«Моисей и скрижали закона», |
На заре библейской археологии было много оптимизма по поводу того, что новая наука сможет подтвердить существование Моисея, доказав, что действительно было великое переселение людей из Египта, которые в конце концов завоевали и заселили Ханаан. Этот преждевременный оптимизм был разбит суровой реальностью последующих раскопок.
В «Найденной Библии» израильские археологи Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман развеяли все иллюзии относительно того, что их раскопки подтвердили историю Исхода :
«Процесс, который мы здесь описываем, на самом деле противоположен тому, что мы имеем в Библии: появление раннего Израиля было следствием краха ханаанской культуры, а не его причиной. И большинство израильтян пришли не из-за пределов Ханаана — они вышли из него. Массового исхода из Египта не было.Никакого насильственного завоевания Ханаана не было. Большинство людей, сформировавших ранний Израиль, были местными жителями — теми же людьми, которых мы видим в высокогорье на протяжении бронзового и железного веков. Ранние израильтяне — ирония судьбы — сами изначально были хананеями (ханаанеи)!» [1]
Их заключение стало серьезным ударом для тех, кто верил, что Моисей был реальным человеком. Но вопрос о существовании пророка — действительно ли он был ущербным человеком из плоти и крови или вымышленным персонажем, вынужденным прыгать через обручи своего создателя, — тернист. Библейская история великого человека полна противоречий и загадок. В отличие от истории Иосифа, в которой различимы начало, середина и конец, повествование Моисея разрознено и бессвязно. Сначала нас заставляют поверить, что он первый ребенок; только для того, чтобы позже выяснилось, что у него есть старшие братья и сестры. Нам сказали, что он был усыновлен египетской принцессой, но никаких подробностей о его детстве не приводится. Единственное сообщение о его смерти, мягко говоря, отрывочное, и никто не знает, где похоронен один из самых значительных деятелей в истории.
Мы полагаем, что Моисей был реальным человеком, чья родословная оскорбляла потомков Левия, левитских писцов, редактировавших Тору в своих целях. Не в силах объяснить египетское образование, внешность и акцент Моисея, писцы были вынуждены скрыть его генеалогическое древо. Если истина о том, что Моисей принадлежал к дому Иосифа, когда-нибудь просочится, писцы могут быть лишены своих важных священнических прав и привилегий. Крайне важно, чтобы великий пророк был не только из их собственного Дома Левия, но и чтобы его видели как принадлежащего к нему. В своем отчаянном корыстном подтасовывании памяти о Моисее писцы никак не могли предположить, что однажды составленная ими фрагментарная биография пророка убедит ученых в том, что он не более чем миф.
Мы видели, что египетский историк Манефон считал, что Моисей был связан с опасными верованиями. Египтяне восприняли монотеизм как большую угрозу; религия, которая поклялась уничтожить их многочисленных богов. Получил ли Моисей веру в единого Бога от жрецов Гелиополя или от бога Рагуила, Яхве? Левиты проголосовали за Яхве. Фрейд отдавал предпочтение Гелиополису. Мы согласны с Фрейдом.
Мы знаем, что Моисей был египетским жрецом/магом, но в отличие от Рагуила, который также обучался тому же искусству, у Моисея не было ограничений в своем образовании. Монотеизм Эхнатона - это не то, что жрецы Гелиополиса, вероятно, не открыли бы Реуэлю. Каким бы талантливым он ни был - он все равно был иностранцем. Напротив, Моисей был внуком первосвященника.
В это время, лет двадцать или больше, еврейская семья Моисея жила в Мадиамском оазисе под властью своего первосвященника Рагуила. Моисей не имел с ними контакта. Только после того, как он полностью вырос, стал генералом в армии фараона и успешно отвоевал Эфиопию, Моисей покинул Египет. Причиной его ухода вполне могло быть приход к власти нового фараона, который «не знал Иосифа». (Исход 1:8)
Как и Фрейд, мы верим, что было два человека, которые взяли имя Моисей. Первый Моисей был воспитан в Гелиополе его матерью Асенафой и ее отцом, первосвященником. Вторым человеком был волшебник Реуил, у которого были мотив, средства и возможность успешно убить первоначального пророка, украсть его личность и вернуть себе то, что он считал своим законным местом лидера евреев.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Rand Flem-Ath*,
«Moses: Myth, Fiction or History?»
* Рэнд Флем-Ат имеет степень магистра библиотечного дела Университета Британской Колумбии. Он был старшим научным сотрудником Business International UK, в настоящее время являющегося частью The Economist.
Стандартный биографический справочник «Современные авторы» пишет, что Рэнд известен своей «глубокой самоотверженностью и разнообразными исследованиями…» навыками, которые Рэнд привносит в свое 25-летнее изучение библейской истории Моисея.
Эта статья взята из новой книги Rand & Rose Flem-Ath «Убийство Моисея» — это новаторский пересказ истории Моисея.
