменные плиты с десятью заповедями, которые определят еврейскую и христианскую религиозную доктрину.

В период принудительных работ в Исходе 1:11 говорится, как израильтяне «построили для фараона города с сокровищами, Пифом и Раамсес». Города, которые, как говорят, были построены на девственной земле, характеризовались роскошными храмами, большими размерами, множеством кладовых для сокровищ и богатств, высокими глинобитными стенами, построенными без соломы, и были расположены близко друг к другу.

Десятая казнь

Десятая казнь, описанная в Исходе, заключалась в избирательном умерщвлении
всех египетских первенцев и первородного скота.

В поисках древней столицы Пифом

Местонахождение Пифома, или Пер-Атума в честь египетского бога солнца Атума , было сужено до двух мест. В 1884 году Эдуард Навиль, швейцарский археолог и египтолог, определил Пифом в Телль-эль-Машкуте, месте примерно в 10 милях (16 км) к западу от Исмаилии в Египте, где Навиль обнаружил множество артефактов, содержащих надписи, относящиеся к Пер-Атуму. Например, на одной статуе были слова «хороший летописец Атума», в Птолемеевской надписи город упоминается трижды, а на территории было обнаружено множество религиозных памятников Атуму.

Археологические находки также соответствовали некоторым чертам рассказа об Исходе . Огромные размеры Пифома подтверждались площадью 55 000 ярдов (50 292 м ), окруженной стеной, а стены, построенные из сырцового кирпича без соломы, отражали материалы, раскрытые в библейском описании. Храм располагался на наиболее вероятном пути Исхода, дороге, ведущей из Египта, называемой Вади-Тумулат, и его расположение на торговом пути между Красным морем и Нилом оправдывало необычно большое количество складских помещений, раскопанных на этом месте, и свидетельствовало о том, что храм был важным торговым центром региона.

Тем не менее, хотя ветхие предметы, обнаруженные на этом месте, намекали на Пер-Атум, не было точных доказательств того, что это название поселения использовалось в Древнем Египте. Фактически, город был известен как Чеку во времена 19-й династии Рамсеса II . Более того, доказательств того, что это была недавно построенная цитадель во времена Рамессида, согласно рассказу Исхода, не хватало, и было показано, что близлежащий Телль-эр-Ретаба был построен за много лет до Нового Царства Рамсеса II.

Кроме того, некоторые ученые, такие как Эрик Апхилл, не были впечатлены поселением, которому не хватало величия города, якобы известного на протяжении веков, и указали на альтернативное место под названием Иуну. Иуну был крупным религиозным центром, заметно большим, чем Телль-эр-Машкута, и в нем располагалось множество храмовых построек и святынь.

Раскопки показали, что в большинстве останков упоминается Рамсес II, а несколько архитектурных сооружений, таких как караульное помещение периода Рамессида, и особенности, такие как резной каменный дверной проем со словами «возлюбленный Атума, великого бога-владыки Иуну», сильно намекают на Рамсеса II. Более того, древний план, найденный на столе для жертвоприношений в Иуну, был связан с планировкой храма Атума, определяющей характеристикой мифического Пифома. Таким образом, Пифом должен был быть либо в Телль-эль-Машкуте, либо в Иуну.

Изображение кирпичных кладовых библейского мегаполиса Пифом

Изображение кирпичных кладовых библейского мегаполиса Пифом, предположительно находящегося на месте археологических раскопок Телль-эль-Масхута в Египте.

Охота за библейской метрополией Раамсес (Пер-Рамсес)

В отличие от этого, точное местонахождение библейского Раамсеса (также известного как Пер-Рамсес), второго города, представленного в Исходе, определить было гораздо труднее. Первоначально было предложено четыре участка: Телль-эр-Ретеба, Пелузиум, Танис и Кантис.

Первый, Телль-эр-Ретаба, примерно в 62 милях (100 км) от Каира, был удобно расположен очень близко к Телль-эр-Машкуте, как Пифом и Раамсес, как говорят, были в истории Исхода, и представлял собой святилище Рамсеса. II. Блок храма, изображающий Рамсеса II, поражающего сирийского пленника, а также надпись, найденная на могиле чиновника, идентифицирующая его как «главного лучника, надзирателя за зернохранилищами», позволяют предположить, что поселение имело сильную связь с Рамсесом II и свидетельствовало о существовании склады. Тем не менее, это было, вероятно, наименее убедительное местоположение из всех предложенных мест. Храм Рамсеса был слишком мал, чтобы быть королевской резиденцией, и не было убедительных доказательств связи памятников с городом Пер-Рамсес. Следующая область, Пелусий, была предложена Гарднером после того, как он просмотрел доступную египетскую литературу в поисках ссылок на Пирамесса.

Для Гарднера эпитет города «Великий побед» сильно намекал на то, что город расположен недалеко от военной дороги в Азию. Ссылаясь на греко-римские тексты, он связал описание Пирамесса, «Воды Гора дают соль» и «Воды Гора дают тростник», с областью Нила с проточной водой в 14-м номе Древнего Египта, а также римляне и греки называли его «Водами Гора».

Основываясь на двух библейских ссылках, Гарднер утверждал, что древняя цитадель должна была обозначать границу Египта, что также подтверждалось описаниями в египетских текстах Анастаси, в которых Пер-Рамсес сообщался как «между Джахи и Египтом» и как «авангард каждой земли», земля Египетская. Это привело Гарднера к морскому порту Пелезиум, который, по его мнению, был достаточно большим, чтобы быть столицей фараона, со ссылкой на греческого географа Страбона, который описал его как находящийся в двух с четвертью милях от моря.

