Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Моисей: миф, вымысел или история?

«Моисей и скрижали закона», Хосе де Рибера

«Моисей и скрижали закона»,
Хосе де Рибера


На заре библейской археологии было много оптимизма по поводу того, что новая наука сможет подтвердить существование Моисея, доказав, что действительно было великое переселение людей из Египта, которые в конце концов завоевали и заселили Ханаан. Этот преждевременный оптимизм был разбит суровой реальностью последующих раскопок.

В «Найденной Библии» израильские археологи Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман развеяли все иллюзии относительно того, что их раскопки подтвердили историю Исхода :

«Процесс, который мы здесь описываем, на самом деле противоположен тому, что мы имеем в Библии: появление раннего Израиля было следствием краха ханаанской культуры, а не его причиной. И большинство израильтян пришли не из-за пределов Ханаана — они вышли из него. Массового исхода из Египта не было.Никакого насильственного завоевания Ханаана не было. Большинство людей, сформировавших ранний Израиль, были местными жителями — теми же людьми, которых мы видим в высокогорье на протяжении бронзового и железного веков. Ранние израильтяне — ирония судьбы — сами изначально были хананеями (ханаанеи)!» [1]
(Finkelstein & Silberman The Bible Unearthed, 118)

«Исход израильтян», Дэвид Робертс, 1829 г

Книга Исход:
«Исход израильтян», Дэвид Робертс, 1829 г


Их заключение стало серьезным ударом для тех, кто верил, что Моисей был реальным человеком. Но вопрос о существовании пророка — действительно ли он был ущербным человеком из плоти и крови или вымышленным персонажем, вынужденным прыгать через обручи своего создателя, — тернист. Библейская история великого человека полна противоречий и загадок. В отличие от истории Иосифа, в которой различимы начало, середина и конец, повествование Моисея разрознено и бессвязно. Сначала нас заставляют поверить, что он первый ребенок; только для того, чтобы позже выяснилось, что у него есть старшие братья и сестры. Нам сказали, что он был усыновлен египетской принцессой, но никаких подробностей о его детстве не приводится. Единственное сообщение о его смерти, мягко говоря, отрывочное, и никто не знает, где похоронен один из самых значительных деятелей в истории.

«Нахождение Моисея», Эдвин Лонг, 1886 г.

«Нахождение Моисея», Эдвин Лонг, 1886 г.


Мы полагаем, что Моисей был реальным человеком, чья родословная оскорбляла потомков Левия, левитских писцов, редактировавших Тору в своих целях. Не в силах объяснить египетское образование, внешность и акцент Моисея, писцы были вынуждены скрыть его генеалогическое древо. Если истина о том, что Моисей принадлежал к дому Иосифа, когда-нибудь просочится, писцы могут быть лишены своих важных священнических прав и привилегий. Крайне важно, чтобы великий пророк был не только из их собственного Дома Левия, но и чтобы его видели как принадлежащего к нему. В своем отчаянном корыстном подтасовывании памяти о Моисее писцы никак не могли предположить, что однажды составленная ими фрагментарная биография пророка убедит ученых в том, что он не более чем миф.

В Мидиане

В нашей реконструкции дети Израиля были изгнаны из Египта из-за убийства Иосифа. Моисей родился от вдовы Иосифа, Асенафы, и вырос как священник в храме Гелиополя, где много лет назад фараон Эхнатон создал монотеизм. Родившийся после изгнания Моисей был единственным израильтянином, оставшимся в Египте. Не породило ли это чувство исключительности психологическую склонность к египетскому монотеизму?

Мы видели, что египетский историк Манефон считал, что Моисей был связан с опасными верованиями. Египтяне восприняли монотеизм как большую угрозу; религия, которая поклялась уничтожить их многочисленных богов. Получил ли Моисей веру в единого Бога от жрецов Гелиополя или от бога Рагуила, Яхве? Левиты проголосовали за Яхве. Фрейд отдавал предпочтение Гелиополису. Мы согласны с Фрейдом.

Мы знаем, что Моисей был египетским жрецом/магом, но в отличие от Рагуила, который также обучался тому же искусству, у Моисея не было ограничений в своем образовании. Монотеизм Эхнатона - это не то, что жрецы Гелиополиса, вероятно, не открыли бы Реуэлю. Каким бы талантливым он ни был - он все равно был иностранцем. Напротив, Моисей был внуком первосвященника.

В это время, лет двадцать или больше, еврейская семья Моисея жила в Мадиамском оазисе под властью своего первосвященника Рагуила. Моисей не имел с ними контакта. Только после того, как он полностью вырос, стал генералом в армии фараона и успешно отвоевал Эфиопию, Моисей покинул Египет. Причиной его ухода вполне могло быть приход к власти нового фараона, который «не знал Иосифа». (Исход 1:8)

Как и Фрейд, мы верим, что было два человека, которые взяли имя Моисей. Первый Моисей был воспитан в Гелиополе его матерью Асенафой и ее отцом, первосвященником. Вторым человеком был волшебник Реуил, у которого были мотив, средства и возможность успешно убить первоначального пророка, украсть его личность и вернуть себе то, что он считал своим законным местом лидера евреев.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Rand Flem-Ath*,
«Moses: Myth, Fiction or History?»



* Рэнд Флем-Ат имеет степень магистра библиотечного дела Университета Британской Колумбии. Он был старшим научным сотрудником Business International UK, в настоящее время являющегося частью The Economist.

Стандартный биографический справочник «Современные авторы» пишет, что Рэнд известен своей «глубокой самоотверженностью и разнообразными исследованиями…» навыками, которые Рэнд привносит в свое  25-летнее изучение библейской истории Моисея.

Эта статья взята из новой книги Rand & Rose Flem-Ath «Убийство Моисея» — это новаторский пересказ истории Моисея.

(Примеч. Louiza Smith)