В «Найденной Библии» израильские археологи Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман развеяли все иллюзии относительно того, что их раскопки подтвердили историю Исхода :
«Процесс, который мы здесь описываем, на самом деле противоположен тому, что мы имеем в Библии: появление раннего Израиля было следствием краха ханаанской культуры, а не его причиной. И большинство израильтян пришли не из-за пределов Ханаана — они вышли из него. Массового исхода из Египта не было.Никакого насильственного завоевания Ханаана не было. Большинство людей, сформировавших ранний Израиль, были местными жителями — теми же людьми, которых мы видим в высокогорье на протяжении бронзового и железного веков. Ранние израильтяне — ирония судьбы — сами изначально были хананеями (ханаанеи)!» [1]
(Finkelstein & Silberman The Bible Unearthed, 118)
Книга Исход: |
Их заключение стало серьезным ударом для тех, кто верил, что Моисей был реальным человеком. Но вопрос о существовании пророка — действительно ли он был ущербным человеком из плоти и крови или вымышленным персонажем, вынужденным прыгать через обручи своего создателя, — тернист. Библейская история великого человека полна противоречий и загадок. В отличие от истории Иосифа, в которой различимы начало, середина и конец, повествование Моисея разрознено и бессвязно. Сначала нас заставляют поверить, что он первый ребенок; только для того, чтобы позже выяснилось, что у него есть старшие братья и сестры. Нам сказали, что он был усыновлен египетской принцессой, но никаких подробностей о его детстве не приводится. Единственное сообщение о его смерти, мягко говоря, отрывочное, и никто не знает, где похоронен один из самых значительных деятелей в истории.
«Нахождение Моисея», Эдвин Лонг, 1886 г. |
Мы полагаем, что Моисей был реальным человеком, чья родословная оскорбляла потомков Левия, левитских писцов, редактировавших Тору в своих целях. Не в силах объяснить египетское образование, внешность и акцент Моисея, писцы были вынуждены скрыть его генеалогическое древо. Если истина о том, что Моисей принадлежал к дому Иосифа, когда-нибудь просочится, писцы могут быть лишены своих важных священнических прав и привилегий. Крайне важно, чтобы великий пророк был не только из их собственного Дома Левия, но и чтобы его видели как принадлежащего к нему. В своем отчаянном корыстном подтасовывании памяти о Моисее писцы никак не могли предположить, что однажды составленная ими фрагментарная биография пророка убедит ученых в том, что он не более чем миф.
В Мидиане
В нашей реконструкции дети Израиля были изгнаны из Египта из-за убийства Иосифа. Моисей родился от вдовы Иосифа, Асенафы, и вырос как священник в храме Гелиополя, где много лет назад фараон Эхнатон создал монотеизм. Родившийся после изгнания Моисей был единственным израильтянином, оставшимся в Египте. Не породило ли это чувство исключительности психологическую склонность к египетскому монотеизму?Мы видели, что египетский историк Манефон считал, что Моисей был связан с опасными верованиями. Египтяне восприняли монотеизм как большую угрозу; религия, которая поклялась уничтожить их многочисленных богов. Получил ли Моисей веру в единого Бога от жрецов Гелиополя или от бога Рагуила, Яхве? Левиты проголосовали за Яхве. Фрейд отдавал предпочтение Гелиополису. Мы согласны с Фрейдом.
Мы знаем, что Моисей был египетским жрецом/магом, но в отличие от Рагуила, который также обучался тому же искусству, у Моисея не было ограничений в своем образовании. Монотеизм Эхнатона - это не то, что жрецы Гелиополиса, вероятно, не открыли бы Реуэлю. Каким бы талантливым он ни был - он все равно был иностранцем. Напротив, Моисей был внуком первосвященника.
В это время, лет двадцать или больше, еврейская семья Моисея жила в Мадиамском оазисе под властью своего первосвященника Рагуила. Моисей не имел с ними контакта. Только после того, как он полностью вырос, стал генералом в армии фараона и успешно отвоевал Эфиопию, Моисей покинул Египет. Причиной его ухода вполне могло быть приход к власти нового фараона, который «не знал Иосифа». (Исход 1:8)
Как и Фрейд, мы верим, что было два человека, которые взяли имя Моисей. Первый Моисей был воспитан в Гелиополе его матерью Асенафой и ее отцом, первосвященником. Вторым человеком был волшебник Реуил, у которого были мотив, средства и возможность успешно убить первоначального пророка, украсть его личность и вернуть себе то, что он считал своим законным местом лидера евреев.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Rand Flem-Ath*,
«Moses: Myth, Fiction or History?»
* Рэнд Флем-Ат имеет степень магистра библиотечного дела Университета Британской Колумбии. Он был старшим научным сотрудником Business International UK, в настоящее время являющегося частью The Economist.
Стандартный биографический справочник «Современные авторы» пишет, что Рэнд известен своей «глубокой самоотверженностью и разнообразными исследованиями…» навыками, которые Рэнд привносит в свое 25-летнее изучение библейской истории Моисея.
Эта статья взята из новой книги Rand & Rose Flem-Ath «Убийство Моисея» — это новаторский пересказ истории Моисея.
(Примеч. Louiza Smith)