Однако главная слабость аргумента заключалась в том, что он полагался исключительно на письменные отчеты без каких-либо археологических свидетельств, подтверждающих его утверждения. Вдобавок к этому в этом районе никогда не было обнаружено никаких находок, относящихся к Новому царству Рамсеса II, а расположение Пелезия в 20 милях (32 км) от официального приграничного города Чель было совершенно неподходящим для столицы, поскольку за пределами Египта.

На снимке раскопки в Телль-эль-Масхуте в Египте

Археологи были заняты поиском древних мегаполисов Пирамсес и Пифом.
На снимке раскопки в Телль-эль-Масхуте в Египте.


Третьим местом был Танис, где было найдено такое огромное количество артефактов 19-й династии Рамсеса II, что это убедило ученого М. Монте покинуть Пелезиум. Также следует отметить отсутствие памятников 18-й династии на этом месте и надписей, относящихся к фундаменту нового храма, что подразумевает, что храм Атума был новой постройкой, заказанной Рамсесом II, что точно соответствовало утверждению истории Исхода о том, что храм был построен израильтяне на девственной земле. Кроме того, целый ряд божеств, связанных с Рамсесом II, таких как Атум, Ваджит и Сехмет, имели святилища.

Это затерянный египетский город Пер-Рамсес?

В 1940 году французский египтолог раскопал не одну, а дюжину царских гробниц недалеко от древнего города Танис. Было ли это местонахождением Пер-Рамсеса, легендарной столицы Рамсеса II?


С другой стороны, подобно проблемам в Телль-эр-Ретабе, ни в одной из археологических находок не было прямых ссылок на Пер-Рамсес, а другие египтологи утверждали, что объекты Рамсеса II были доставлены в Танис из Мемфиса или Гелиополя, где находился Рамсес II . уже прочно утвердился. Возможно, самый большой контраргумент исходит из литературных ссылок, в которых место поклонения Ваджиту располагалось на севере, где, как было установлено, храм Амона находился при раскопках Таниса.

Последним и наиболее убедительным предложенным местом был Qantis. Параллельно с большинством памятников можно было найти многочисленные упоминания о Рамсесе II, а также большие гранитные блоки, свидетельствующие о существовании храма. Но, в отличие от других, голубая глазурованная плитка, как сообщается, из одного из королевских дворцов Рамсеса II, была найдена в большом количестве, что заставило некоторых предположить, что к королевским покоям была пристроена фабрика по производству плитки. Кроме того, надпись « Пер-Рамсес-мери-Амон » (царская резиденция) была первым случаем, когда прямое упоминание о Пер-Рамсесе было обнаружено в восточной дельте Египта.

Свидетельства с этого места также указывают на непрерывную линию королевских памятников, построенных в течение 200 лет, демонстрируя, что Кантис был не просто местом одного короля, и предполагают, что это был крупный дворцовый город. Масштаб и сложность плитки, которая включала множество цветов и оттенков, не имели никакого сравнения с другими древнеегипетскими городами и служили примером великолепия Пирамесса, описанного в литературе.

Более того, наземные изыскания 1996, 2003 и 2008 годов показали, что резиденция построена на целине. Кантис явно был огромным городским центром с обширным дворцовым комплексом, и с тех пор он был определен как наиболее вероятное местонахождение прославленного города Рамсес из истории Исхода.

Фрагмент «Исхода» Ж. Тиссо

Фрагмент «Исхода» Ж. Тиссо

Правдива ли история Исхода?

Хотя существование древних метрополий, известных как Пифом и Пирамсес, несомненно, до сих пор не осталось никаких исторических свидетельств остальной части истории Исхода. В течение значительного времени ученые основывали свои размышления об истории Исхода и ее возможной исторической реальности на том, что сейчас рассматривается как классическая интерпретация. Во-первых, Рамзес в библейской сказке идентифицируется как фараон Рамсес II, правивший между 1279 и 1213 годами до нашей эры, и его новая столица Пирамес.

Во-вторых, знаменитый отрывок из «Папируса Анастаси» о полукочевых племенах, пересекающих Восточную Дельту, был связан с иммиграцией израильских племен в Египет. В-третьих, предполагалось, что с окончанием периода Рамессидов в 1069 г. до н.э. и падением Пер-Рамсеса как почитаемой столицы имя Рамсес исчезло вместе с ним. Наконец, надпись со стелы победы фараона Мернептаха 1208 г. до н.э., в которой упоминается этническая группа под названием «Израиль», иллюстрирует, что история Исхода должна была произойти до этой даты, во время правления Рамсеса II.

Однако просто нет доказательств существования израильской диаспоры в конце второго тысячелетия до нашей эры, когда Египтом правил Рамсес. Известно, что Рамсес II оставил после себя больше всего записей из всех египетских монархов, однако нет ни единого упоминания о событиях истории Исхода. Более того, в отличие от классической теории, названия библейских метрополий Пифом и Рамсес (Пирамсес) продолжали жить после времен Рамессида, и многие места носили те же названия, что делало невозможным точное определение местонахождения городов из истории Исхода. 13 век до н.э.

Вместо этого исторические истоки израильского рабства были связаны с принудительным трудом евреев в 7 веке до нашей эры при фараоне Нехо из 26-й династии и его жесткой налоговой системе. Наиболее вероятно, что еврейский писец, написавший Исход, использовал имена Пифом и Раамсес, потому что они были легко узнаваемы, и что его рассказ не имел ничего общего с историей Египта.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Jake Leigh-Howarth,
«Mythical Metropolises: Pithom, Piramesses, and the Israelite Exodus of Egypt»


По теие: